К процедурам, применяемым при проведении налоговых проверок, относят:
ü истребование документов у налогоплательщика и его контрагентов
ü осмотр помещений, документов и предметов;
ü выемку документов;
ü экспертизу с привлечением экспертов и специалистов, переводчиков;
ü инвентаризацию имущества налогоплательщиков.
Осмотр помещений, документов и предметов. Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории. В соответствии со ст. 92 Н К РФ осмотр помещения в обязательном порядке должен проводиться в присутствии не менее двух понятых При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в отношении которого производятся данные действия (его представитель), и специалисты. Специалист в отличие от эксперта привлекается для определенных действий, например для оценки изымаемого имущества. Следует отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем при рассмотрении дел в судебных инстанциях может проходить как свидетель.
|
|
Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что должностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, которые могут свидетельствовать о совершении налоговых правонарушений, но только при условии, что эти документы могут быть заменены или уничтожены.
Документы у налогоплательщика изымаются только на основании письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Документы изымаются только в присутствии понятых и представителей налогоплательщика. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности и предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, выдать их добровольно. НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выемки документов:
1) не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;
2) не подлежат изъятию документы и предметы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.
Экспертиза с привлечением экспертов и специалистов. Подпунктом 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового контроля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эксперта производятся в соответствии с установленным порядком.
Эксперт — это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях налогообложения. Экспертиза назначается постановлением должностного лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверяемое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК РФ. О совершении указанных действий в обязательном порядке составляется протокол.
|
|
Согласно п. 7 ст. 95 НК РФ проверяемое лицо вправе:
ü заявить отвод эксперту;
ü просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;
ü представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;
ü присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту;
ü знакомиться с заключением эксперта.
В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.
Инвентаризация имущества налогоплательщиков. Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвентаризации имущества, принадлежащего налогоплательщику.
Согласно ст. 89 НК РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки.
Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.
Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.
Необходимо отметить, что проверка фактического наличия имущества должна производиться с обязательным участием должностных и материально ответственных лиц, а также работников бухгалтерии налогоплательщика. При этом материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, выбывшие же списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.
Лекция № 16