double arrow

Выездные налоговые проверки



Планирование и подготовка выездных налоговых проверок

Планирование выездных налоговых проверок является подготови­тельным этапом проведения выездных налоговых проверок. В ходе планирования осуществляется комплекс работ, включающий:

ü определение перечня налогоплательщиков, в отношении ко­торых должны быть проведены выездные налоговые проверки в предстоящем квартале;

ü определение сроков проведения проверок;

ü уточнение видов налогов (сборов и других обязательных плате­жей) и периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

ü подбор кадров, необходимых для проведения проверки.

Все перечисленные процедуры проводятся с целью обеспечения оптимального выбора таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законода­тельства о налогах и сборах и обеспечить поступление в бюджет сумм доначисленных налогов (сборов и других обязательных плате­жей), пеней и налоговых санкций.

Подготовка выездных налоговых проверок представляет собой ком­плекс проводимых налоговым органом процедур, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщиках, вклю­ченных в план проведения выездных налоговых проверок, а также других мероприятий, направленных на создание условий для наибо­лее эффективного проведения указанных проверок.




Процесс планирования и подготовки выездных налоговых прове­рок состоит из восьми этапов, показанных на рис. 5.1. Рассмотрим содержание каждого этапа.

Этап I. Формирование информационных ресурсов о налогоплатель­щиках. С целью целенаправленного отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговые органы исполь­зуют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источни­ки), а также информацию, получаемую из внешних источников.

Формирование информационных ресурсов о налогоплательщи­ках должно отвечать следующим критериям:

• непрерывности — обеспечение постоянного сбора, фиксации и обработки всей поступающей в налоговый орган информа­ции о налогоплательщиках;

• систематизации — создание информационных баз данных по каждому налогоплательщику (досье налогоплательщика);

• актуализации — своевременное обеспечение обновления ин­формации о налогоплательщиках с учетом вновь поступаю­щих данных из внутренних и внешних источников;



• полноты — наличие объема информации о налогоплательщи­ках, достаточного для принятия правильного и обоснованно­го решения о целесообразности их отбора для проведения вы­ездных налоговых проверок;

• достоверности — предварительный анализ поступающей в на­логовый орган информации на предмет ее соответствия реаль­ному положению дел.

С целью осуществления такого анализа проводятся: сопоставле­ние данной информации со сведениями, полученными из иных ис­точников; направление запросов в контролирующие и правоохрани­тельные органы; истребование в рамках проведения камеральной налоговой проверки у налогоплательщика дополнительных сведе­ний; получение объяснений и документов, подтверждающих пра­вильность исчисления и своевременность уплаты налогов; организа­ция рациональной системы обработки и хранения информации — включение имеющейся и поступающей информации о деятельности налогоплательщиков в единую АИС обработки данных налоговых органов (АИС «Налог»).

Классификация информации производится по источникам (внутренним и внеш­ним). Конечным результатом работы по сбору и обработке информации о налогоплательщиках является формирование информационных ресурсов налоговых органов, содержащих информацию — досье на­логоплательщика на каждого налогоплательщика, состоящего на учете в налоговом органе.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами используется информация, полученная в рамках проведения каме­ральной налоговой проверки, а также в результате анализа бухгал­терской и налоговой отчетности на основе системы контрольных соотношений (СКС).

СКС включает:

ü внутридокументные контрольные соотношения (контрольные соотношения показателей деклараций (расчетов) по налогам и сборам или бухгалтерской отчетности);

ü междокументные контрольные соотношения показателей дек­лараций (расчетов) по налогам и сборам, бухгалтерской отчет­ности и информации, полученной из внешних источников.

На основании СКС производятся:

ü проверка логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчет­ности, необходимыми для исчисления налоговой базы;

ü проверка сопоставимости отчетных показателей с аналогичны­ми показателями предыдущего налогового (отчетного) периода;

ü сопоставление отдельных показателей налоговой декларации между собой;

ü соотнесение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

При применении СКС следует иметь в виду, что по результатам проверки определяются только ориентировочные данные, которые служат основанием для отбора налогоплательщиков с целью прове­дения выездной налоговой проверки, но не для доначислений нало­гов и сборов и применения налоговых санкций.

При проведении финансово-экономического анализа бухгалтер­ской и налоговой отчетности налоговыми органами собирается ин­формация о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) и иных материальных ресурсов. Такую информацию анализируют на предмет соответствия уровня и дина­мики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности, в которой отражены объемы производства и реализации продукции (работ, услуг). Могут быть использованы: косвенные данные о хо­зяйственной деятельности налогоплательщика; данные о совершен­ных налогоплательщиком хозяйственных операциях или иных сдел­ках, оказывающих влияние на формирование налоговой базы, а также другая информация, содержащаяся в досье налогоплатель­щика.

Конкретные формы и методы анализа налоговой и бухгалтерской отчетности, его объем определяются налоговыми органами исходя из информации, содержащейся в налоговой и бухгалтерской отчет­ности

По результатам камеральной налоговой проверки и анализа нало­говой и бухгалтерской отчетности отделом, в функциональные обя­занности которого входит проведение данного вида проверок и ана­лиза, составляется заключение содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогопла­тельщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием при­чин, послуживших основанием для таких выводов.

Для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков на­логовым органом осуществляется периодическое проведение анали­за основных финансовых показателей деятельности налогоплатель­щиков по отраслевому принципу на основе использования автома­тизированной системы обработки данных АИС «Налог».

В процессе планирования выездных налоговых проверок должны обеспечиваться:

ü анализ и оценка динамики изменений основных финансовых показателей деятельности налогоплательщиков;

ü сравнительный анализ основных финансовых показателей дея­тельности налогоплательщиков одной отрасли;

ü отбор налогоплательщиков, анализ показателей деятельности которых позволяет сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Приоритетными для включения в план проведения выездных нало­говых проверок являются следующие категории налогоплательщиков.

1. Налогоплательщики, подлежащие обязательному включению в план проверки выездных налоговых проверок:

а) организации, являющиеся крупнейшими и основными налого-
плательщиками. Проверку таких налогоплательщиков проводят не
реже одного раза в два года;

б) налогоплательщики, проведение выездных налоговых прове-
рок которых обусловлено поручениями правоохранительных орга-
нов в случаях, установленных законодательством РФ, а также выше-
стоящих налоговых органов;

в) ликвидируемые организации;

г) организации, представляющие «нулевые балансы» или не пред-
ставляющие налоговую отчетность в налоговый орган, в отношении
которых у налогового органа имеется информация об осуществле-
нии ими финансово-хозяйственной деятельности;

д) налогоплательщики, необходимость проверки которых выте-
кает из мотивированных запросов других налоговых органов. В за-
просе указываются: полное наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя); адрес места на­хождения организации (места жительства индивидуального пред­принимателя); ИНН; КПП; основание для проверки (чем вызвана необходимость проведения проверки); вопросы, подлежащие про­верке; период деятельности, за который должна проводиться про­верка.

2. Налогоплательщики, подлежащие первоочередному включе­нию в план проведения выездных налоговых проверок при появле­нии соответствующих возможностей у инспекторского состава. От­бор указанных налогоплательщиков производится по результатам:

а) камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бух-
галтерской отчетности (контрольных соотношений показателей
форм налоговой и бухгалтерской отчетности декларации (расчетов)
по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

б) анализа основных финансовых показателей деятельности на-
логоплательщиков по отраслевому принципу;

в) анализа иной информации, результаты которого позволяют сде-
лать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений.

Кроме того предусматрива­ют выполнение комплекса работ, связанных:

ü с предварительной подготовкой предложений о предполагаемых затратах времени на проведение выездной налоговой проверки;

ü определением количества специалистов, необходимых для проведения проверки;

ü необходимостью привлечения к проверке правоохранитель­ных органов;

ü подготовкой и составлением перечня вопросов по видам про­веряемых налогов и платежей;

ü определением периодов деятельности налогоплательщика, по которым необходимо проведение проверки.



Сейчас читают про: