Процедуры, применяемые при проведении налоговых проверок

 

К процедурам, применяемым при проведении налоговых прове­рок, относят:

ü истребование документов у налогоплательщика и его контрагентов

ü осмотр помещений, документов и предметов;

ü выемку документов;

ü экспертизу с привлечением экспертов и специалистов, переводчиков;

ü инвентаризацию имущества налогоплательщиков.

 

Осмотр помещений, документов и предметов. Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода помещения и территории. В соответствии со ст. 92 Н К РФ осмотр помещения в обязатель­ном порядке должен проводиться в присутствии не менее двух поня­тых При проведении осмотра могут присутствовать лицо, в отношении которого произво­дятся данные действия (его представитель), и специалисты. Специ­алист в отличие от эксперта привлекается для определенных дей­ствий, например для оценки изымаемого имущества. Следует отметить, что лицо, участвующее в проверке в качестве представителя, в дальнейшем при рассмотрении дел в судебных ин­станциях может проходить как свидетель.

Выемка документов. В подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что долж­ностное лицо налогового органа в ходе проверки вправе изымать по акту у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, которые могут свидетельствовать о совершении налоговых правона­рушений, но только при условии, что эти документы могут быть за­менены или уничтожены.

Документы у налогоплательщика изымаются только на основа­нии письменного мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит проверку, с обязательным утверждением руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. Документы изымаются только в присутствии понятых и предста­вителей налогоплательщика. До начала выемки проводящий ее налоговый инспектор предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим их права и обязанности и предлагает лицу, у которого производится вы­емка документов и предметов, выдать их добровольно. НК РФ налагает следующие ограничения на процедуру выемки документов:

1) не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время;

2) не подлежат изъятию документы и предметы, не относящиеся к предмету налоговой проверки.

Экспертиза с привлечением экспертов и специалистов. Подпунк­том 12 п. 1 ст. 31 НК РФ предусмотрено привлечение экспертов в ходе проведения налогового контроля. Назначение экспертизы и привлечение лица в качестве эксперта производятся в соответствии с установленным порядком.

Эксперт — это лицо, имеющее специальные познания в сфере деятельности, специфику которой следует определить в целях нало­гообложения. Экспертиза назначается постановлением должностно­го лица налогового органа, осуществляющего налоговую проверку. Проверяющий должен ознакомить с этим постановлением проверя­емое лицо и разъяснить ему права, предусмотренные ст. 95 НК РФ. О совершении указанных действий в обязательном порядке состав­ляется протокол.

Согласно п. 7 ст. 95 НК РФ проверяемое лицо вправе:

ü заявить отвод эксперту;

ü просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц;

ü представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта;

ü присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения экс­перту;

ü знакомиться с заключением эксперта.

В соответствии со ст. 129 НК РФ отказ эксперта от участия в проведении налоговой проверки, а также дача экспертом заведомо ложного заключения влекут за собой взыскание штрафов.

Инвентаризация имущества налогоплательщиков. Статьей 31 НК РФ налоговым органам предоставлено право на проведение инвентари­зации имущества, принадлежащего налогоплательщику.

Согласно ст. 89 НК РФ инвентаризация может быть назначена в том случае, когда это необходимо для проверки достоверности дан­ных, содержащихся в документах налогоплательщика, и выяснения других существенных обстоятельств в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплатель­щика при налоговых проверках регламентируется нормативными документами Минфина России и ФНС России.

Основной целью инвентаризации является выявление фактиче­ского наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих на­логообложению.

Необходимо отметить, что проверка фактического наличия иму­щества должна производиться с обязательным участием должност­ных и материально ответственных лиц, а также работников бухгал­терии налогоплательщика. При этом материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расход­ные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы комиссии, а все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, вы­бывшие же списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

 

Лекция № 16


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: