Нормы. Разновидности норм

Нормой в спортивной метрологии называется граничная величина результата теста, на основе которой производится классификация спортсмена.

Существует три вида норм:

а) индивидуальные;

б) должные;

в) сопоставительные.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. За среднюю норму принимают показатель, соответствующий среднему рез-ту на соревнованиях. Важное значение для индивидуализации тренировки во всех видах спорта.

Должные нормы основаны на анализе профессиональных возможностей людей, устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни. Примером могут служить нормы выполнения заданий в различных видах производственной деятельности.

Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Сопоставительные нормы ранжируют людей внутри совокупности, но ничего не говорят о совокупности в целом. Эти нормы можно разрабатывать непосредственно на основе показателей средних величин и стандартов. Определяются следующим образом:

1.Выбирается совокупность людей.

2.Определяются их достижения в комплексе тестов.

3.Определяется средние величины и стандартные отклонения.

4.Значение Хср +- 0,5ơ принимается за среднюю норму, а остальные градации- в зависимости от коэффициента при ơ

 

В практике физического воспитания широко распространены возрастные нормы. Эти нормы относятся к сопоставительным нормам.

Типичным примером являются нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, нормы комплекса ГТО и т.д. Большинство из этих норм составлялись традиционным способом: результаты тестирования в различных возрастных группах обрабатывались с помощью стандартной шкалы, и на этой основе определялись нормы.

В таком подходе есть один существенный недостаток: ориентация на паспортный возраст человека не учитывает существенного влияния на любые показатели биологического возраста и размеров тела.

Например, двигательный возраст, равный десяти годам, будет иметь мальчик любого паспортного возраста, прыгающий в длину с разбега на 2 м 76 см и метающий мяч на 29 м. Чаще, однако, бывает так, что по одному тесту (например, прыжку) мальчик опережает свой паспортный возраст на два-три года, а по другому (метанию) — на один год. В этом случае определяется средняя арифметическая по всем тестам, комплексно отражающая двигательный возраст ребенка.

 

Определение норм может проводиться также с учетом совместного влияния на результаты в тестах паспортного возраста, длины и массы тела. Проводится регрессионный анализ и составляется уравнение:

У = K1X1+K2X2+K3X3+b

где У - должный результат в тесте; Х1 — паспортный возраст; Х2 — длина и Х3 — масса тела.

На основании решений уравнений регрессии составляются номограммы, по которым легко определить должный результат.

Пригодность норм. Нормы составляются для определенной группы людей и пригодны только для этой группы.

Возрастные нормы с учетом биологического возраста и особенностей телосложения. Показатели биологического (двигательного) возраста человека лишены недостатков, свойственных показателям паспортного возраста: их значения соответствуют среднему календарному возрасту людей.

Требования к пригодности норм:

1. Если нормы пригодны только для той совокупности, для которой разработаны, такая пригодность называется релевантностью, а нормы — релевантными.

2. Если нормы установлены при обследовании типичной выборки исследуемых, т.е. пригодны для всей генеральной совокупности, они называются репрезентативными.

3. Нормы должны быть современными, т.е. пересматриваться один раз в 4 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: