Методы и средства повышения надежности

Методы и средства повышения надежности носят комплексный характер и зависят от стадии жизненного цикла изделия.

На первой стадии жизненного цикла, надежность увеличивают за счет использования высоконадежных элементов и узлов, за счет схемных конструктивных методов:

ü Повышение надежности за счет использования высоконадежных элементов и узлов достигается:

· При замене электромеханических элементов и узлов и элементов с механическим управлением на электронные элементы и узлы;

· Использование интегральных схем позволяет получить интенсивность отказов изделий на 2-3 порядка меньше, чем в аналогичных изделиях дискретных элементах; выигрыш надежности при этом тем больше, чем больше элементов в одной интегральной схеме;

· Использование высокостабильных электронных элементов и узлов, у которых велика наработка до появления износовых отказов;

ü Повышение надежности за счет схемных методов:

· Упрощение схемы<чем ниже,, тем лучше>;

· Замена аналоговой обработки цифровой;

· Создание схем с ограниченными последствиями отказов;

· Создание схем, работоспособных при использовании элементов с широкими допусками и в широком интервале дестабилизирующих факторов;

· Отработкой схем методами граничных, матричных и статистических испытаний;

· Использованием в схемах многофункциональных ИС, позволяющих при минимальном их наборе проектировать аппаратуру, выполняющую максимальное количество функций;

· Резервированием.

ü Повышение надежности за счет конструктивных методов достигается:

· Созданием благоприятного режима работы элементов работы;

· Правильным подбором параметров и допусков элементов;

· Мерами по обеспечению ремонтопригодности и контролепригодности;

· Унификацией и стандартизацией элементов схемы и конструкций;

· Учетом возможности потребителя и требований эргономики.

На второй стадии, изготовления РОЭ, надежность увеличивают за счет:

ü Совершенствования технологии производства;

ü Автоматизации производства;

ü Входного контроля элементов схемы и конструкций;

ü Тренировки элементов и систем;

ü Использования прогрессивных методов достижения точности выходных параметров, например, метода полной взаимозаменяемости;

ü Проведения выходного контроля и приемеосдаточных испытаний.

На третьей стадии, хранения и транспортирования надежности поддерживают за счет:

ü Правильно выбранных режимов хранения и транспортирования;

ü ТО и контроля во время хранения и после транспортирования.

На четвертой стадии эксплуатации изделий надежность поддерживают и увеличивают за счет:

ü Соблюдения режимов эксплуатации при функциональном использовании;

ü Правильно выбранной стратегии ТО, обеспечивающей минимальное значение коэффициента простоя;

ü Модернизации при эксплуатации;

ü Использования технической диагностики и управления состоянием изделия;

ü Использования автоматической надстройки и регулирования выходных параметров;

ü Повышения квалификации работников, эксплуатирующих изделие;

ü Сбора и обобщения опыта эксплуатации;

ü Грамотной комплектацией изделия запасным имуществом и принадлежностями.

Роль процессов ТО и Р в повышении надежности при эксплуатации … перехода изделия из одного состояния в другое.

 

Рисунок 33

Действующие на систему деградационные процессы переводят изделие в состояние, в котором оно испытывает потребность а проведении ТО, восстанавливающих исправное состояние. Для правильного выбора управляющих воздействий при ТО необходима техническая диагностика, позволяющая с требуемой точностью определить состояние объекта. Степень воздействия должна быть пропорциональна степени износа (старения). Ремонт проводят чаще всего при внезапных отказах. Управляющие воздействия при ремонте позволяют перевести изделие из … состояния в исправное.

Существует две основные стратегии ТО: по наработке (стратегия ТОН) и по состоянию (стратегия ТОС). Представим структурные схемы алгоритмов процессов ТО по этим стратегиям.

А) По наработке Б) По состоянию

Рисунок 34

По стратегии ТОН изделие с заданной периодичностью ТО выводится из функционального использования и демонтируется. Затем следует операции контроля и диагностирования, позволяющие определить техническое состояние изделия, после чего производят различные управляющие воздействия (замены, регулировки, восстановления). А вслед за ними следуют операции контроля и диагностирования технического состояния с целью проверки пригодности изделия к функциональному использованию. После этого следует монтаж и функциональное использование изделий.

Перечень и периодичность операций при стратегии ТОС определяется фактическим состоянием изделия в момент начала ТО. Контроль может быть непрерывным и не периодичным. Если в результате контроля оказывается, что состояние изделия S(t) лучше, чем неработоспособное состояние или предшествующее ему предельное (предотказовое) состояние S0, то ведется функциональное использование (S(t)>S0). Если состояние S(t) равно предельному (предотказовому) состоянию S0 (S(t)>S0), то проводится регулировка, меняющая состояние так, что выполнится условие S(t)>S0, после этого осуществляется функциональное использование. Если произошел деградационный или эксплуатационный отказ и в результате контроля оказывается, что S(t)<S0, то последовательно производят: демонтаж, диагностирование, восстановление, контроль технического состояния, монтаж и функциональное использование

 

Лекция №15

 

Количественно стратегии ТОН и ТОС можно сравнить путем вынесения и сравнения значений коэффициента технического использования - Кти.

При стратегии ТОН, с периодичностью ТО Тто=Т, длительности восстановления , наработка на отказ Т0 в случае возникновения отказа производится за время τB.

При стратегии ТОС с контролем параметров, с периодичностью Тто производится контроль работоспособности в течение времени . При обнаружении отказа изделие восстанавливают. Для стратегии ТОС коэффициент технического использования определяется как:

Сравнение двух формул для коэффициентов технического использования при различных стратегиях показывают, что при условии и Тто0, Кти2> Кти1.

Таким образом стратегия ТОС имеет лучшее значение комплексного показателя надежности в сравнении с ТОН и поэтому является более предпочтительной для повышения надежности.

Имеются и другие преимущества стратегии ТОС:

· объем работ обратно пропорционален степени уменьшения записи работоспособного состояния;

· уменьшается уровеньконкомитантныхотказов – отказов вносимых при выполнении работ по ТО(регулировка, демонтаж, монтаж);

· экономится комплект ЗИП за счет уменьшения числа необоснованных замен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: