…………………………………………………………………………
MR=MC=AC=P – в долгосрочном периоде.
![]() |
Положение равновесия конкурентной фирмы в долгосрочном периоде
Преимущество – совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтоб достичь максимального удовлетворения потребностей.
Недостатки:
1) механизм рынка не обеспечивает удовлетворение потребностей общества, которые не выражены в индивидуальном платежеспособном спросе – «общественные блага» (национальная оборона, госуправлелние, охрана общественного порядка) – блага, при предоставлении которых одному индивиду они становятся доступными и другим без дополнительных затрат;
2) рыночный механизм порождает «внешние эффекты» (экстерналии: положительные – пчеловод; отрицательные – выброс в воду).
3) рыночный механизм не решает региональных проблем;
4) не обеспечивает устойчивость макроэкономического равновесия (инвестиционный спрос и предложение сбережений);
1) др.
Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной.
Чистая монополия. Встречается редко. Монополист может иметь исключительное право на какой-либо ресурс.
Монополия может встречаться с конкуренцией – нововведения, появление товаров-заменителей, импортные товары. Исключение – монополия при административно-командной системе.
Монополист может определять объем производства и цену, следовательно, цена превышает предельный доход.
В условиях чистой монополии отрасль состоит из одной фирмы, т.е. понятие «фирма» и «отрасль» совпадают. В масштабах страны встречается редко, ситуация возможна в условиях города.
![]() |
Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки;. Когда спрос неэластичен, то снижение цены вдет к падению совокупной выручки.. Поэтому монополист стремится избегать неэластчного участка кривой спроса.
Монополист стремится к максимизации совокупной прибыли, а не прибыли на единицу продукции. Рост цент не беспределен. Ограничивается ценовой эластичностью.
Монополист может проводить ценовую дискриминацию – установление различных цен для разных покупателей (продажа авиабилетов). Монополист, таким образом, увеличивает прибыль и производит больше продукции.
Большинство монополий подлежат общественном регулированию со стороны государственных и местных органов власти (ж/д, телефонные компании, поставщики газа и электричества).
В целом монополии делают потребителей беднее, сокращая наличие товаров по отношению к тем их количествам, которые были бы при совершенной конкуренции. В связи с этим существует такое понятие как социальная цена монополии – потеря обществом чистой полезности в результате уменьшения доступности товара для потребителей, когда монополия максимизирует прибыль.
![]() |
Отличительной чертой монополистической конкуренции является дифференциация продукта, прежде всего его качества, а также на основе их размещения и обслуживание. Пример монополистической конкуренции – продукция легкой и пищевой промышленности.
Кривая спроса при монополистической конкуренции менее эластична, чем при совершенной, но более эластична, чем у чистой монополии, что зависит от числа конкурентов и от дифференциации товаров.
![]() |
В условиях монополистической конкуренции объем производства фирмы меньше, чем при совершенной конкуренции, а средние совокупные издержки и цена, как правило, выше. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция менее эффективна, чем совершенная (цена больше средних издержек).
В течение короткого промежутка времени фирмы могут как получать прибыль, так и нести убытки. В длительном создается ситуация, аналогичная совершенной конкуренции: ни прибыли, ни убытков.
Pm больше min АС – при монополистической конкуренции возникает неполная загрузка производственных мощностей. Эта плата за дифференциацию продукта.
Важную роль в дифференциации продукта играет неценовая конкуренция:
1)дифференциация продукта по качеству;
2) совершенствование продукта;
3) реклама продукта; фирма надеется, что реклама сдвинет кривую ее спроса вправо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.
На олигополистических рынках некоторые фирмы могут влиять на цену благодаря их большой доле в общем выпускаемом количестве товара. Продавцы осознают свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение ее цены или выпуска вызовет реакцию конкурирующих фирм.
Возможны две основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структура: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
При кооперативном поведении фирмы могут использовать ценовую войну – цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Снижение цен будет продолжаться до тех пор, пока P = MC = АC. Затем фирма несет убытки. Пример дуополии.Ценовая война встречается сейчас редко, в основном вопросы решаются путем соглашения.
![]() |
Явные соглашения встречаются редко (картельный сговор, картель – это объединение фирм, согласующих свои решения по поводу цен и объемов продукции так, как если бы они слились в чистую монополию).
Чаще встречаются тайный сговор – негласное соглашение о ценах, разделении рынков и других способах ограничения конкуренции, которые преследуются законом.
Лидерство в ценах – модель, с помощью которой олигополисты могут координировать свое поведение, не вступая в прямой тайный сговор. Господствующая фирм, обычно наиболее крупная или наиболее эффективная в отраслях, меняет цену, а все другие фирмы более или менее автоматически следуют этому изменению.
Олигополистическое ценообразование часто осуществляется по принципу «издержки плюс».
P = AVC (1 + k) = AVC + k * AVC = AVC + AFC + p.
Чем выше эластичность, тем ниже процент надбавки.
![]() |
Другие формы несовершенной конкуренции: монопсония – монополия со стороны покупателей (государство при покупке военной промышленности; двусторонняя монополия – рыночная структура, когда монополисту противостоит монопсонист (купля-продажа труда).












