Понятие государственной границы определяется тремя критериями: фактическим, юридическим, техническим

Фактический критерий – это линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы государственной территории РФ, т.е. пространственный предел действия её государственного суверенитета.

Юридическая граница – закрепляется международными договорами, законодательством РФ, ФЗ «О государственной границе РФ».

Технический критерий – это обозначение соответствующей линии на местности, обустройство границы, организация её охраны.

Государственная граница выполняет две основные функции:

1) обеспечивает безопасность страны;

2) служит передовой линией контактов с другими странами, способствует установлению добрососедских отношений с ними.

Охрана государственной границы – важное условие защиты политических, экономических и иных интересов и безопасности России. Её эффективность зависит от умелого использования юридического инструментария, закрепления надёжного режима охраны, выделения для этого необходимого количества средств, создания специальных служб, взаимодействующих между собой и другими службами и государствами.

Политическая охрана преследует цель не допустить незаконное пересечение границы людьми, транспортными средствами;

Задача экономической охраны – предотвращение незаконного перемещения через границу предметов, продукции духовного творчества и др.

Санитарная охрана нужна, чтобы через границу не распространялись инфекции, опасные для людей, флоры, фауны.

Режим охраны границы состоит из следующих элементов:

1) режима границы;

2) пограничного режима;

3) режима в пунктах пропуска через границу;

4) особых полномочий пограничных войск, войск ПВО и Военно-морского флота.

Режим Государственной границывключает правила:

а) её содержания, которыми регулируется порядок сохранения и поддержания в исправном состоянии пограничных знаков, их контрольных осмотров, оборудования и содержания пограничных просек;

б) пересечение границы лицами и транспортными средствами. На суше оно осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определённых международными договорами или решениями Правительства РФ (актами определяется время пересечения границы, проход через территориальные воды РФ иностранных невоенных судов и военных кораблей, пролёт воздушных судов др.);

в) перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных;

г) пропуска лиц, транспортных средств, товаров, животных в специально установленных пунктах. Эти правила предусматривают проверки законности пересечения (пограничный, таможенный, санитарный контроль), а также выдача разрешений на пересечение;

д) ведения хозяйственной, промысловой и иной деятельности, не создающей помехи содержанию границы;

е) разрешения инцидентов, связанных с нарушением режима государственной границы.

Лица, воздушные суда, невоенные морские, речные суда и военные корабли, другие транспортные средства, пересекшие границу в нарушение установленных правил, признаются нарушителями Государственной границы.

Иностранные граждане и лица без гражданства, не имеющие статуса лиц, проживающих или пребывающих на территории РФ, пересекающие границу с территории иностранного государства, при наличии в их действиях признаков преступления или административного правонарушения привлекаются к ответственности. Если в их действиях отсутствует состав правонарушения и они не пользуются правом получения политического убежища, пограничные войска официально передают их властям государства, с территории которого они пересекли Государственную границу.

Прибывшие в пункты пропуска через Государственную границу граждане РФ, утратившие документы на право въезда в РФ в период пребывания за границей, оставляются в пунктах пропуска через Государственную границу на время, необходимое компетентным органам для установления их личности и уточнения обстоятельств утраты документов.

Пограничный (приграничный) режим устанавливается в пограничной зоне, территориальных водах РФ и внутренних водах, имеющих выход к границе, в целях создания необходимых условий для её охраны.

Пограничный режим включает правила:

а) определения пограничной зоны, которая является полосой местности шириной до 5 километров вдоль границы на суше, морского побережья, российских берегов пограничных рек, озёр и иных водоёмов и острова на них. В пограничную зону могут не входить территории населённых пунктов, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования.

б) въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной зоне. Такие действия осуществляются по документам, удостоверяющих личность, индивидуальным или коллективных пропускам, выдаваемым пограничными войсками на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий, учреждений и общественных объединений. Правилами могут устанавливаться места, время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств;

в) хозяйственной промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами; проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне.

г) учёта содержания и использования российских маломерных судов и средств передвижения по льду. Эти средства, используемые в территориальных и внутренних водах РФ, российской части вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, подлежат обязательному учёту и хранению на пристанях, причалах, в других пунктах базирования;

Под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория в пределах железнодорожного, автомобильного вокзала, станции, морского речного порта, аэропорта, аэродрома, открытого для международных сообщений, а также иное специально оборудованное место, где осуществляются пограничный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и животных.

Режим в пунктах пропуска регулируется транспортными министерствами и ведомствами РФ, актами, согласованными с пограничными войсками и Государственным таможенным комитетом РФ.

Режим в пунктах пропуска регулируется актами трёх уровней: федеральным законом, актами центральных органов исполнительной власти РФ и начальников станции, портов, аэродромов – администраций пункта пропуска.

Рассматриваемый режим включает правила:

а) устанавливающие порядок въезда (вывоза) товаров и животных в пунктах пропуска;

б) регулирующие пребывание в пунктах пропуска через Государственную границу лиц и транспортных средств.

в) определяющие порядок захода, пребывания иностранных судов в портах РФ, сообщения судов с берегом, схода членов экипажа на берег, посещение судов;

г) устанавливающие дополнительные ограничения в помещениях, где осуществляется пограничный, таможенный и иные виды контроля.

Решающая роль в охране Государственной границы РФ принадлежит пограничным органам, которые:

а) контролируют соблюдение режима охраны границы и ведут необходимые для этого регистрацию лиц и учёт фактических данных;

б) обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения Государственной границы на местности;

в) проводят пограничные поиски и операции, оперативно-розыскную, контрразведывательную и разведывательную деятельность, осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных войск;

г) осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесённым к их ведению, рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним.

В пределах пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озёр и иных водоёмов, территориальных вод РФ, где установлен пограничный режим, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также на территориях, прилегающих к ним административных районов и городов, пограничные органы вправе возводить необходимые инженерно-технические сооружения, сопровождать транспортные средства, проверять документы, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов, временно ограничивать или запрещать движение транспорта, производство различных работ.

Пресекая нарушения режимных правил, пограничные органы вправе доставлять граждан в соответствующие помещения, задерживать их, подвергать личному досмотру, а также досматривать и при необходимости изымать находящиеся при них вещи, другие вещи, находящиеся в их собственности или владении, и документы; осматривать не военные суда, допустившие нарушения, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения; применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу; использовать служебных собак.

Санитарная охрана границы состоит из медико-санитарной, ветеринарной и фитосанитарной. Соответствующие органы осуществляют досмотры, наблюдение за здоровьем людей, животных, растений, пересекающих границу, проводят бактериологические исследования. Они вправе вводить карантины, изолировать больных граждан, уничтожать больных животных, больные или несущие на себе инфекцию растения. По инициативе санитарных служб решаются вопросы о временном ограничении или прекращении движения через границу.

 

Нормативные правовые акты ( часть их не приведена в соответствие с требованиями сегодняшнего дня )

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации (1993), в ред. от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ) // Российская газета.- 1993. - 25 декабря - №237.

2. Российская Федерация. Законы. Кодекс «Об административных правонарушениях»: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ, в ред. от 21 декабря 2009 г. //Собрание законодательства РФ. – 2002.- №1.

3. Российская Федерация. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008) "О Правительстве Российской Федерации" (одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997) (с изм. и доп., вступающими в силу с 10.01.2009) //Российская газета.- 2009.

 

4. Российская Федерация. Законы. «О системе государственной службы Российской Федерации». Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11. 11. 2003 № 141-ФЗ.

5. Российская Федерация. Законы. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02. 02. 2006 № 19-ФЗ.

1.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, в ред. от 9 февраля 2009 года. // Собрание законодательства РФ.- 1992.- №32.- Ст. 3301.

2.Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, в ред. от 17.07. 2009 года //Собрание законодательства РФ.- 1996.- №5.- Ст. 410.

8. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс Российской Федера­ции. Часть третья: Федеральный закон от 26 ноября 2001 года № 146-ФЗ, в ред. 15 января 2009 года. // Собрание законодательства РФ.- 2001.- №49.- Ст. 4552.

9.Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ, в ред. от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ, вступили в силу с 1 января 2009 года.

 

7.Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный за­кон от 30 декабря 2001 года. № 197-ФЗ, в ред. от 25.11. 2009 // Российская газета.- 2001.- №256.

 

11.Российская Федерация. Законы. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Федеральный закон РФ от 12. 01. 96 г. № 10-ФЗ, в ред. от 30 декабря 2008 г. // Российская газета.- 1996.- № 12.

12. Российская Федерация. Законы. «О прокуратуре РФ». Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1, в ред. от 28. 11. 2009г. //Российская газета.- 1992.- №38.

 

13. Российская Федерация. Законы. «О занятости населения в Российской Федерации». Закон РФ от 19. 04. 1991 г. № 1032-1, в ред. от 27. 12. 2009 г. //Российская газета.- 1996.- № 84.

 

14. Российская Федерация. Законы. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ, в ред. от 28 июня 2009 г. //Собрание законодательства РФ.-2009.- №127

 

15. Российская Федерация. Законы. О миграционном учёте иностранных граждан и лиц без гражданства в российской Федерации. Федеральный закон от 18 июля 2006 г. № 109-ФЗ,в ред. от 23.07.2008 N 160-ФЗ //Российская газета.-

 

16.Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

17. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (с последующими изменени­ями и дополнениями).

18. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. №4528-1 «О беженцах» (с последующими изменениями и дополнениями).

19. Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. 27-ФЗ «О внут­ренних войсках Министерства внутренних дел Российской Фе­дерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

20. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О граждан­стве Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от И ноября 2003 г. № 151-ФЗ).

21. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом админи­стративно-территориальном образовании» (с последующими изменениями и дополнениями).

22. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защи­те населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера» (с последующими изменениями и дополнениями).

23. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав по­требителей» (с последующими изменениями и дополнениями).

24. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицен­зировании отдельных видов деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).

25. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с последующими изменениями и дополнениями).

26. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О по­жарной безопасности» (с последующими изменениями и допол­нениями).

27. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О полити­ческих партиях» (с последующими изменениями и дополнени­ями).

28. Российская Федерация. Законы. «О прокуратуре Рос­сийской Федерации».- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-ФЗ, в ред. от 2008 г. //Российское законодательство.-

29. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О про­фессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с последующими изменениями и дополнениями).

30. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитар­но-эпидемиологическом благополучии населения» (с последую­щими изменениями и дополнениями).

31. Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нару­шающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 (с последующими изменениями и дополнениями).

32. Российская Федерация. Законы. «Об обра­зовании» Федеральный закон от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ, в ред. //Российское законодательство.-

33. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об обще­ственных объединениях» (с последующими изменениями и до­полнениями).

34. Российская Федерация. Законы. «Об об­щих принципах организации местного самоуправления в Рос­сийской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ

35. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы струк­туры федеральных органов исполнительной власти» (с по­следующими

36. Указ Президента РФ от 9 июля 1997 г. № 696 «О полномоч­ном представителе Президента Российской Федерации в регио­не Российской Федерации».

37. Положение об Администрации Президента Российской Фе­дерации. Утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490.

38. Положение об Аппарате Правительства Российской Федера­ции. Утв. постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г № 260.

39. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федера­ции с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Утв. постанов­лением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. № 713 (с последу­ющими изменениями и дополнениями).

 

Основная литература

1. Конин Н.М. Административное право России: Учебник. М., 2006.

2. Конин Н.М. Российское административное право в вопросах и ответах. 2-е изд. М., 2006.

3. Административное право: Учебник. – Изд. 5-е, перераб. и доп. / А.Б. Агапов. – М.: Эксмо, 2006.

4. Административное право России: Курс лекций / К.С. Бельский. Под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М. – ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

5. Административное право России; учеб /Л.Л. Попов, Ю.И. Мигачев, С.В. Тихомиров; отв. Ред. Л.Л. Попов. – М.: ТК Велби, Изд. Проспект, 2007.

6. Дмитриев Ю.А. Административное право: учебник /Ю.А. Дмитриев, А.И. Полянский, Е. В. Трофимов. – М.: Эксмо, 2009. – 928с. – (Российское юридическое образование).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: