2. Составление расчётной схемы. Вал представляют как балку, шарнирно-закреплённую в опорах. Место приложения реакции опоры зависит от типа подшипника, что показано на рис.14. Так для шариковых и роликовых радиальных подшипников опору располагают на их середине. Для сдвоенной опоры основную нагрузку воспринимает внутренний подшипник. Опору располагают на расстоянии 1/3 от центра внутреннего подшипника.
Для радиально-упорных шарикоподшипников
.
Для роликового конического подшипника
,
где В и Т – ширина подшипника; d и D – внутренний и наружный диаметры; α – угол контакта; е=1,5tgα – коэффициент осевого нагружения.
Для подшипника скольжения условную опору берут на расстоянии (0,25-0,30)l от внутреннего торца.
3. Определение нагрузок, действующих на вал. Окружные Ft, радиальные Fr и осевые Fa силы на зубчатых колёсах прикладываются в середине их венца. Силы Fr переносят на ось вала по линии их действия. При переносе силы Ft на ось вала добавляют вращающий момент, а осевой силы Fa – изгибающий момент. Значения нагрузок определяются так:
|
|
для прямозубой цилиндрической передачи
;
для косозубой цилиндрической передачи
;
для конической прямозубой передачи
;
Для червячной передачи
,
где Т – вращающий момент; Dw – делительный диаметр;
αw=20о – угол зацепления; β – угол наклона зуба; δ – угол при вершине делительного конуса; dm – средний диаметр конического колеса; d1 – делительный диаметр червяка; d2 – делительный диаметр червячного колеса.