Планирование и подготовка выездных налоговых проверок
Планирование выездных налоговых проверок является подготовительным этапом проведения выездных налоговых проверок. В ходе планирования осуществляется комплекс работ, включающий:
ü определение перечня налогоплательщиков, в отношении которых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;
ü определение сроков проведения проверок;
ü уточнение видов налогов (сборов и других обязательных платежей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;
ü подбор кадров, необходимых для проведения проверки.
Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных платежей), пеней и налоговых санкций.
Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой комплекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, включенных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наиболее эффективного проведения указанных проверок.
|
|
Процесс планирования и подготовки выездных налоговых проверок состоит из восьми этапов, показанных на рис. 5.1. Рассмотрим содержание каждого этапа.
Этап I. Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках. С целью целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.
Формирование информационных ресурсов о налогоплательщиках должно отвечать следующим критериям:
• непрерывности — обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации о налогоплательщиках;
• систематизации — создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);
• актуализации — своевременное обеспечение обновления информации о налогоплательщиках с учетом вновь поступающих данных из внутренних и внешних источников;
• полноты — наличие объема информации о налогоплательщиках, достаточного для принятия правильного и обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
• достоверности — предварительный анализ поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальному положению дел.
|
|
С целью осуществления такого анализа проводятся: сопоставление данной информации со сведениями, полученными из иных источников; направление запросов в контролирующие и правоохранительные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведений; получение объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организация рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую АИС обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).
Классификация информации производится по источникам (внутренним и внешним). Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье налогоплательщика на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами используется информация, полученная в рамках проведения камеральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгалтерской и налоговой отчетности на основе системы контрольных соотношений (СКС).
СКС включает:
ü внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);
ü междокументные контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчетности и информации, полученной из внешних источников.
На основании СКС производятся:
ü проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы;
ü проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;
ü сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;
ü соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.
При применении СКС следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков с целью проведения выездной налоговой проверки, но не для доначислений налогов и сборов и применения налоговых санкций.
При проведении финансово-экономического анализа бухгалтерской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается информация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хозяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершенных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сделках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплательщика.
Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчетности
По результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обязанности которого входит проведение данного вида проверок и анализа, составляется заключение содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин, послуживших основанием для таких выводов.
|
|
Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков налоговым органом осуществляется периодическое проведение анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков по отраслевому принципу на основе использования автоматизированной системы обработки данных АИС «Налог».
В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:
ü анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;
ü сравнительный анализ основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков одной отрасли;
ü отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
Приоритетными для включения в план проведения выездных налоговых проверок являются следующие категории налогоплательщиков.
1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:
а) организации, являющиеся крупнейшими и основными налого-
плательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не
реже одного раза в два года;
б) налогоплательщики, проведение выездных налоговых прове-
рок которых обусловлено поручениями правоохранительных орга-
нов в случаях, установленных законодательством РФ, а также выше-
стоящих налоговых органов;
в) ликвидируемые организации;
г) организации, представляющие «нулевые балансы» или не пред-
ставляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении
которых у налогового органа имеется информация об осуществле-
нии ими финансово-хозяйственной деятельности;
д) налогоплательщики, необходимость проверки которых выте-
кает из мотивированных запросов других налоговых органов. В за-
просе указываются: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя); ИНН; КПП; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие проверке; период деятельности, за который должна проводиться проверка.
|
|
2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включению в план проведения выездных налоговых проверок при появлении соответствующих возможностей у инспекторского состава. Отбор указанных налогоплательщиков производится по результатам:
а) камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух-
галтерской отчетности (контрольных соотношений показателей
форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов)
по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);
б) анализа основных финансовых показателей деятельности на-
логоплательщиков по отраслевому принципу;
в) анализа иной информации, результаты которого позволяют сде-
лать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.
Кроме того предусматривают выполнение комплекса работ, связанных:
ü с предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;
ü определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;
ü необходимостью привлечения к проверке правоохранительных органов;
ü подготовкой и составлением перечня вопросов по видам проверяемых налогов и платежей;
ü определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.