Жаккардовые переплетения. Определение, строение и принцип получения жаккардовой петли

Жаккардовый трикотаж

В трикотаже жаккардового переплетения иглы включаются в работу выборочно, согласно заданному рисунку. Если на иглу не прокладывается нить, то при этом не сбрасывается и старая петля, такие переплетения называются жаккардовыми. Если в трикотаже прессовых переплетений нить всегда прокладывается на иглу, то в жаккардовых – нить прокладывается на иглу лишь в том случае, если старая петля с нее сбрасывается. Поэтому в местах пропущенных петель нить тянется в виде протяжки, расположенных сзади старых петель.

Особенностью жаккардовых переплетений является наличие структурного элемента как протяжка.

Трикотаж жаккардовых переплетений вырабатывается на базе всех главных и производных переплетений, поэтому он может быть кулирным и основовязальным, одинарным или двойным, регулярным и нерегулярным, вырабатывается на всех типах трикотажных машин.

На рис. 5.1 изображена схема переплетения однофонтурного жаккардового трикотажа. С лицевой стороны видны только прямые отрезки двухцветных лицевых петель. С изнаночной стороны видны дуги петель 2 и прямые отрезки 3, соединяющие петли, полу­ченные из одной и той же нити.

Так как особенно длинные отрезки нитей, располагаясь с изна­ночной стороны, уменьшают растяжимость изделий и снижают их прочность, при проектировании рисунков не следует располагать подряд в горизонтальных рядах более 4–5 петель одного цвета. Цветные лицевые петли могут иметь любое расположение, зави­сящее от рисунка.

 

 

Рис. 5.1 Строение регулярного жаккардового переплетения

 

Регулярный жаккардовый трикотаж, то есть полученный при регулярном способе вязания, на каждой из сторон образует петли за одинаковое число циклов петлеобразования. Поэтому его каждый ряд образуется регулярным прокладыванием стольких нитей, сколько цветов в трикотаже. Так, в двухцветном – двух нитей, в трехцветном – трех нитей и т.д.

Фигурная скобка, объединяющая количество рядов, и представляет цикл петлеобразования ряда лицевой стороны в двухфонтурных переплетениях.

На лицевой стороне полотна петли образуют четкий рисунок, который полу­чен провязыванием петель из нитей разных цветов или видов нитей. Чаще всего такой трикотаж вяжут из одного цвета (вида) нити и рисунок получается на изнаночной стороне трикотажа за счет разных длин протяжек или их расположения, поэтому изнаночную сторону обычно используют как лицевую.

На изнаночной стороне отчетливо видны протяжки из этих нитей, соединяющие одноцветные петли в одном горизонтальном ряду. Протяжки создают дополнительный слой нитей, увеличивая теплозащитные свойства. (Рис 5.2)

Производная гладь представляет собой частный случай регулярного трикотажа жаккардового переплетения.

Рис. 5.2. Одинарный регулярный жаккард

 

Нерегулярный жаккардовый трикотаж, то есть полученный при нерегулярном способе вязания,содержит петли, полученные за разное число циклов петлеобразования, поэтому петли имеют различные размеры.

У одинарного жаккардового трико­тажа неодинаковая фактура лицевой и изнаночной сторон рисунок мелкий, так как протяжки большой длины уменьшают растяжимость изделий и снижают прочность, при создании рисунков не следует располагать подряд в горизонтальных рядах более 4-5 петель одного цвета.

Однофонтурный жаккардовый трикотаж применяется главным образом для выработки перчаток, варежек, чулочно-носочных изделий, спортивных носков, шарфов и головных уборов.

Для двойного жаккардового трико­тажа, кроме мелких рисунков характерны крупные цветные узоры, так как все протяжки провязываются в петли на изнаночной стороне трикотажа. В зави­симости от характера лицевой и изнаночной сторон различают полный и неполный двойной жаккард.

У полного двойного жаккарда лицевые петли длиннее изнаночных. Каждый петельный ряд с лицевой стороны состоит из петель разного цвета, чередующихся по рисунку, а петельный ряд изнанки одноцветный рис. 5.3.

 

 

Рис. 5.3 Двухцветный полный двойной жаккард

 

Поэтому в полном жаккардовом трикотаже иглы, образующие лицевую сторону работают по рисунку, а иглы, образующие изнанку работают все и постоянно.

На рис. 5.4 показана схема переплетения полного трехцветного жаккардового трикотажа.

 

 

Рис. 5.4 Трехцветный двойной полный жаккард

 

Отличительный признак полных двойных жаккардовых переплетений – на изнаночной стороне полотна нить каждого цвета образует горизонтальные цветные полосы.

Рассматривая его строение, мы видим, что на лицевой стороне рас­положены удлиненные лице­вые петли трех различных цветов; их расположение в раппорте зависит от рисунка.

Каждому лицевому петельному ряду соответствует несколько изнаночных, число которых зависит от числа цветов нитей в заправке. В данном случае каждой лицевой петле соответствуют три изнаночных. Там, где нити не должны образовы­вать лицевых петель, они протягиваются внутри полотна, соединяя изнаночные петельные столбики.

Характерной особенностью полного жаккардового трикотажа является определенная закономерность чередования цветов в изна­ночных петельных рядах; все петли каждого изнаночного петельного ряда имеют один цвет, и петельные ряды различных цветов чере­дуются между собой в постоянной последовательности, соответ­ствующей прокладыванию нитей различных цветов на машине.

В результате на изнаночной стороне полного жаккарда всегда можно увидеть мелкие горизонтальные цветные полоски. В данном случае эти полоски будут трех различных цветов.

В неполном двойном жаккарде лицевая сторона образуется, также как в полном, а на изнаночной сто­роне чередуются петли каждого цвета, т.е. иглы работают через одну

Это достигается тем, что в той игольнице, на которой образуются петли изнанки, вставляются иглы двух позиций через одну и включаются в работу поочередно.

Особенностью неполного жаккардового трикотажа является закономерное расположение изнаночных цветных петель, которые при трехцветном рисунке располагается в шахматном порядке, а при двухцветном – в виде двухцветных вертикальных полосок, иногда в зависимости от последовательности работы игл может быть – пестрой.

Цветные лицевые петли как в полном, так и в неполном жак­кардовом трикотаже могут иметь любое расположение, в зависи­мости от рисунка.

Многообразие рисунчатых эффектов можно наблюдать при проектировании жаккардового рисунка, с использованием одного и того же патрона рисунка, но с разными способами вязания. При этом также, можно получить трикотаж с различными соответствующими свойствами.

Двойной трикотаж жаккардовых переплетений позволяет создавать следующие виды рисунчатых эффектов: цветной, оттеночный, рельефный, накладной и пресс-жаккардовый.

Цветной трикотаж жаккардового переплетения имеет лицевые петли, различные как по цвету, так и по размеру.

Оттеночные жаккардовые переплетения получают путем образования петельных столбиков или участков, состоящих из жаккардовых петель, на фоне глади. Так как участки палочек у петель глади более изогнуты, чем у жаккардовых (они вытянуты), то отражение света от них будет более рассеянное и они будут блестеть меньше, чем жаккардовые.

Рельефный трикотаж жаккардовых переплетений получается при сочетании жаккардовых петель высоких индексов на одной стороне трикотажа с петлями глади, расположенными на другой стороне.

Если все иглы одной игольницы, например передней, на время выключить из работы и продолжать вязать петельные ряды на другой игольнице, то на трикотаже образуется рельефный валик, расположенный поперек. Высота этого валика зависит от индекса жаккардовых петель.

В рельефном трикотаже жаккардовые петли стягивают петли глади и, окаймляя участки этих петель, создают на них выпуклости. Чем выше плотность вязания и упругость нити, тем рельефнее выпуклости.

Рельефное жаккардовое двойное переплетение формируется на базе накладных переплетений, когда одному ряду грунта соответствует два и более накладной глади, связанных на одних и тех же иглах.

Накладной трикотаж жаккардовых переплетений образуется прокладыванием одних нитей на иглы обеих игольниц, а другие – на иглы только передней игольницы согласно рисунку.

Нити, образующие петли только на передней игольнице называют накладными, а нити образующие петли на обеих игольницах – называют грунтовыми.

Петли, полученные из грунтовой и накладной нитей, соединяются только в тех местах, где грунтовая нить образует петли на передней игольнице, там, где не соединяются, образуются пустоты, что является внешним признаком накладного трикотажа. Такое строение повышает его теплозащитные свойства и снижает растяжимость, что является преимуществом по сравнению с другими видами двойного трикотажа жаккардовых переплетений.

Характерной особенностью накладных жаккардовых переплетений является то, что одному лицевому ряду грунта соответствует один ряд накладной глади. Это соотношение называется кратностью накладной глади.

Игольный жаккардовый трикотаж – рисунчатое переплетение, которое получается, по тому же принципу, что и обычный двухфонтурный жаккардовый трикотаж, но без применения жаккардового аппарата.

Рисунок в виде прямоугольных цветных клеток и шашек образуется на полотне путем сочетания вертикальных и горизонтальных цветных полос.

Вертикальные полосы могут быть любой ширины, в зависимости от рисунка.

Игольный жаккардовый трикотаж по своему строению может быть полным, неполным и двухсторонним. Его строение зависит от способа получения изнаночных петель.

Вопросы по лекции

 

1. Какие элементы структуры составляют жаккардовый трикотаж?

2. Каковы достоинства и недостатки трикотаж одинарных жаккардовых переплетений?

3. Как отличают образцы полного, не полного и накладного жаккардового трикотажа?

4. Как определяется индекс жаккардовых петель?

5. Как классифицируется трикотаж жаккардовых переплетений?

Список литературы

1. Далидович А.С. Основы теории вязания. – М.: Легкая индустрия, 1970. –431 с.

2. Кудрявин Л.А., Шалов И. И. Основы технологии трикотажного производства. – М.: 1991. – 496 с.

3. Кудрявин Л. А. Особенности структуры и методы проектирования основных характеристик двойного кулирного трикотажа жаккардовых переплетений на ЭВМ. – М. 1986

4. Марисова О.И. Трикотажные рисунчатые переплетения. – М.: Легкая индустрия, 1984. – 216 с.

5. Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. – М.: Легпромбытиздат,1987. – 272с.

6. Шкунова Л.В., Маханова Ж.Ш. Методика анализа рисунчатых переплетений. Методические указания к лабораторным занятиям по курсу «Рисунчатый трикотаж» Алматы, АТУ, 2001г., с. 1 – 24.

7. Шкунова Л. В., Худова Л. Н., Хромцов С. В. Методика расчета полных двойных переплетений. – А. 1993

8. Шкунова Л. В., Худова Л. Н., Хромцов С.В. Методика расчета трикотажных жаккардовых полотен. – А.1994

 

 

ЛЕКЦИЯ 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: