Административное принуждение: сущность, основания и виды

Административное принуждение – это метод психического или физического воздействия на сознание и поведение людей, применяемый в сфере государственного управления в целях предупреждения, пресечения административных правонарушений и привлечения виновных лиц к административной ответственности.

В числе административно-правовых методов имеются средства принудительного характера, использование которых оказывает влияние на регулирование общественных отношений. В своей совокупности они составляют институт административного принуждения.

В самом широком смысле административное принуждение призвано обеспечить исполнение правил поведения, выраженных в административно-правовых нормах.

Меры административного принуждения весьма многочисленны и разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку применения, что создаёт объективные предпосылки для их классификации.

В зависимости от целей и способа обеспечения правопорядка, определяемых объективным характером общественных отношений и противоправных посягательств на эти отношения, все меры административного принуждения можно подразделить на четыре группы:

1) административно-предупредительные меры;

2) меры административного пресечения;

3) меры административной ответственности;

4) меры административно-процессуального обеспечения.

Административно-предупредительные меры. Основанием для применения административно-предупредительных мер является не правонарушение, а наступление особых, установленных законодательством условий как связанных, так и не связанных с действиями человека (предусмотренных гипотезой нормы – это могут быть пожары, наводнения, эпидемии, эпизоотии, аварии, розыск преступника, несчастные случаи и т. д.).

Административно-предупредительным мерам присуща ярко выраженная профилактическая направленность. Государство, используя эти меры, стремится защитить общественные отношения от возможных нарушений, причинения им того или иного вреда, предотвратить их наступление.

Наиболее типичными из них являются следующие:

1) контроль и надзорные проверки;

2) досмотр вещей и личный досмотр (таможенный, милицейский);

3) проверка документов, удостоверяющих личность:

- при проверке паспортного режима (по месту временного или постоянного жительства);

- при отказе уплатить штраф на месте;

- при составлении протокола;

- по подозрению в совершении правонарушения;

- при вызове повесткой в правоохранительные органы;

- при пересечении границы и др.

4) административное задержание;

5) введение карантина (при эпидемиях, эпизоотиях);

6) прекращение движения пешеходов и транспорта при возникновении угрозы общественной безопасности;

7) медицинское освидетельствование лиц и санитарного состояния предприятий, учреждений, организаций общественного питания;

8) реквизиция имущества;

9) закрытие участков государственной границы и др.

По этому критерию среди административно-предупредительных мер можно выделить 4-е группы:

1) меры, применяемые в целях предотвращения угрозы наступления возможных вредных, опасных, а нередко и тяжких последствий, например, введение карантина в местностях, поражённых эпидемией или эпизоотией, закрытие участков Государственной границы при вспышке опасных инфекционных заболеваний на сопредельной территории и т. д.

2) меры, направленные на предупреждение правонарушений, причём не только административных проступков, но и преступлений (таможенный досмотр, проверка документов, удостоверяющих личность);

3) меры, препятствующие уклонению соответствующих субъектов от исполнения ими обязанностей (реквизиция, принудительное медицинское освидетельствование и др.);

4) особую группу составляют лечебно-предупредительные меры принуждения, назначение которых не только обеспечение общественной безопасности, но и лечение опасных душевнобольных, наркоманов, инфекционных больных и т. д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: