Недостатки ветряных электростанций

Недостатков немного, но противники строительства ветряков их активно муссируют в прессе. Но все эти недостатки скорее всего представляют собой трудности при ведении этого бизнеса, которые можно минимизировать.

Высокий входной барьер в бизнес. Для того, чтобы начать получать ветровую энергию, надо построить ветряную ферму. Предстоят затраты на высокоточные расчеты для определения местности постройки, также надо будет вложить деньги в покупку оборудования и его монтаж на выбранной территории. Именно стоимость ветряной электростанции, стоимость оборудования являются основной строкой затрат, но здесь можно воспользоваться услугами инвесторов, банковским кредитованием и пр.

Весьма существенный недостаток ветряной станции – невозможность точного прогноза, сколько электроэнергии будет получено в определенный отрезок времени. Предугадать, насколько сильным будет ветер, и будет ли он дуть вообще, невозможно. Поэтому при ведении данного вида бизнеса существуют существенные риски. Но минимизировать их можно, если тщательно выверить координаты расположения станции на стадии ее планирования. Такой анализ основывается на многолетних показаниях скорости ветра.

Многие противники ветряных станций утверждают, что лопасти издают сильный шум, который негативно влияет на окружающую среду. Но современные технологии позволили измерить уровень шума и изучить его воздействие. Оказалось, громкий звук от работы лопастей действительно присутствует, но уже на расстоянии 30 метров от источника он слышен только на уровне фона. Для сведения: фон – это уровень шума естественной окружающей среды.

Защитники птиц выступают активно против строительства ветряных станций. В этом случае аргументы также легко разбиваются об анализ вреда, наносимого другими техногенными объектами птицам. Подсчет показал, что количество птиц, попадающих под лопасти ветряков, ничем не отличается от числа пернатых, которые погибают в других местах, к примеру, на высоковольтных линиях передач.

Еще одна весьма сомнительная гипотеза противников ветряной энергии – искажение телевизионного сигнала вблизи от фермы. В современном мире все большую популярность приобретает спутниковое ТВ, цифровое ТВ, эфирного телевидения остается все меньше и меньше, поэтому приему сигнала в квартирах и домах ничто помешать не может.

 

Принято условно разделять ВИЭ на две группы:

Традиционные: гидравлическая энергия, преобразуемая в используемый вид энергии ГЭС мощностью более 30 МВт; энергия биомассы, используемая для получения тепла традиционными способами сжигания (дрова, торф и некоторые другие виды печного топлива); геотермальная энергия.

Нетрадиционные: солнечная, ветровая, энергия морских волн, течений, приливов и океана, гидравлическая энергия, преобразуемая в используемый вид энергии малыми и микроГЭС, энергия биомассы, не используемая для получения тепла традиционными методами, низкопотенциальная тепловая энергия и другие "новые" виды возобновляемой энергии.

Можно выделить пять основных причин, обусловивших развитие ВИЭ:

- обеспечение энергетической безопасности;

- сохранение окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;

- завоевание мировых рынков ВИЭ, особенно в развивающихся странах;

- сохранение запасов собственных энергоресурсов для будущих поколений;

- увеличение потребления сырья для неэнергетического использования топлива.

 

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: схемы приводятся в тексте

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое устойчивое развитие? Когда прошла конференция Рио де Жанейро?
  2. Какие индикаторы устойчивого развития Вы знаете?
  3. Какие виды возобновляемых источников энергии описаны в лекции?

 

Литература:

1. Тонкопий М.С., Ишанкулова Н.П. Экология и устойчивое развитие, Алматы, «Экономика», 2011 г.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Экология. Человек-экономика-биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті», 2006


ЛЕКЦИЯ 14. Управление и правовое регулирование безопасности жизнедеятельности.

Цель:

Изучить основные законодательные и правовые акты в области безопасности жизнедеятельности

 

Задачи:

- Изучить законы, постановления о ЧС, радиационной, промышленной безопасности

Содержание:

- Роль государства в обеспечении безопасности

- Законодательные акты Республики Казахстан в сфере создания безопасности жизнедеятельности населения

 

К основному виду нормативных правовых актов в области безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды относятся:

Конституция, конституционные законы, кодексы, законы;

- указы Президента РК;

- нормативные постановления Парламента РК и его палат, Правительства РК, Конституционного Совета, Верховного суда РК.

- нормативные правовые приказы министров РК и иных руководителей центральных госорганов;

- нормативные правовые постановления центральных государственных органов;

- нормативные правовые решения маслихатов, нормативные правовые постановления акиматов, нормативные правовые решения акимов.

Нормативно-правовая база Республики Казахстан в области чрезвычайных ситуациях основывается на Конституции Республики Казахстан, а также:

- законе РК «О чрезвычайном положении» от 8 февраля 2003 года;

- законе РК «О гражданской защите» от 11 апреля 2014 года;

- законе РК «О радиационной безопасности» от 23 апреля 1998 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 29.09.2014)

- постановление Правительства Республики Казахстан от 24 декабря 2002 года "Правила расследования причин аварий, бедствий и катастроф, приведших к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

- постановление правительства республики Казахстан от 2 июля 2014 года №756 "Об установлении классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"

Закон Республики Казахстан «О гражданской защите» настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе проведения мероприятий по гражданской защите, и направлен на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение пожарной и промышленной безопасности, а также определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования гражданской обороны Республики Казахстан, формирование, хранение и использование государственного материального резерва, организацию и деятельность аварийно-спасательных служб и формирований.

В данном законе указано, что гражданская защита – общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, организацию и ведение гражданской обороны, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, включающий в себя мероприятия по обеспечению пожарной и промышленной безопасности, формированию, хранению и использованию государственного материального резерва;

гражданская оборона - гражданская оборона ГО – составная часть государственной системы гражданской защиты, предназначенная для реализации общегосударственного комплекса мероприятий, проводимых в мирное и военное время, по защите населения и территории Республики Казахстан от воздействия поражающих (разрушающих) факторов современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

государственная система гражданской защиты (ГСГЗ) – совокупность органов управления, сил и средств гражданской защиты, предназначенных для реализации общегосударственного комплекса мероприятий по защите населения, объектов и территории Республики Казахстан от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях и военных конфликтах или вследствие этих конфликтов.

Пропаганда знаний, обучение населения и специалистов в сферегражданской защиты относятся к мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Пропаганда знаний в сферегражданской защиты осуществляется центральными и местными исполнительными органами, общественными объединениями и организациями, также для пропаганды знаний могут использоваться средства массовой информации.

Обучение населения и специалистов органов управления гражданской защиты проводятся в целях их профессиональной подготовки, привития навыков действий в чрезвычайных ситуациях, ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, знания основных приемов и способов оказания само- и взаимопомощи, максимального снижения возможных потерь среди населения, уменьшения материального ущерба.

Обучение населения осуществляется в организациях дошкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, организациях по месту работы, учебы и жительства, на занятиях, тренировках и в ходе специальных учений с широким использованием средств массовой информации, а также самостоятельно.

 

Вся деятельность по организации и ведению гражданской обороны в стране определена Законом РК от 11.04.2014 г. "О Гражданской защите". Общее руководство гражданской обороной Республики Казахстан возложено на Премьер-министра (он же начальник гражданской обороны Республики Казахстан).

Силы гражданской защиты:

· воинские части гражданской обороны,

· аварийно-спасательные службы и формирования,

· подразделения государственной и негосударственной противопожарной службы,

· формирования гражданской обороны,

· авиация уполномоченного органа,

· службы наблюдения, контроля обстановки и прогнозирования

Службы гражданской обороны - республиканские, областные, городские, районные системы органов управления и сил гражданской защиты, предназначенные для выполнения специальных мероприятий гражданской защиты.

Основными задачами гражданской защиты являются:

1) предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций и их последствий;

2) спасение и эвакуация людей при возникновении чрезвычайных ситуаций путем проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в мирное и военное время;

3) создание сил гражданской защиты, их подготовка и поддержание в постоянной готовности;

4) подготовка специалистов центральных и местных исполнительных органов, организаций и обучение населения;

5) накопление и поддержание в готовности необходимого фонда защитных сооружений, запасов средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны;

6) информирование и оповещение населения, органов управления гражданской защиты заблаговременно при наличии прогноза об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации и (или) оперативно при возникновении чрезвычайной ситуации;

7) защита продовольствия, водоисточников (мест водозабора для хозяйственно-питьевых целей), пищевого сырья, фуража, животных и растений от радиоактивного, химического, бактериологического (биологического) заражения, эпизоотии и эпифитотий;

8) обеспечение промышленной и пожарной безопасности;

9) создание, развитие и поддержание в постоянной готовности систем оповещения и связи;

10) мониторинг, разработка и реализация мероприятий по снижению воздействия или ликвидации опасных факторов современных средств поражения;

11) обеспечение формирования, хранения и использования государственного резерва.

Государственная система гражданской защиты состоит из территориальных и отраслевых подсистем.

Территориальные подсистемы создаются на областном, городском и районном уровнях для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, выполнения мероприятий гражданской обороны в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

Отраслевые подсистемы создаются центральными исполнительными органами для организации работы по выполнению мероприятий гражданской защиты в пределах своей компетенции.

Государственная система гражданской защиты имеет три уровня: республиканский, территориальный и объектовый.

Руководство государственной системой гражданской защиты осуществляют:

1) на республиканском уровне – Правительство Республики Казахстан;

2) на территориальном уровне – акимы соответствующих административно-территориальных единиц;

3) на объектовом уровне – руководители организаций;

4) в отраслевых подсистемах – руководители центральных исполнительных органов.

Устанавливаются следующие режимы функционирования системы гражданской защиты в мирное время:

1) режим повседневной деятельности - порядок функционирования ГСГЗ (государственной системы гражданской защиты), ее территориальных и отраслевых подсистем на подведомственной территории, характеризующейся отсутствием угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций.

2) режим повышенной готовности – порядок функционирования государственной системы гражданской защиты, ее отдельных подсистем, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций (при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической, и гидрометеорологической обстановки или получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций)

3) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации.

В режиме чрезвычайной ситуации органами управления государственной системы гражданской защиты проводятся следующие мероприятия:

· введение в действие (реализация, исполнение) планов действий по ликвидации чрезвычайных ситуаций и их корректировка;

· прогнозирование развития возникших чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· оповещение руководителей центральных и местных исполнительных органов, организаций, а также населения о возникновении чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· организация работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, всестороннему обеспечению действий сил и средств гражданской защиты, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также в случаях и порядке, установленных законами Республики Казахстан, привлечение сил и средств органов внутренних дел, других войск и воинских формирований, общественных объединений и населения, применение Вооруженных Сил Республики Казахстан для ликвидации возникших чрезвычайных ситуаций;

· сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и ходе проведения работ по ее ликвидации;

· организация и поддержание взаимодействия центральных и местных исполнительных органов, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

· проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.

На период проведения спасательных работ по решению Правительства могут привлекаться воинские части Минобороны и МВД РК. В соответствии с действующим законодательством РК формирования ГО в областях, городах, районах и организациях независимо от форм собственности создаются по территориально-производственному принципу решением акимов, а объектовые формирования на производствах и организациях независимо от форм собственности - приказом руководителя организации.

Формирования гражданской защиты предназначены для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ в мирное и военное время.

Формирования гражданской защиты создаются в центральных и местных исполнительных органах, организациях.

В формирования гражданской защиты зачисляются трудоспособные мужчины и женщины, за исключением инвалидов первой, второй и третьей групп, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до восьми лет, и на военное время – военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.

Территориальные формирования создаются в районах, городах, областях и подчиняются соответствующим начальникам Гражданской обороны. Базой создания территориальных формирований являются организации.

Объектовые формирования создаются в организациях и используются в их интересах. По решению руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации объектовые формирования могут привлекаться для выполнения задач в интересах соответствующих территорий, без снижения готовности к ликвидации аварий на обслуживаемых объектах.

Общее количество, структура и численность формирований ГО определяется исходя из достаточной необходимости, обеспечивающей надежную защиту населения, и с учетом характера и объема выполняемых работ, наличия людских ресурсов, необходимых специалистов, техники и местных условий. Для регионов, подверженных землетрясениям, формирования ГО создаются из расчета один спасатель на 10 человек населения, а для промышленных регионов, подверженных наводнениям, пожарам - один спасатель на 15-20 человек населения.

В формирования гражданской обороны зачисляются трудоспособные мужчины и женщины за исключением: инвалидов I, II, III групп, беременных женщин, женщин, имеющих ребенка до восьми лет, и в военное время - военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания.

Единая дежурно-диспетчерская служба «112» создается в территориальных подразделениях ведомства уполномоченного органа области, города республиканского значения, столицы, района, города областного значения.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности.

Система оповещения – совокупность программно-технических средств, обеспечивающих информирование органов государственного управления и населения об угрозе жизни и здоровью людей, порядке действий в сложившейся обстановке

Сигнал «Внимание всем!» - единый сигнал Гражданской защиты, который передается сиренами и другими сигнальными средствами. По этому сигналу население обязано включить телевизоры, радио и другие средства приема информации, внимательно прослушать передаваемую информацию и выполнить требования по порядку действий и правилам поведения;

Оповещение населения в чрезвычайных ситуациях производится в следующем порядке:

— перед передачей речевой информации включаются электросирены, производственные гудки и другие сигнальные средства. Это означает предупредительный сигнал «Внимание всем!», по которому необходимо включить радио, телевизионные приемники, квартирные громкоговорители;

— по этому сигналу немедленно приводятся в готовность радиотрансляционные узлы, радиовещательные и телевизионные станции;

— до населения доводятся соответствующие сообщения и указания по средствам проводного, радио- и телевещания.

В качестве средств оповещения используются звуковые излучатели (электросирены), сети радио-, теле- и проводного вещания.

Кроме указанных, могут применяться вспомогательные средства оповещения: сирены ручного привода, электромегафоны, подвижные звукоусилительные станции. С их помощью можно проводить оповещение в ночное время, когда основные средства выключены.

В целях защиты населения, объектов и территории Республики Казахстан, снижения ущерба и потерь при возникновении военных конфликтов центральными и местными исполнительными органами, организациями, отнесенными к категориям по гражданской обороне, в пределах своей компетенции проводятся следующие мероприятия гражданской обороны:

1) заблаговременно:

разработка планов гражданской обороны;

создание и развитие систем управления, оповещения и связи и поддержание их в готовности к использованию;

создание, укомплектование, оснащение и поддержание в готовности сил гражданской защиты;

подготовка органов управления гражданской защиты и обучение населения способам защиты и действиям в случаях применения современных средств поражения;

строительство и накопление фонда защитных сооружений гражданской обороны, содержание их в готовности к функционированию;

создание, накопление и своевременное освежение имущества гражданской обороны;

планирование эвакуационных мероприятий;

планирование и выполнение мероприятий по устойчивому функционированию отраслей и организаций;

2) при возникновении военных конфликтов:

- оповещение об угрозе и применении современных средств поражения, информирование населения о порядке действий;

- укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны, при необходимости – использование средств индивидуальной защиты;

- оказание медицинской помощи раненым и пораженным;

- проведение эвакуационных мероприятий;

- создание дополнительных пунктов управления, оповещения и связи гражданской защиты;

- проведение аварийно-спасательных и неотложных работ;

- восстановление нарушенных систем управления, оповещения и связи;

- восстановление готовности формирований гражданской защиты

 

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание: по данной части имеются фотографии

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое жизнедеятельность? Какая задача БЖД? Дать определение понятий «безопасность жизнедеятельности»?
  2. Какая основная цель безопасности жизнедеятельности?
  3. Организационные основы обеспечения БЖД. Теоретические основы обеспечения БЖД.
  4. Для чего необходимо проведение организационных мероприятий?
  5. Каковы принципы ведения работ по безопасности жизнедеятельности?
  6. Какие законы Вы знаете в этой сфере?
  7. Что означает основы безопасности?
  8. Опишите основные задачи организации безопасности?

 

Литература:

1. Тимофеева С.С., Шешуков Ю.В. Производственная безопасность. Учебное пособие. Иркутск.- Изд-во ИрГТУ, 2008, 336 с

2. Промышленная безопасность производственных процессов предприятий. Сборник нормативных правовых и нормативно-технических документов, регулирующих деятельность в области промышленной безопасности. Составитель Бузинаева О.Р. - Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007.- 229 с.

3. Закон Республики Казахстан от 03.04.2002 N314-II "О промышленной безопасности на опасных производственных объектах" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.07.2013 г.).

4. ГОСТ 12.0.003-74 Опасные и вредные производственные факторы. Общие положения. – М., 1974. – 4 с.


ЛЕКЦИЯ 15. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды.

Цель:

Изучить основные принципы устойчивого развития, стратегии к переходу к устойчивому развитию в РК

 

Задачи:

- Изучить основные принципы устойчивого развития;

- Изучить возобновляемые источники энергии;

- Ознакомиться с индикаторами и комитетом по устойчивому развитию

Содержание:

- Экологический кризис и проблемы современной цивилизации.

- Стратегия, принципы и цели устойчивого развития. Экоэнергетика.

- Глобальная энергоэкологическая стратегия устойчивого развития.

 

Реализация принципов международного права в целом и сохранения природы, в частности, ориентирована на достижение следующих целей:

- управления использованием экосистем и организмов, ресурсов суши, моря и атмосферы таким образом, чтобы можно было обеспечить и сохранить их оптимальную и постоянную производительность без ущерба для их целостности; т.е. с учетом того, что возобновляемые природные ресурсы, как, например, леса и рыбные запасы, не будут истощены, если условия использования не нарушают возможности их восстановления и естественного прироста;

- признания всеми государствами охраны природы в качестве составного элемента планирования и осуществления деятельности в сфере социально-экономического развития, роста численности населения и улучшения условий жизни, что позволит предвидеть возможности естественных систем по долгосрочному обеспечению существования и расселения людей с учетом расширения практики применения науки и техники;

- предотвращения расточительного использования природных ресурсов и эксплуатации участков земной поверхности;

- уменьшения экологического вреда путем применения технологий, ограничивающих сброс загрязняющих веществ в окружающую среду;

- предупреждения, контроля или ограничения последствий стихийных бедствий;

- популяризации знаний о природе;

- учета экологического воздействия на базе планируемой политики развития экосистем;

- мониторинга состояния природных процессов и экосистем, позволяющего своевременно обнаруживать проявления их деградации;

- международного сотрудничества государств, государственных органов, международных организаций, частных лиц, ассоциаций и предприятий.

- обеспечения экологического суверенитета государств над своими природными ресурсами.

Конференция по охране природы и развитию в Рио-де-Жанейро (3- 14 июня 1992 г.) приняла программный документ, содержащий около 40 разделов по направлениям деятельности мирового сообщества в области взаимосвязанных проблем окружающей среды и социально-экономического развития, а также рекомендации о переходе к устойчивому развитию.

Задача обеспечения экологической безопасности на современном этапе приобрела трансконтинентальный уровень решения, что, естественно, предполагает не только расширение международного сотрудничества в области, например, создания технологических процессов, образцов новой техники и материалов, обеспечивающих надлежащие требования по экологической чистоте, но и разработку признаваемых международным сообществом правовых механизмов национальной политики в области защиты природы, общества и человека от чрезвычайных ситуаций природно-техногенного характера.

И если признать, что проблема обеспечения экологической безопасности сегодня в мире признана глобальной, то потребность в организации международно-правового сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности переоценить трудно.

В первую очередь международно-правовое сотрудничество в сфере обеспечения экологической безопасности касается приграничных государств, к которым относятся, как известно, страны - государства СНГ, между которыми подписан и вступил в силу Протокол о международных автомобильных дорогах Содружества Независимых Государств.

Примечательно, что активность международно-правового регулирования проблем обеспечения экологической безопасности объясняется тем, что именно в данной сфере государственного управления длительное время складывались научные, технические корпорационные связи, которые оказались более устойчивыми, нежели политические, военные, экономические и т.п.

Следовательно, международное экологическое сотрудничество помимо свойственных ему функций выполняет и внешнеполитические, способствуя не только повышению международного авторитета России, ее движению в международное сообщество, но и каждого государства по пути всеобщего социального прогресса, взаимопонимания и мира.

Международная организация гражданской обороны (MOГО)создана в 1931 г. Штаб-квартира находится в Женеве. В соответствии с уставом целью МОГО является развитие и совершенствование ГО, методов и технических средств, позволяющих предупредить или уменьшить последствия опасностей мирного и военного времени. МОГО взаимодействует с отделом координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО), образованным в 1971 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. ЮНДРО является органом ООН, предназначенным для оказания помощи странам, терпящим бедствие. По решению IX сессии Генеральной ассамблеи МОГО в странах – членах этой организации, в том числе и в России, 1 марта отмечается как Всемирный день гражданской защиты.

 

Промышленная безопасность обеспечивается путем:

1) установления и выполнения обязательных требований промышленной безопасности;

2) допуска к применению на опасных производственных объектах технологий, технических устройств, материалов, прошедших процедуру подтверждения соответствия нормам промышленной безопасности;

3) декларирования безопасности опасного производственного объекта;

4) государственного надзора, а также производственного надзора в области промышленной безопасности;

5) экспертизы промышленной безопасности;

6) аттестации организаций на проведение работ в области промышленной безопасности;

7) мониторинга промышленной безопасности.

2. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты промышленного персонала, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей природной среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, безопасности и охраны труда, строительства, а также требованиям технических регламентов в сфере промышленной безопасности.

3. Обязательные требования промышленной безопасности устанавливаются нормативными актами уполномоченного органа.

Нормативные акты содержат требования по обеспечению промышленной безопасности, обязательные к исполнению в сфере деятельности, указанной в нормативном акте

«Устойчивое развитие» и роль экологии в реализации концепции устойчивого развития

В июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД), на которой было принято историческое решение об изменении курса развития всего мирового сообщества. Такое беспрецедентное решение глав правительств и лидеров 179 стран, собравшихся на ЮНСЕД, было обусловлено стремительно ухудшающейся глобальной экологической ситуацией и прогнозируемой на основе анализа ее динамики глобальной катастрофой, которая может разразиться уже в XXI в. и привести к гибели всего живого на планете.

На ЮНСЕД широко использовалось определение, приведенное в книге "Наше общее будущее": "Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности".

Организация хозяйственной деятельности, не разрушающей биосферу, а ее сохраняющей, т.е. экологодопустимой, не выходящей за пределы несущей емкости экосистем, - одно из центральных направлений становления будущего устойчивого общества. Биосфера с этой точки зрения должна рассматриваться уже не только как кладовая и поставщик ресурсов, а как фундамент жизни, сохранение которого должно быть обязательным условием функционирования социально-экономической системы и ее отдельных элементов.

Переход к устойчивому развитию предполагает обеспечение безопасности во всех отношениях, а всеобщая безопасность, как уже отмечалось, также реализуется на пути устойчивого развития. Столь тесная взаимосвязь всеобщей (и глобальной) безопасности страны и мирового сообщества и устойчивого развития и определяет особенности дальнейшего человеческого существования. В качестве методологической основы подобного видения должны использоваться все средства исследования будущего, включая прогностические, футурологические, системные, ноосферные и другие подходы, определяющие специфику проблемы безопасности.

Безопасность - это некоторый инвариант существования и развития, который характерен для любой модели развития цивилизации. Даже в рамках модели неустойчивого развития необходимо добиться определенного уровня стабильности и безопасности, для того чтобы можно было осуществлять переход к стратегии устойчивого развития. В годовом докладе о работе ООН за 1999 г. "Предотвращение войн и бедствий: глобальный вызов растущих масштабов" Генеральный секретарь ООН отметил, что "справедливое и устойчивое развитие является одним из необходимых условий обеспечения безопасности, однако обеспечение минимальных стандартов безопасности, в свою очередь, является одной из предпосылок развития. Стремление решить одну задачу в отрыве от другой не имеет большого смысла".

 

Декларация принципов

Принцип 1. Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь, и несет главную ответственность за охрану и улучшение окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. В связи с этим политика поощрения или увековечения апартеида, расовой сегрегации, дискриминации, колониального и других форм угнетения и иностранного господства осуждается и должна быть прекращена.

Принцип 2. Природные ресурсы Земли, включая воздух, землю, флору и фауну, и особенно репрезентативные образцы естественных экосистем, должны быть сохранены на благо нынешнего и будущего поколений путем тщательного планирования и управления по мере необходимости.

Принцип 3. Способность Земли производить жизненно важные восполняемые ресурсы должна поддерживаться, а там, где это практически желательно и осуществимо, восстанавливаться и улучшаться.

Принцип 4. Человек несет особую ответственность за сохранение и разумное управление продуктами живой природы и ее среды, которые в настоящее время находятся под серьезной угрозой в связи с рядом неблагоприятных факторов. Поэтому в планировании экономического развития важное место должно уделяться сохранению природы, включая живую природу.

Принцип 5. Невосполняемые ресурсы Земли должны разрабатываться таким образом, чтобы обеспечивалась защита от истощения этих ресурсов в будущем и чтобы выгоды от их разработки получало все человечество.

Основные схемы, формулы и т.д., иллюстрирующие содержание:

Представлены на слайде. Для самостоятельной работы студенту предлагается сделать краткий конспект лекции, при котором он схематично мог представить методы экологических исследований, условия и признаки живого.

Вопросы для самоконтроля:

1.Что такое экологическая и техногенная безопасность?

2. В чем заключается суть закона о промышленной безопасности?

3.Опишите международные акты в сфере экологической и техногенной безопасности.

4. Что устойчивое развитие и приведите примеры?

Литература:

1. Тонкопий М.С., Ишанкулова Н.П. Экология и устойчивое развитие, Алматы, «Экономика», 2011 г.

2. Акимова Т.А., Хаскин В.В., Экология. Человек-экономика-биота-среда., М., «ЮНИТИ», 2007

3. Бигалиев А.Б., Халилов М.Ф., Шарипова М.А. Основы общей экологии Алматы, «Қазақ университеті», 2006

4. Колумбаева С.Ж., Бильдебаева Р.М. Общая экология. Алматы, «Қазақ университеті», 2006

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: