Оценка Советского этапа отечественной культуры

Чрезвычайно близоруко и неверно объявлять почти столетнюю советскую культуру «мрачной ямой тоталитаризма». Важен объемный, конкретно-исторический подход, учитывающий сложные противоречия развития и тормозящие его явления, отбрасывающий прочь метания в крайности и ядовитый нигилизм в угоду конъюнктуре. В противном случае анализ может превратиться в суд над отечественной культурой и ее родным народом, у которого неимоверно трагическая и великая судьба. Культура советской эпохи – сложная диалектическая целостность мозаики. Духовное, человечески заветное в ней причудливо соседствовало с административно-командной системой, тоталитаризмом, кровная связь с многовековой историей народа – с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых произведений, дифирамбов власти.

Культура советской эпохи продолжала российский мнталитет столетий. Здесь и жажда идеала, и вера в «земной Град», и напористая нацеленность на будущее. «Зажатость» между прошлым и будущим и отсутствие интереса к сиюминутному настоящему.

Демократизация жизни в ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 90-х гг. вместе с тем породила лавину эффектно-зрелищной безвкусицы, бессодержательности, свойственной западной массовой культуре. Экраны заполонили боевики, вестерны, мелодрамы с пропагандируемыми в них культами насилия и вседозволенности. Подрастающее поколение, поставленное вне традиционных духовно-нравственных ориентиров, все глубже впитывало низкопробные чужеземные образцы. Насаждаемый идеал сильной, успешной, идущей напролом, не считающийся ни с кем личности был глубоко чужероден отечественному национальному сознанию с его сострадательностью, всетерпимостью, отзывчивостью и добротой. Сфера культуры, снятая с государственного финансирования была вынуждена приспосабливаться к законам конкуренции, искать спонсоров, снижать идейный уровень в погоне за прибылью и популярностью.

При этом, и после распада советской цивилизации черты «советского менталитета» в России во многом пока остаются неизменными. Еще Н.Бердяев отмечал, что основой русского коммунизма является не экономика и не идеология, а особая привязанность русского человека к коллективизму и его неприятие индивидуализма и буржуазного мира западного типа с его практицизмом, детальной формализованностью.

Чем дальше, тем больше утрачивался интерес к телевизионной публицистике («Взгляд», «Пятое колесо», «600 секунд»), развивалась социальная апатия. Рос интерес к мистике, оккультизму, сектанству. Углублялся раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Шла активная субкультуризация отечественной культуры. На фоне катастрофического социально-имущественного расслоения населения усиливалась неравномерность доступа к потреблению не только материальных, но и культурных благ. Серьезное классическое образование, как чистый воздух и экологически здоровая пища, становится привилегией немногих избранных. Идеальным образцом проведения культурного досуга становятся элитарные клубные рауты, закрытые просмотры, заграничные курортные вояжи и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: