Система нормативного регулирования бюджетного бухгалтерского учета

В настоящее время создано 4 уровня регулирования бухгалтерского бюджетного учета в РФ. Приоритет в сфере нормативного регулирования принадлежит бюджетному кодексу РФ, в котором закреплены права и обязанности бюджетных учреждений в бюджетном процессе.

Норма бюджетного кодекса РФ определяет общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетов РФ.

Правовое положение субъектов правоотношений определяют основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, оснований и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ. Постановление правительства РФ нормативно-правовые акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующих бюджетные правоотношения не должны противоречить бюджетному кодексу РФ.

 

Документы 1-го уровня.

Регулируют учет доходов, источников финансирования, дефициты и расходы бюджета, операций осуществляемых в процессе исполнения. Отдельные аспекты бухгалтерского бюджетного учета регулируются гражданским, трудовым, семейным кодексами РФ, законами об образовании и культуре, медицинском страховании и другими федеральными законами и постановления правительства РФ и указания президента РФ.

 

Документы 2-го уровня.

Нормы бюджетного кодекса РФ, являющиеся основой принятой инструкции бухгалтерского бюджетного учета и указаний по применению бюджетной классификации. Документы данного уровня регламентируют правила и принципы формирования учетной политики, учета фактов деятельности бюджетных учреждений, активов и обязательств, доходов и расходов.

 

 

Документы 3-го уровня.

Методический уровень.

Его составляют специализированные документы отраслевого характера, которые утверждаются федеральными законами, Министерства РФ. Как правило они содержат указания, рекомендации, возможные варианты учета, связанные с отраслевыми особенностями бухгалтерского учета (Методические указания, письма, обзор практики, разрешение споров высшим арбитражным судом РФ и т.д.)

 

Документы 4-го уровня

Это приказы, распоряжения руководителей учреждений, должностные инструкции, положения об оплате труда и т.д.

 

 

Регулирование бюджетного бухгалтерского учета.

1 уровень. Законодательный.

Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 №145.

Федеральный закон о бюджетной классификации от 24.04.07 №63

Постановление правительства РФ от 01.01.02 № 1 «О бюджетной классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

 

2 Уровень. Нормативный.

 

01.12.10. № 157н. Приказ МинФин РФ «об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета государственных органов власти, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений, и инструкции по их применению»

06.12.10 №162н «об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по их применению»

Приказ МинФин от 16.12.10 №174н «об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по их применению»

Приказ МинФин от 23.12.10 №183н «об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по их применению»

Федеральный закон от 08.05.10 №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений РФ»

 

Методический уровень

Инструкция по бюджетному учету и указания.

 

Организационный:

Рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено принятием инструкций по бюджетному учету.

 

 

Бухгалтерский бюджетный учет в современных условиях (задачи, принципы учета, структура плана счетов)

В процессе реформирования бухгалтерского финансового учета в РФ появилась новая подсистема: бюджетный учет. Бюджетный учет законодательно закреплен инструкцией 157н утвержденной приказом от 01.12.10.

Субъектом бюджетного учета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления государственных внебюджетных фондов, и созданные ими бюджетные учреждения.

Предметом бухгалтерского бюджетного учета являются поступление и использование бюджетных средств в обычной деятельности органов власти разного уровня.

Наличие и движение, изменение хозяйственной деятельности в основном предполагает сущность предмета бухгалтерского учета. Все, что попадает в сферу бюджетного учета составляет его объекты. Объектами является имущество (хозяйственные средства) и источники его формирования в стоимостном выражении, а так же их наличие и движение, обусловленные хозяйственными процессами.

К объектам бухгалтерского учета относятся активы и обязательства, хозяйственные факты, приводящие к изменению активов и обязательств учреждений в течении всего финансового года, бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств, принятые юридические обязательства и финансовые результаты учреждения.

Метод бухгалтерского бюджетного учета представляет собой совокупность способов и приемов, с помощью которых учитываются объекты бюджетного бухгалтерского учета, обеспечивающие достоверные учетные показатели, тем самым достигаются приоритетные цели бухгалтерского учета в целом.

 

Понятие, функции и основные задачи бюджетного учета.

Бюджетный учет представляет собой систему сбора, регистрации, группировки и обобщения информации в денежном выражении о состоянии и движении финансовых и нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов местного самоуправления, и созданных ими бюджетных учреждений.

Бюджетный бухгалтерский учет основан на методе начисления.

Все хозяйственные факты движения денежный средств отражаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от даты (момент оплаты). Основные функции бухгалтерского бюджетного учета, так же как и бух.некоммерческая организация представляет собой контроль, информацию и аналитику. Контрольная функция типичная для бюджетного учета. Бюджетное финансирование предполагает необходимость контроля за сохранностью имущества, использованием по их назначению, а так же за целевым использованием бюджетных ассигнований. Качество учетной информации является сферой интересов ее потребителей. Многочисленные хозяйственные факты документируются, группируются, оцениваются по определенным признакам и обобщаются на счетах бухгалтерского бюджетного учета, в учетных регистрах и в определенном порядке включаются в бюджетную отчетность. Отчетная информация в свою очередь помогает выявить определенные тенденции, контролировать как целевую, направленную на расходование бюджетных средств и результативность их использования.

 

Основные задачи

Основными задачами являются:

  1. Формирование полной и достоверной информации о состоянии движения активов и обязательств учреждений, о финансовых результатах их деятельности, а так же исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
  2. Обеспечение контроля за соответствующими операциями, осуществляемыми в ходе исполнения бюджета всех уровней бюджетной системы, законодательству РФ, а так же за состоянием и движением активов и выполнением обязательств учреждений.
  3. обеспечение внешних и внутренних пользователей отчетными данными по состоянию активов и обязательств учреждений

 

 

Банковская система РФ.

Российское банковское законодательство состоит из двух частей: специальная и общая. Специальное банковское законодательство составляют законы, специально предназначенные для банковского законодательства. К такми законам относятся:

ФЗ РФ от 10.07.02 №86 о ЦБ РФ

ФЗ РФ от 01.12.02 №395-1 «о банках и банковской деятельности»

ФЗ РФ от 25.02.99 №40 «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»

 

Общее банковское законодательство включает в себя иные федеральные законы, регулирующие нормы банковского права.

К таким законам относятся

Гражданский кодекс

Уголовный кодекс

Налоговый кодекс

ФЗ РФ от 26.05.95 №208 «Об акционерных обществах»

Банковская система РФ – это совокупность определенных взаимосвязанных элементов, в составе которых выступают

ЦБ РФ

Российские кредитные организации

Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций

Группы кредитных организаций

 

В настоящее время банковская система имеет двухуровневое построение

Верхний уровень – ЦБ РФ

Нижний уровень - Российские кредитные организации

Филиалы и представительства иностранных кредитных организаций

Группы кредитных организаций

 

Особенности банковской деятельности

Предпринимательская коммерческая деятельность направлена на извлечение прибыли.

Может осуществляться только субъектами, кредитными организациями и только при наличии основания – разрешения ЦБ РФ «Лицензии» и самим ЦБ РФ.

Основным содержанием такой деятельности является систематическое совершение банковских операций, банковских сделок.

Выделяют 3 вида сделок, совершаемых кредитными организациями

  1. Банковская сделка
  2. Банковская операции
  3. иные сделки

 

Банковская операция – это сделки, которые могут совершать только кредитные организации.

Банковские сделки – это те сделки, которые могут совершать помимо банков небанковые организации, организации и индивидуальные предприниматели.

К Банковским операциям относятся:

1. Привлечение денежных средств во вклады от физических и юридических лиц (до востребования и на определенный срок)

2. Размещение таких привлеченных средств от своего имени и за свой счет

3. Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц

4. Купля-продажа иностранной валюты

Выдача банковских гарантий и т.д.

 

План счетов Бухгалтерского бюджетного учета.

Номера счетов бюджетного плана счетов состоит из 26 разрядов.

При формировании плана счетов БУ используется следующая структура:

1-17 КОД классификации доходов

18 – КОД вида деятельности

19-21 код синтетического учета

22-23 код аналитического учета

24-26 код классификации операций сектора государственного управления

 

 

КАЗНАЧЕЙСКАЯ СИСТЕМА и ее роль в учетном процесс.

Исполнение бюджета – это процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а так же финансирования организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течении финансового года

Существует 3 системы исполнения бюджета.

1 система.

Банковское исполнение бюджета. Осуществляется банками (ЦБ РФ и коммерческими банками).

2 система. Казначейские органы казначейства. Исполняют бюджеты, осуществляют платежи от своего имени по поручению бюджетополучателя.

3. Смешанное обслуживание бюджетных счетов. Применяют функции казначейства и банков.

 

Банковская система исполнения бюджетов действует с 1918 года. В функции банков входит открытие и ведение лицевых счетов получателей средств бюджетов соответствующего уровня исполнения бюджетов по доходам, их перераспределению между бюджетами, кассовое исполнение бюджетов и составление соответствующей отчетности. Исп.Федеального бюджета по расходам при банковской системе осуществляется через счета отраслевых министерств. При казначейской системе исполнения бюджетов учету подлежат следующие показатели:

  1. Бюджетные ассигнования и открытые на их основе лимиты бюджетов
  2. суммы договоров на предмет соответствия их лимитов – бюджетных обязательств, имеющихся у получаетелй бюджетных средств
  3. Суммы авансовых платежей по заключенным договорам
  4. Суммы средств, которые должны быть направлены на оплату договоров выполненных работ и услуг, на основании счетов-фактур и др.

 

Лицевой счет – это уч.номер получателя бюджетных средств, который идентифицирует данного получателя средств и тип учитываемых на нем операций. Процесс финансирования по бюджету существенно изменился с приказом МинФин РФ №87н от 15.09.08 «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета»

Приказ №88 н от 01.09.08 «О порядке осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности»

Приказ № 89 н. 03.09.08 «Об утверждении правил обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ»

Приказ №92н от 05.09.08 «Об утверждении порядка учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ»

Приказ №98н от 19.09.08 «О порядке учета бюджетных обязательств получателей федерального бюджета»

Приказ № 104н 30.09.08 «О порядке доведения бюджетный ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передаче бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, при реорганизации участников бюджетного процесса всех уровней федерального обязательства»

Приказ № 80 н от 15.08.08

«о порядке и ведении сводного реестра главных распорядителей, получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов дохода бюджетного учета, дефицита федерального бюджета»

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: