Тема 3. Принципы работы компьютера


В основу архитектуры современных персональных компьютеров положен магистрально-модульный принцип. Модульный принцип позволяет потребителю самому комплектовать нужную ему конфигурацию компьютера и производить при необходимости ее модернизацию. Модульная организация компьютера опирается на магистральный (шинный) принцип обмена информацией между устройствами.

Магистраль включает в себя три многоразрядные:-шины: шину данных,-шину адреса -и шину управления.

Шины представляют собой многопроводные линии. Шина данных. По этой шине данные передаются между различными устройствами. Например, считанные из оперативной памяти данные могут быть переданы процессору для обработки, а затем полученные данные могут быть отправлены обратно в оперативную память для хранения. Таким образом, данные по шине данных могут передаваться от устройства к устройству в любом направлении.Разрядность шины данных определяется разрядностью процессора, т.е. количеством двоичных разрядов, которые процессор обрабатывает за один такт. Разрядность процессоров постоянно увеличивалась по мере развития компьютерной техники.


Шина адреса. Выбор устройства или ячейки памяти, куда пересылаются или откуда считываются данные по шине данных, производит процессор. Каждое устройство или ячейка оперативной памяти имеет свой адрес. Адрес передается по адресной шине, причем сигналы по ней передаются в одном направлении от процессора к оперативной памяти и устройствам (однонаправленная шина).Разрядность шины адреса определяет адресное пространство процессора, т.е. количество ячеек оперативной памяти, которые могут иметь уникальные адреса. Количество адресуемых ячеек памяти можно рассчитать по формуле:

N =2I, где I — разрядность шины адреса.

Разрядность шины адреса постоянно увеличивалась и в современных персональных компьютерах составляет 32 бит. Таким образом, максимально возможное количество адресуемых ячеек памяти равно:

N == 232 = 4 294 967 296.

Шина управления. По шине управления передаются сигналы, определяющие характер обмена информацией по магистрали. Сигналы управления определяют какую операцию считывание или запись информации из памяти нужно производить, синхронизируют обмен информацией между устройствами и т.д.

В основу построения подавляющего большинства компьютеров положены следующие общие принципы, сформулированные в 1945 г. американским ученым Джоном фон Нейманом.

1)Принцип программного управления. Программа состоит из набора команд, выполняющихся процессором автоматически в определенной последовательности.Выборка программы из памяти осуществляется с помощью счетчика команд. Этот регистр процессора последовательно увеличивает хранимый в нем адрес очередной команды на длину команды. А так как команды программы расположены в памяти друг за другом, то тем самым организуется выборка цепочки команд из последовательно расположенных ячеек памяти. Если же нужно после выполнения команды перейти не к следующей, а к какой-то другой, используются команды условного или безусловного перехода, которые заносят в счетчик команд номер ячейки памяти, содержащей следующую команду. Выборка команд из памяти прекращается после достижения и выполнения команды «стоп».Таким образом, процессор исполняет программу автоматически, без вмешательства человека.

2)Принцип однородности памяти. Программы и данные хранятся в одной и той же памяти, поэтому компьютер не различает, что хранится в данной ячейке памяти — число, текст или команда. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.Это открывает целый ряд возможностей. Например, программа в процессе своего выполнения также может подвергаться переработке, что позволяет задавать в самой программе правила получения некоторых ее частей (так в программе организуется выполнение циклов и подпрограмм).Более того, команды одной программы могут быть получены как результаты исполнения другой программы. На этом принципе основаны методы трансляции — перевода текста программы с языка программирования высокого уровня на язык конкретной машины.

3)Принцип адресности. Структурно основная память состоит из перенумерованных ячеек. Процессору в произвольный момент времени доступна любая ячейка.Отсюда следует возможность давать имена областям памяти так, чтобы к запомненным в них значениям можно было впоследствии обращаться или менять их в процессе выполнения программ с использованием присвоенных имен.Компьютеры, построенные на перечисленных принципах, относятся к типу фон-неймановских. Но существуют компьютеры, принципиально отличающиеся от фон-неймановских. Для них, например, может не выполняться принцип программного управления, т. е. они могут работать без счетчика команд, указывающего текущую выполняемую команду программы. Для обращения к какой-либо переменной, хранящейся в памяти, этим компьютерам необязательно давать ей имя. Такие компьютеры называются не фон-неймановскими.Все компоненты компьютера делятся на внутренние и внешние. Внутренние компоненты обычно находятся внутри системного блока (хотя для многих из них существуют и внешние модели). Зато внешние или, как их еще называют, периферийные устройства всегда располагаются вне системного блока.

Архитектура компьютеров, с которыми мы будем работать, называется открытой, а сами такие устройства - компьютерами с открытой архитектурой. Дело в том, что внутренние компоненты такого компьютера можно заменять, например, чтобы повысить производительность системы.

Замена отдельных устройств в составе компьютера называется модернизацией или апгрейдом (от англ. upgrade).

Компьютеры с открытой архитектурой впервые начала производить фирма IBM (произносится "ай-би-эм") в 80х годах прошлого века. Поэтому долгое время их называли еще IBM-совместимыми компьютерами. Внешние компоненты компьютера, в свою очередь делятся на устройства ввода информации и устройства вывода.Устройства ввода служат для занесения информации в компьютер. Устройства вывода выдают визуальную или звуковую информацию для пользователя.

Компоненты компьютера соединяются между собой при помощи электрических проводов. Иногда эти провода широкие и плоские (тогда они называются шлейфами) - такие тянутся, например, от материнской платы к дисководу или винчестеру, иногда тоненькие, как для наушников, или толстые, жесткие - такие подводят питание к системному блоку или монитору, соединяют между собой отдельные устройства.Беспроводные устройства (обычно клавиатуры и мыши) обмениваются данными с компьютером при помощи инфракрасного порта или BlueTooth.

Внутренние компоненты компьютера Процессор - основное устройство в составе компьютера, в нем происходит вся обработка информации (за исключением некоторых видов графики и звука).Кулер - устройство охлаждения процессора и других компонентов.Оперативная память (RAM) - устройство кратковременного хранения информации, с которой работает процессор.Винчестер (жесткий диск, hard disk, HDD) - основное устройство длительного хранения информации, единственное, совмещающее в себе дисковод и сам диск.Лазерный дисковод (CD-ROM, CD-RW, DVD-ROM, DVD-RW) - устройство чтения, а часто и записи на лазерные диски.Флоппи-дисковод служит для чтения и записи дискет.Материнская плата - к ней подключаются и через нее взаимодействуют остальные компоненты компьютера.

Разъемы крепления внутренних плат называются слотами, отдельные слоты предназначены для плат оперативной памяти. Разъемы крепления внешних компонентов называют портами (например, сейчас многие устройства подключаются через USB-порт)Блок питания подводит электропитание к каждому компоненту компьютера.Видеокарта (видеоплата) - отвечает за вывод изображения на экран монитора.Звуковая карта (плата) - отвечает за вывод звука.Сетевая карта (плата) отвечает за связь компьютера с другими компьютерами локальной сети.Модем - связывает компьютер с сетью удаленного доступа по телефонной линии.

Системная, или материнская, плата персонального компьютера (System board или Mother board) является основой системного блока, определяющей архитектуру и производительность компьютера. На ней устанавливаются следующие обязательные компоненты: • Процессор(ы) и сопроцессор. • Память: постоянная (ROM или Flash BIOS), оперативная (DRAM), кэш (SRAM). • Обязательные системные средства ввода/вывода. • Интерфейсные схемы и разъемы шин расширения. • Кварцевый генератор синхронизации со схемой формирования сброса системы по сигналу PowerGood от блока питания или кнопки RESET. • Дополнительные стабилизаторы напряжения питания для низковольтных процессоров VRM (Voltage Regulation Module). Кроме этих сугубо обязательных средств, на большинстве системных плат устанавливают и контроллеры интерфейсов для подключения гибких и жестких дисков (IDE, SCSI), графический адаптер, аудиоканал, а также адаптеры СОМ-и LPT-портов, «мыши» и другие. Контроллеры, требующие интенсивного обмена данными (IDE, SCSI, графический адаптер), используют преимущества локального подключения к шине процессора. Цель размещения других контроллеров на системной плате — сокращение общего числа плат компьютера.Состав процессора может существенно меняться в зависимости от конструктивных особенностей, своего назначения и производителя. Тем не менее, существуют элементы процессора, которые присутствуют в подавляющем большинстве современных универсальных процессоров. Рассмотрим некоторые из них.

Транзистор (англ.: transistor) – один из базовых элементов процессора. Большинство современных процессоров созданы на основе транзисторов и транзисторной логики. Современный процессор включает в себя несколько десятков или сотен миллионов транзисторов. Регистры процессора (processor register) – малоразмерная, но очень быстрая память процессора. Используется процессором для хранения обрабатываемых данных (операнда, результатов вычислений и пр.). Выделяются сегментные регистры и регистры данных.

Одним из ключевых компонентов процессора является Арифметическо-логическое устройство (АЛУ), которое выполняет основные математические операции (сложение, вычитание, побитовые операции и прочие). Математический сопроцессор (МСП) – один из основных компонентов центрального процессора, который обеспечивает ускорение выполнения математических операций с плавающей запятой. Системной шиной (СШ) обозначают линии передачи данных между процессором и различными компонентами компьютера и периферийными устройствами. Выделяется шина адреса (англ.: address bus) и шина данных (англ.: data bus). Одной из ключевых характеристик шины является её разрядность.Кэш-память (англ.: CPU cache) размещается во многих современных процессорах. Кэш-память предназначена для сокращения времени работы с оперативной памятью компьютера, за счёт частичного копирования информации. Генератор тактовых частот (также синтезатор частот, тактовый генератор, сленг. " клокер " - от англ. " clocker ", clock generator, clock synthesizer) — устройство, формирующее основные тактовые частоты, используемые на материнской плате и в процессоре. Источником опорной частоты для него служит, как правило, кварцевый резонатор ("кварц") на частоту 14,318 МГц.Тактовая частота задает ритм жизни компьютера. Чем выше тактовая частота, тем меньше длительность выполнения одной операции и тем выше производительность компьютера.Другой характеристикой процессора, влияющей на его производительность, является разрядность. В общем случае производительность процессора тем выше, чем больше его разрядность. В настоящее время используются 18,16-, 32- и 64-разрядные процессоры, причем практически все современные программы рассчитаны на 32- и 64-разрядные процессоры.Производительность процессора является интегральной характеристикой, которая зависит от частоты процессора, его разрядности, а так же особенностей архитектуры (наличие кэш-памяти и др.). Производительность процессора нельзя вычислить, она определяется в процессе тестирования, т.е. определения скорости выполнения процессором определенных операций в какой-либо программной среде. Теперь познакомимся еще с одним принципом архитектуры ЭВМ, предложенным фон Нейманом. Он называется принципом хранимой программы.Наряду с данными в оперативную память компьютера помещается программа управления его работой.Компьютер является исполнителем программ и, следовательно, обладает своей системой команд (СКИ).Команды управления работой компьютера принято называть машинными командами.Машинная команда должна содержать в себе следующую информацию: -какую операцию выполнить;-где находятся операнды;-куда поместить результат операции;-какую команду выполнять следующей.Компьютеры разных типов имеют разную структуру команд.Всякая машинная команда состоит из кода операции и адресной части.В «УК Нейман» машинные команды имеют трехадресную структуру (формат). Это значит, что ячейка, в которой хранится команда, делится на четыре части (по одному байту на каждую часть). Будем их обозначать следующим образом: КОП — код операции, А1 — адрес первого операнда, А2 — адрес второго операнда, A3 — адрес результата.Операндами называют данные, над которыми производится операция. В арифметических операциях это слагаемые, сомножители, уменьшаемое и вычитаемое, делимое и делитель.Совокупность правил записи программ управления компьютером с использованием машинных команд называется машинным языком (или языком машинных команд).Для арифметических операций А1 и А2 — адреса операндов, A3 — адрес результата.Исходные данные вводятся в память по команде ввода, результаты выводятся по команде вывода.Система команд процессораВ общем случае система команд процессора включает в себя следующие четыре основные группы команд:-команды пересылки данных;-арифметические команды;-логические команды;-команды переходов.Команды пересылки данных не требуют выполнения никаких операций над операндами. Операнды просто пересылаются (точнее, копируются) из источника (Source) в приемник (Destination). Источником и приемником могут быть внутренние регистры процессора, ячейки памяти или устройства ввода/вывода. АЛУ в данном случае не используется.Арифметические команды выполняют операции сложения, вычитания, умножения, деления, увеличения на единицу (инкрементирования), уменьшения на единицу (декрементирования) и т.д. Этим командам требуется один или два входных операнда. Формируют команды один выходной операнд.Логические команды производят над операндами логические операции, например, логическое И, логическое ИЛИ, исключающее ИЛИ, очистку, инверсию, разнообразные сдвиги (вправо, влево, арифметический сдвиг, циклический сдвиг). Этим командам, как и арифметическим, требуется один или два входных операнда, и формируют они один выходной операнд.Наконец, команды переходов предназначены для изменения обычного порядка последовательного выполнения команд. С их помощью организуются переходы на подпрограммы и возвраты из них, всевозможные циклы, ветвления программ, пропуски фрагментов программ и т.д. Команды переходов всегда меняют содержимое счетчика команд. Переходы могут быть условными и безусловными. Именно эти команды позволяют строить сложные алгоритмы обработки информации.В соответствии с результатом каждой выполненной команды устанавливаются или очищаются биты регистра состояния процессора (PSW). Но надо помнить, что не все команды изменяют все имеющиеся в PSW флаги. Это определяется особенностями каждого конкретного процессора.У разных процессоров системы команд существенно различаются, но в основе своей они очень похожи. Количество команд у процессоров также различно. Например, у упоминавшегося уже процессора МС68000 всего 61 команда, а у процессора 8086 — 133 команды. У современных мощных процессоров количество команд достигает нескольких сотен. В то же время существуют процессоры с сокращенным набором команд (так называемые RISC-процессоры), в которых за счет максимального сокращения количества команд достигается увеличение эффективности и скорости их выполнения. Типы процессоров: CISC-процессорыComplex Instruction Set Computing — вычисления со сложным набором команд. Процессорная архитектура, основанная на усложнённом наборе команд. Типичными представителями CISC является семейство микропроцессоров Intel x86 (хотя уже много лет эти процессоры являются CISC только по внешней системе команд).RISC-процессорыReducedInstructionSetComputing (technology) — вычисленияссокращённымнаборомкоманд. Архитектура процессоров, построенная на основе сокращённого набора команд. Характеризуется наличием команд фиксированной длины, большого количества регистров, операций типа регистр-регистр, а также отсутствием косвенной адресации. Концепция RISC разработана Джоном Коком (John Cocke) из IBM Research, название придумано Дэвидом Паттерсоном (David Patterson). Самая распространённая реализация этой архитектуры представлена процессорами серии PowerPC, включая G3, G4 и G5. Довольно известная реализация данной архитектуры — процессоры серий MIPS и Alpha.MISC-процессорыMinimum Instruction Set Computing — вычисления с минимальным набором команд. Дальнейшее развитие идей команды Чака Мура, который полагает, что принцип простоты, изначальный для RISC процессоров, слишком быстро отошёл на задний план. В пылу борьбы за максимальное быстродействие, RISC догнал и перегнал многие CISC процессоры по сложности. Архитектура MISC строится на стековой вычислительной модели с ограниченным числом команд (примерно 20–30 команд).Многоядерные процессорыСодержат несколько процессорных ядер в одном корпусе (на одном или нескольких кристаллах). Процессоры, предназначенные для работы одной копии операционной системы на нескольких ядрах, представляют собой высоко интегрированную реализацию системы «Мультипроцессор». На данный момент массово доступны процессоры с двумя ядрами, в частности Intel Core 2 Duo на ядре Conroe и Athlon64X2 на базе микроархитектуры K8.Говорят, что любая система обратно совместима, если она может обрабатывать что-либо, что было создано раньше, чем она была разработана. Совместимость снизу вверх - это способность взаимодействовать с будущими версиями. Стоит обратить внимание на то, что эти характеристики не являются взаимоисключающими - что-либо может быть и обратно совместимо, и совместимо снизу вверх.

Прямой доступ у оперативной памяти Прямой доступ к памяти (Direct Memory Access - DMA) используется для выполнения операций передачи данных непосредственно между оперативной памятью и устройствами ввода/вывода. Обычно это такие устройства, как НГМД, НМД, кассетные накопители на магнитной ленте КНМЛ (стримеры).
При использовании DMA процессор не участвует в операциях ввода/вывода, контроллер прямого доступа сам формирует все сигналы, необходимые для обмена данными с устройством. Скорость такого непосредственного обмена значительно выше, чем при традиционном вводе/выводе с использованием центрального процессора и команд INP, OUT.

Периферийные устройства

Основное назначение ПУ - обеспечить поступление в ПК из окружающей среды программ и данных для обработки, а также выдачу результатов работы ПК в виде, пригодном для восприятия человека или для передачи на другую ЭВМ, или в иной, необходимой форме. ПУ в немалой степени определяют возможности применения ПК. Периферийные устройства можно разделить на несколько групп по функциональному назначению: 1. Устройства ввода-вывода – предназначены для ввода информации в ПК, вывода в необходимом для оператора формате или обмена информацией с другими ПК. К такому типу ПУ можно отнести внешние накопители (ленточные, магнитооптические), модемы. 2. Устройства вывода – предназначены для вывода информации в необходимом для оператора формате. К этому типу периферийных устройств относятся: принтер, монитор (дисплей), аудиосистема. 3. Устройства ввода – Устройствами ввода являются устройства, посредством которых можно ввести информацию в компьютер. Главное их предназначение - реализовывать воздействие на машину. К такому виду периферийных устройств относятся: клавиатура (входит в базовую конфигурацию ПК), сканер, графический планшет и т.д. 4. Дополнительные ПУ – такие как манипулятор «мышь», который лишь обеспечивает удобное управление графическим интерфейсом операционных систем ПК и не несет ярковыраженных функций ввода либо вывода информации; WEB-камеры, способствующие передаче видео и аудио информации в сети Internet, либо между другими ПК. Последние, правда, можно отнести и к устройствам ввода, благодаря возможности сохранения фото, видео и аудио информации на магнитных или магнитооптических носителях. Каждые из перечисленных групп устройств выполняют определенные функции ограниченные их возможностями и назначением.Параллельные и последовательные порты Как только информация закодирована в виде двоичных импульсов, она может быть введена в компьютер через так называемые порты либо в последовательном, либо в параллельном режиме. Иначе говоря, порты бывают последовательными или параллельными в зависимости от способа передачи битов. При последовательном способе ввода биты, составляющие машинное слово (будем считать словом 8 бит, или 1 байт), поступают по очереди по одному и тому же каналу. Пройдя через порт, биты выстраиваются в шеренги, образуя единицы информации той длины, которая соответствует слову данного компьютера. Дальше отдельные биты, составляющие слово, движутся параллельно друг другу как единое целое. В параллельный порт биты поступают уже в виде шеренги, причем каждый бит идет по своему каналу. Такая передача данных намного быстрее последовательной, но имеет и серьезные недостатки. При расстояниях свыше 30 м синхронизировать параллельные сигналы трудно, да и стоимость параллельных кабелей довольно высока. Поэтому в случаях, когда сигналы проходят большие расстояния - например, тысячи километров по телефонным линиям связи, - разработчики компьютеров предпочитают более медленный последовательный способ передачи данных. Система прерываний. Прерывание - приостановление работы одной программы и передача управления другой при возникновении некоторого независящего от них события. При этом сохраняется возможность возврата управления прерванной программе, без потери ею работоспосодности. Адреса подпрограмм обслуживания прерываний находятся в специальной таблице и называются векторами прерывания. В реальном режиме таблица вектров распологается в начале физической памяти; вектор имеет длину четыре байта и храниться в форме CS:IP. В защищенном режиме таблица векторов может быть расположена в любом месте и содержит более сложные дескрипторы (в режиме V86 имеется подобие таблицы реального режима).Работа с системой прерываний может рассматриваться с двух точек зрения: -Работа с векторами прерываний;- Работа с микросхемами контроллеров прерываний (современные рашины могут не иметь отдельной микросхемы контроллера прерываний, но их регистры сохранены в адресном пространстве).

Устройство и принципы действия мыши и клавиатуры.

Клавиатура – клавишное устройство управления персональным компьютером.Служит для ввода алфавитно-цифровых (знаковых) данных, а также команд управления.Клавиатура относится к стандартным средствам персонального компьютера.Ее основные функции не нуждаются в поддержке специальными системными программами (драйверами).Необходимое программное обеспечение для начала работы с компьютером уже имеется в микросхеме ПЗУ в составе базовой системы ввода-вывода (BIOS), и потому компьютер реагирует на нажатия клавиш сразу после включения.Стандартная клавиатура имеет более 100 клавиш, функционально распределенных по нескольким группам:1)Группа алфавитно-цифровых клавши предназначена для ввода знаковой информации и команд, набираемых по буквам.Каждая клавиша может работать в нескольких режимах (регистрах) и, соответственно, может использоваться для ввода нескольких символов.Переключение между нижним регистром (для ввода строчных символов) и верхним регистром (для ввода прописных символов) выполняют удержанием клавиши SHIFT (нефиксированное переключение).2) Группа функциональных клавиш включает двенадцать клавиш (от F1 до F12), размещенных в верхней части клавиатуры.Функции, закрепленные за данными клавишами, зависят от свойств конкретной работающей в данный момент программы, а в некоторых случаях и от свойств операционной системы.3) Служебные клавиши располагаются рядом с клавишами алфавитно-цифровой группы. В связи с тем, что ими приходится пользоваться особенно часто, они имеют увеличенный размер. К ним относятся рассмотренные выше клавиши SHIFT и ENTER, регистровые клавиши ALT и CTRL (их используют в комбинации с другими клавишами для формирования команд), клавиша TAB (для ввода позиций табуляции при наборе текста), клавиша ESC (от английского слова Escape) для отказа от исполнения последней введенной команды и клавиша BACKSPACE для удаления только что введенных знаков (она находится над клавишей ENTER и часто маркируется стрелкой, направленной влево).Служебные клавиши PRINT SCREEN, SCROLL LOCK и PAUSE/BREAK размещаются справа от группы функциональных клавиш и выполняют специфические функции, зависящие от действующей операционной системы.Мышь – устройство управления манипуляторного типа.Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора.В отличие от рассмотренной ранее клавиатуры, мышь не является стандартным органом управления, и персональный компьютер не имеет для нее выделенного порта. Для мыши нет и постоянного выделенного прерывания, а базовые средства ввода и вывода (BIOS) компьютера, размещенные в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ), не содержат программных средств для обработки прерываний мыши.В связи с этим в первый момент после включения компьютера мышь не работает. Она нуждается в поддержке специальной системной программы – драйвера мыши.Стандартная мышь имеет только две кнопки, хотя существуют нестандартные мыши с тремя кнопками или с двумя кнопками и одним вращающимся регулятором.В последнее время все большее распространение получают мыши с колесиком прокрутки, расположенным между двумя кнопками и позволяющим выполнять прокрутку в любых приложениях Windows.

Оперативная память

Оперативная память — это рабочая область для процессора компьютера. В ней во время работы хранятся программы и данные. Оперативная память часто рассматривается как временное хранилище, потому что данные и программы в ней сохраняются только при включенном компьютере или до нажатия кнопки сброса (reset). Перед выключением или нажатием кнопки сброса все данные, подвергнутые изменениям во время работы, необходимо сохранить на запоминающем устройстве, которое может хранить информацию постоянно (обычно это жесткий диск). При новом включении питания сохраненная информация вновь может быть загружена в память.Устройства оперативной памяти иногда называют запоминающими устройствами с произвольным доступом. Это означает, что обращение к данным, хранящимся в оперативной памяти, не зависит от порядка их расположения в ней.Термин оперативная память часто обозначает не только микросхемы, которые составляют устройства памяти в системе, но включает и такие понятия, как логическое отображение и размещение. Логическое отображение — это способ представления адресов памяти на фактически установленных микросхемах. Размещение — это расположение информации (данных и команд) определенного типа по конкретным адресам памяти системы.Файлы компьютерной программы при ее запуске загружаются в оперативную память, в которой хранятся во время работы с указанной программой. Процессор выполняет программно-реализованные команды, содержащиеся в памяти, и сохраняет их результаты. Оперативная память хранит коды нажатых клавиш при работе с текстовым редактором, а также величины математических операций. При выполнении команды Сохранить (Save) содержимое оперативной памяти сохраняется в виде файла на жестком диске.Физически оперативная память в системе представляет собой набор микросхем или модулей, содержащих микросхемы, которые обычно подключаются к системной плате. Эти микросхемы или модули могут иметь различные характеристики и, чтобы функционировать правильно, должны быть совместимы с системой, в которую устанавливаются.

Постоянное запоминающее устройство.К постоянной памяти относят постоянное запоминающее устройство, ПЗУ (в англоязычной литературе - Read Only Memory, ROM, что дословно переводится как "память только для чтения"), перепрограммируемое ПЗУ, ППЗУ (в англоязычной литературе – Programmable Read Only Memory, PROM), и флэш-память (flash memory). Название ПЗУ говорит само за себя. Информация в ПЗУ записывается на заводе-изготовителе микросхем памяти, и в дальнейшем изменить ее значение нельзя. В ПЗУ хранится критически важная для компьютера информация, которая не зависит от выбора операционной системы. Программируемое ПЗУ отличается от обычного тем, что информация на этой микросхеме может стираться специальными методами (например, лучами ультрафиолета), после чего пользователь может повторно записать на нее информацию. Эту информацию будет невозможно удалить до следующей операции стирания информации.Системная плата компьютера содержит микросхему CMOS-памяти. Чтобы содержимое CMOS-памяти не пропадало при выключении компьютера из сети питания, она питается от маленькой батарейки.CMOS-память компьютеров IBM PC/AT на базе процессоров 80286 хранит сведения о конфигурации компьютера, например, тип подключенного винчестера и дисководов для флоппи-дисков, объем оперативной памяти, текущую дату и время. Некоторые компьютеры IBM PC/AT имеют расширенную CMOS-память. В ней дополнительно может задаваться возможность переноса части функций BIOS в оперативную память (так называемый режим теневой памяти) и некоторые другие параметры.Некоторые компьютеры хранят в CMOS-памяти пароль, запрашиваемый сразу при включении питания. Задав пароль, вы можете ограничить доступ к компьютеру.В современных компьютерах процесс начальной загрузки начинается с выполнения процессором команд, расположенных в постоянной памяти (например на IBM PC — команд BIOS), начиная с предопределённого адреса (процессор делает это после перезагрузки без какой бы то ни было помощи). Данное программное обеспечение может обнаруживать устройства, подходящие для загрузки, и загружать со специального раздела выбранного устройства

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: