Обеспечение экологической безопасности региона и страны в целом предполагает осуществления системы мер, связанных с нормативно-правовым, технологическим, экономическим управлением и контролем за состоянием отдельных объектов экологической безопасности. Такая система мер требует разработки стратегии обеспечения экологической безопасности.
Термин «стратегия» греческого происхождения. Первоначально он имел военное значение и формулировался, как «искусство генерала находить правильные пути к достижению победы». Применительно к любой организационной структуре стратегия – это, прежде всего реакция на объективные внешние и внутренние обстоятельства деятельности, совокупность главных целей и основных способов достижения этих целей. Часто понятие «стратегия» относится к долгосрочному планированию деятельности экономической организации. А так как деятельность по обеспечению экологической безопасности должна носит планомерный характер, то для осуществления данной стратегии необходимо несколько подходов.
· оборонительный – связан с укреплением экологической безопасности путем снижения уровня уязвимости геосоциоэкосистем от внешних воздействий;
· адаптивный – обусловлен развитием механизмов усиления приспосабливаемости геосоциоэкосистем;
· кооперативный – предполагает развитие взаимовыгодного международного сотрудничества для устранения (или снижения) опасности воздействия на окружающую природную среду.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОПАСНЫХ ЗОН ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
Опасные зоны классифицируются по степени воздействия поражающих факторов на человека и технику:
· зоны радиационные, химические, термические со степенями опасности (риска): сильная, опасная, чрезвычайно опасная;
· зоны взрывов, разрушений, наводнений (затоплений) со степенями опасности (риска): средняя, сильная, чрезвычайно сильная.
По возможным результатам воздействия на технику и человека поражающих факторов для каждой зоны определяются шкалы степеней воздействия этих факторов.
КЛАССИФИКАЦИИ ЧС.
В приведённом выше определении ЧС даны критерии, по которым ту или иную обстановку можно отнести к чрезвычайной ситуации. Но они носят достаточно общий характер. Необходимо их конкретизировать. Иногда сложно решить, является ли данное событие ЧС, какие силы и средства должны привлекаться для его ликвидации (должен ли руководство объекта ликвидировать ЧС самостоятельно или должна быть оказана помощь вышестоящих органов).
В целях установления единого подхода к определению факта чрезвычайной ситуации, её масштабов, границ ЧС и адекватного реагирования на неё, Правительством была введена классификация ЧС в зависимости от количества людей, пострадавших в этой ситуации, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов ЧС.
В соответствии с этой классификацией следует различать:локальные; местные; территориальные; региональные; федеральные; трансграничные.
По характеру источника: природные ЧС (стихийные бедствия); техногенные ЧС; биолого-социальные ЧС; военные ЧС (социально-политические конфликты); антропогенные ЧС.
По скорости распространения событий: внезапные (взрывы, транспортные аварии, обрушение зданий, сооружений, землетрясения и др.); медленные (засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.); умеренные (аварии на коммунальных системах, выброс радиоактивных веществ; извержения вулканов, половодья и др.); быстро распространяющиеся (аварии с выбросом АХОВ, гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.).