На тему: «педагогическая сущность процесса социализации»

Конспект ЛЕКЦИОННОГО занятия

По дисциплине

«ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ»

НА ТЕМУ: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ»

 

Тольятти, 2015

Тема: Педагогическая сущность процесса социализации

 

Время проведения: 90 минут

Задачи:

1) образовательные:

· сформировать у студентов представление о педагогической сущности процесса социализации;

· обеспечить понимание студентами позиций педагога в процессе социализации;

· познакомить студентов с педагогическими стратегиями социализации.

2) воспитательные:

· способствовать осознанию студентами высокой социальной значимости педагога.

Вид урока: текущая лекция.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы:

- словесные методы: монологический (лекция);

- метод совместной коллективной деятельности (совместный анализ получаемого материала);

- инструктивный рассказ (при выдаче домашнего материала).

I. Вводная часть 5 мин. II. Основная часть 80 мин. ? Вывод Заключи тельная часть 5 мин Добрый день уважаемые студенты! Рада вас видеть! Сегодня у нас лекция по предмету: «Теории и технологии социализации детей». Тема лекции: «Педагогическая сущность процесса социализации». Вопросы, которые мы сегодня рассмотрим: План 1. Позиции педагога в процессе социализации 2. Педагогические стратегии социализации   Первый вопрос, который сегодня мы с вами рассмотрим, звучит так: «Позиции педагога в процессе социализации». В процессе социализации ребенок испытывает множество педагогических влияний, идущих от взрослых: родителей, старших членов семьи, воспитателей детского сада, школьных учителей. Они действуют, как правило, одновременно и вместе с тем автономно, и конкретный ребенок всегда оказывается в пересечении множества рассогласованных социализирующих воздействий. Профессиональный педагог, организующий воспитательный процесс, должен в полной мере осознавать себя агентом социализации, ответственным за эффективную систему целенаправленной социализации ребенка. Взрослый, выполняющий функции воспитателя, невольно становится субъектом социального влияния на детей. Имея в виду, что воспитание — процесс целенаправленной социализации, его результат во многом зависит от позиции, которую занимает воспитатель как центральная социализирующая фигура. Каков он, воспитатель, как организатор процесса социализации, каковы его типичные педагогические позиции в процессе социализации! Педагог, организующий воспитательный процесс, должен в полной мере осознавать себя агентом социализации, ответственным за эффективную систему целенаправленной социализации ребенка. Воспитание — процесс целенаправленной социализации, его результат во многом зависит от позиции, которую занимает воспитатель как центральная социализирующая фигура. Далее рассмотрим три позиции воспитателя по отношению к ребенку: 1. Для детей воспитатель — персонаж социального мира, но, обладая профессиональным правом специально вмешиваться в деятельность и общение детей, зная их возрастные и индивидуальные особенности, он способен направлять процесс становления их социального опыта. Воспитатель, воплощающий эту функцию, неизбежно представляется образцом человека, уже достаточно освоившего культуру, умеющего пользоваться ее достижениями. Это самая традиционная, проверенная столетиями позиция воспитателя в процессе социализации, позиция «над» ребенком. Именно она позволяет организовывать адаптацию к социуму: прямую подготовку ребенка к наличным формам взрослой жизни. Но эта педагогическая позиция по существу игнорирует необходимость воспитания у ребенка способности к самоопределению в социуме. Вряд ли такой воспитатель отдает себе отчет в том, что он личностно утверждается за счет ребенка, демонстрируя ему не просто свою власть, но и свои знания, разнообразные умения и творческие достижения, которые на деле вполне могут оказаться заурядными клише из учебников, словесными штампами и устаревшими схемами. Иные взрослые внушают детям отобранные ценностные сентенции не потому, что так уж сами верят в них, а потому, что это «полезно детям». Нередко, осознавая, что его собственная воспитанность далека от совершенства, такой воспитатель искренне надеется, что сможет не допустить промахов своих наставников (родителей, школьных учителей), избежать дурного опыта своего детства. 2. Воспитатель в процессе социализации — своеобразный посредник между взрослым социумом и ребенком. Он уполномочен «цивилизовать» и «нормализовать» ребенка для будущей жизни. Но возникает закономерный вопрос: для какой жизни? Претендуя на роль «посредника», воспитатель жертвенно дарит себя детям. Он невольно ведет ребенка вовсе не в мир культуры, а скорее в свой собственный посредственный мир обычного человека. Еще Н. А. Добролюбов осознал это противоречие: как воспитывать собственные убеждения у молодого поколения, если оно находится в слепом подчинении авторитета и убеждений старшего поколения; не передает ли воспитатель ребенку свои скрытые недовольства, страхи, нравственные сомнения, при этом лицемерно подвигая его на будущую жизненную борьбу за убеждения, на готовность противостоять чужой воле. Что в таком случае являет собой продукт воспитания: его ум не приучен к анализу своих собственных действий, все, что он знает и во что верит, сложилось без участия собственной воли и нравственных чувств. «Поэтому весь внутренний мир, как развитый им не от себя, а навязанный извне, представляется ему чем-то чуждым, внешним и весь разом без большого труда опрокидывается, особенно если при этом вмешивается еще какое-нибудь влияние, совершенно противоположное влиянию воспитателя». Ребенок в общении с воспитателем, занимающим такую позицию, обречен жить чужим умом и лишается возможности строить свой собственный образ жизни. 3. Воспитатель представляется детям взрослым по возрасту и некоторому жизненному опыту, но готовым наравне с детьми к самопознанию культуры и самого себя. Только такая позиция воспитателя в процессе социализации ребенка предполагает взаимодействие с ним и сотрудничество. Организуя воспитательный процесс, такой педагог не будет озабочен созданием каких-то особых, имитирующих реальную жизнь условий, не сосредоточит свои усилия на «привитии» неких специальных социальных навыков и привычек, а все свои силы, время, творчество отдаст увлекательной совместной с детьми деятельности по освоению мира естественных отношений. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что воспитатель является субъектом социального влияния на детей. А также мы выяснили, что существует три позиции воспитателя как субъекта социального влияния на детей. Независимо от избираемой позиции, Педагог, организующий воспитательный процесс, должен в полной мере осознавать себя агентом социализации, ответственным за эффективную систему целенаправленной социализации ребенка   Далее мы перейдем к рассмотрению следующего вопроса - «Педагогические стратегии социализации». Позиция воспитателя как агента социализации напрямую связана с той педагогической стратегией, которую он изберет. Именно от педагогической стратегии зависит успех конкретных «тактик» воспитания, которыми родители и профессиональные педагоги обеспечивают результат социализации детей. Понятие «стратегия» используется не только в аппарате военного искусства. Педагогическая деятельность, творческая, противоречивая и, особенно в области воспитания, имеющая далеко отсроченный во времени результат, необычайно нуждается в стратегии. Известный философ К. А. Абульханова-Славская написала книгу о стратегии жизни. Она очень точно теоретически объединила понятием «стратегия» все основные психологические аспекты жизни человека: личные и профессиональные интересы, притязания и оценки достижений, стремления к индивидуальной активности и творчеству. Если воспользоваться определением стратегии К. А. Абульхановой-Славской и экстраполировать его в области педагогической организации социализации ребенка, то окажется, что педагогическая стратегия социализации характеризуется тремя основными признаками: 1. Педагогическая стратегия предполагает определение главных целей социализации ребенка, выбор ее основных направлений и способов. Это своеобразный педагогический замысел организации социальной жизни ребенка. 2. Педагогическая стратегия направлена на решение средствами воспитания тех противоречий, которые возникают в процессе социализации между мотивами социализации ребенка (тем, что он хочет, к чему стремится, кем видит себя в будущем) и тем, что ему предлагает реальная жизнь (материально-вещная среда, образовательное пространство, информационные средства, личностное общение). 3. Педагогическая стратегия призвана проектировать некое «поле» активности, творчества, побуждая детей к поиску своего способа решения жизненных проблем. Именно от педагогической стратегии зависит успех конкретных «тактик» воспитания, которыми родители и профессиональные педагоги обеспечивают результат социализации детей. В предыдущих главах этого пособия мы уже подробно рассматривали положение о том, что социализация ребенка — это процесс овладения социальным опытом, где в целостную систему соединяются: — деятельность ребенка по освоению социально значимого содержания; — общение ребенка, выраженное в структуре его социальных ролей; — содержание и структура его самосознания. Здесь и «прорисовываются» три основные педагогические стратегии результативной социализации ребенка. 1. Стратегия социального самовыражения ребенка в деятельности. Воспитание призвано развивать у детей потребности и способности постоянно входить во взаимодействие с миром природы, человеческого труда, знания, искусства. Это естественно происходит в деятельности, в первую очередь в игровой, трудовой, художественной, а кроме того, в познавательной, спортивной. Реализуется эта стратегия социализации рядом конструктивных способов. Признание деятельности детей как отражения их ведущих отношений к действительности: к природе, к людям, к предметам социального мира, к себе. Организация наряду с традиционно значимой познавательной деятельностью, трудовой, оздоровительной и социальной деятельности детей. Использование клубной формы работы: создается особая атмосфера свободного выбора, провоцирующая детское творчество и сотрудничество. В работе с дошкольниками возможны фрагменты клубных занятий, для младших школьников клуб может стать основной формой внеурочной деятельности. Обеспечение информационных основ социализации. При всей широте и разнообразии современной массовой информации она должна быть в определенной мере педагогически организована: — ребенка следует целенаправленно ориентировать на некоторую информацию или оградить от нее; — необходимо интерпретировать общедоступную детям информацию, уточнять их представления о социальном мире, развивать интерес к социальной жизни, воспитывать общественное сознание; — создавать у детей чувство сопричастности к событиям, явлениям, вызывать переживание идентичности мнений, позиций; — предлагать детям «готовые образы» того или иного социального явления, поведенческой модели (например, «образ русского человека», «образ хорошего сына», «образ настоящего друга»); — способствовать формированию в сознании детей определенных социальных стереотипов (например, «честный поступок», «культурное поведение», «патриотическое отношение»). Обращение к смысловым установкам, возникающим у детей в деятельности. Деятельность, в которую включен ребенок, не создаст развивающего социального потенциала личности или погасит его, если не будет учитывать значения для ребенка конкретных моментов его личностного выбора. Создание ситуаций выбора, например, в процессе познавательной деятельности младшего школьника на уроке, побуждает его решать: близко к тексту пересказать материал учебника или высказать свое мнение; привести свой пример или тот, что был у учителя; повысить себе отметку за самостоятельную работу, которую учитель попросил оценить самому, или честно поискать недочеты и др. Жизнь, которая побуждает делать выбор, воспитывает у ребенка уважение к самому себе. 2. Стратегия общности и коллективизма. Социализация ребенка невозможна без продуктивного взаимодействия с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, товарищами по играм во дворе, в группе детского сада или в школьном классе. Конструктивными способами реализации этой стратегии являются: Организация и смена социальных ролей ребенка. Эти роли могут располагаться на разных уровнях социальной значимости, условно говоря: — «высокие» роли — «гражданин мира», «сын своего народа», «наследник своей семьи»; — социальные роли в коллективной жизни среди ровесников, оформленные, например, в виде общественных поручений в классе — «затейник», «консультант», «библиотекарь», «санитар», «цветовод»; — социальные роли, полученные детьми в ситуациях игры, учебных драматизации. Специальное внимание групповым формам взаимодействия детей в деятельности. Именно в группах дети учатся сотрудничать, отстаивать свои суждения или уступать товарищу, сравнивают себя с другими. Малая группа (5-7 человек) — известный в педагогике, описанный еще А. С. Макаренко «первичный коллектив», в котором сходятся все главные личностные интересы ребенка и возникают межличностные отношения. Прежде всего здесь, в малой группе, ребенок способен отчетливо осознать и пережить, что такое общественная норма, правило поведения, как соотносить «мое» и «наше». Столкновение личных и коллективных целей, потребностей — естественная движущая сила социализации ребенка. Задачи воспитателя, организующего этот механизм социализации в воспитательном коллективе: — позаботиться о гуманизации межличностных отношений детей, обогащать их духом товарищества и дружбы; — обеспечивать детям навыки самоуправления, учить действовать в позициях «Я — ответственный», «Я — подчиненный», «Я — лидер», «Я — второй», «Я — исполнитель», «Я — инициатор»; — поддерживать в детях веру в себя, в свои силы, их «желание быть хорошим» (В. А. Сухомлинский); — культивировать традиции своего коллектива. Многолетние исследования в области коллективного воспитания выдающихся педагогов (А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, И. П. Иванова, О. С. Газмана) показали, что там, где дети раньше приучаются к ответственности, они проявляют больше и доброты терпимости к окружающим людям. 3. Стратегия выведения ребенка к цели «быть собой». Никакие педагогические усилия не гарантируют позитивных результатов социализации, если ребенок не принял обращенное к нему отношение. Высшая задача воспитателя состоит в том, чтобы дать детскому «Я» возможность проявлять потребность быть самим собой и развивать его возможности самореализации. Эту стратегию возможно реализовать, ориентируясь на ряд конкретных способов. Развитие рефлексивных потребностей детей. Рефлексивная потребность проявляется у детей достаточно рано, уже к трем годам жизни. Это не что иное, как обращение познания человека на самого себя, на свой внутренний мир, на свои личностные качества. В первые школьные годы просьба учителя, например, сформулировать выводы после обсуждения нового материала, которые бы начинались словами «Я понял, что...», «Я думаю, что...», «Я считаю, что...», станет одним из продуктивных приемов приобщения детей к рефлексии. Рефлексивные навыки детей получат поддержку и дальнейшее развитие, если учителем будут использоваться приемы «ассоциация», «если бы я был...», «найди аналогию», «определи своими словами», ролевые игры (например, «пресс-конференция», «интервью со знаменитостью» и др.). Овладение способами саморазвития доступным для детей образом. Есть такая известная мудрость: «Дети в этом мире — гости, которые спрашивают о пути». Дети хотят исследовать и изменять себя, но не умеют этого и часто боятся. Уже существуют интересные и результативные разработки занятий с младшими школьниками по «Я-строительству». Ориентация ребенка на позиции «быть самим собой». Для этого важно речевое и читательское развитие детей: речь и чтение — два универсальных основания культуры, без которых невозможно «самостроительство» и самовыражение своего личностного «Я». Процесс познания ребенком самого себя, анализ своих собственных мыслей и чувств, размышления о своем внутреннем мире «выводят» на первый план общение детей друг с другом и со значимыми взрослыми. Эта стратегия диктует такой образ жизни, когда не только дети, но и взрослые оказываются в режиме самоопределения и ответственности за свой выбор. Таким образом, воспитатель, педагог занимают важнейшую позицию в благополучной социализации ребенка. Педагог может прибегать к использованию трех основных педагогических стратегий результативной социализации ребенка. Спасибо вам за работу на занятии. Все свободны.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: