Ведущей формой деятельности в этот период выступает деятельность общения. Особым психическим новообразованием этого возраста становится чувство взрослости, которое выражается в потребности реального овладения способами человеческой деятельности и самоопределения в системе человеческих отношений. Исходя из особенностей возраста, гармоничность художественного развития характеризуется следующими моментами:
1. Если в младшем школьном возрасте художественные средства осваивались как средства художественной выразительности, то в среднем звене идет освоение различных видов художественных языков. На данном этапе перед подростком должно быть развернуто все многообразие видов и жанров искусства. Ключевым моментом художественного развития является здесь формирование способности воспринимать многослойную структуру художественного произведения, выходить на понимание авторской позиции, вскрывая систему особых, диалогических отношений в произведении искусства.
|
|
2. Принципиальным моментом этого периода является создание условий для развития художественных способностей. Это требует широкого использования в процессе занятий художественно-творческих заданий, развертывания сети кружковой работы.
3. Особое значение для этого возраста имеет практический выход в широкий социальный контекст — художественное преобразование окружающей среды, организация театральных, литературных и музыкальных студий. Это дает возможность реализовать чувство взрослости в особом, социально значимом художественном поступке.
Старший школьный возраст
Старший школьный возраст является переходом от детской к взрослой жизни. Для него характерным психологическим новообразованием является потребность в самоопределении, проблематизация себя, выработка собственной жизненной перспективы. Характерным моментом этого возраста является стремление выхода в широкий социокультурный контекст, ощущение себя «гражданином мира».
В этой связи основное направление художественного воспитания и образования должно быть ориентировано на развитие юноши как субъекта культуры, перед ним должны быть раскрыты основные конфликты целостного художественного процесса различных исторических эпох, выявлена диалогическая природа организации культуры. В этой связи особое значение имеет введение помимо курса литературы, которая практически остается единственным видом искусства в старшем звене школы, целостного интегрального курса — «Мировая художественная культура». Данный курс должен создать в представлении учащихся целостную художественную картину мира в ее исторической перспективе, определить важнейшие закономерности развития искусства. Интегральный принцип МХК открывает широкие возможности для раскрытия глубоких и разносторонних связей между предметами гуманитарного и эстетического цикла.