Платированные переплетения, строения, свойства, принципы получения. Способы осуществления принципа получения платированной петли на поперечно-вязальной машине

Алматинский технологический университет

КраткиЙ курс лекций

"Проектирование структуры рисунчатых и комбинированных трикотажных переплетений "

ЛЕКЦИЯ 1

Понятие о рисунчатом переплетении. Принципы получения рисунчатого переплетения. Классификация рисунчатых переплетений.

 

В основу классификации заложен принцип получения рисунчатых переплетений на базе главных и производных.

Рисунчатые переплетения можно получить путем введения дополнительных нитей и элементов структуры трикотажа (набросков и протяжек), изменения строения самой петли (за счет ее переноса или сдвига), увеличения или уменьшения некоторых петель по высоте или ширине, вязания петель из двух (и более) параллельных нитей, изменения размеров протяжек петель и т.д.

Эти дополнения и изменения в структуре трикотажа происходят за счет изменения рабочих тактов петлеобразования, а также дополнительных тактов.

Для удобства рассмотрения трикотажных переплетений, выделим из классификации Далидовича А.С. два блока:

- рисунчатые поперечно-вязаные (кулирные) переплетения;

- рисунчатые продольно-вязаные (основовязаные) переплетения.

 

Переплетения, каждого из блоков можно получить на базе главных и производных переплетений, а также они могут быть одинарными и двойными.

Поэтому рассматривать особенности строения рисунчатых переплетений можно по следующим вариантам, а именно:

1. одинарные рисунчатые поперечно и продольно-вязаные на базе главных и производных переплетений;

2. двойные рисунчатые поперечно и продольно-вязаные на базе главных и производных переплетений;

3. рисунчатые поперечно-вязаные на базе главных и производных переплетений;

4. рисунчатые продольно-вязаные на базе главных и производных переплетений.

 

Учитывая, отличительные особенности процесса петлеобразования при получении поперечно и продольно-вязаного трикотажа рассмотрим строение рисунчатых переплетений по принципу объединения их в группы 3 и 4.

Наиболее представительной группой являются – платированные переплетения.

 

Вопросы по лекции

 

1. Какой принцип заложен в получение рисунчатых переплетений?

2. За счет чего можно получить рисунчатые переплетения?

3. За счет чего происходят дополнения и изменения в структуре трикотажа?

4. Какие переплетения входят в блок рисунчатых поперечно-вязанных переплетений?

5. Какие переплетения входят в блок рисунчатых продольно-вязанных переплетений?

 

Список литературы

1. Далидович А.С. Основы теории вязания. – М.: Легкая индустрия, 1970. –431 с.

2. Кудрявин Л.А., Шалов И. И. Основы технологии трикотажного производства. – М.: 1991. – 496 с.

3. Кудрявин Л. А. Особенности структуры и методы проектирования основных характеристик двойного кулирного трикотажа жаккардовых переплетений на ЭВМ. – М. 1986

4. Марисова О.И. Трикотажные рисунчатые переплетения. – М.: Легкая индустрия, 1984. – 216 с.

5. Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. – М.: Легпромбытиздат,1987. – 272с.

 

ЛЕКЦИЯ 2

Платированные переплетения, строения, свойства, принципы получения. Способы осуществления принципа получения платированной петли на поперечно-вязальной машине.

 
 

Платированным (покровным) трикотажем называется такое переплетение петли которого состоят из двух нитей, наложенных одна на другую. Та нить, которая выходит на лицевую сторону называют платировочной, а нить выходящую на изнанку – грунтовой. Нити платировочная и грунтовая могут отличаться по цвету или волокнистому составу. С лицевой стороны платировочная нить перекрывает грунтовую, на изнаночной стороне видны обе нити. (рис. 2.1)

 

Рис. 2.1 Платированное переплетение

 

Выделим из классификации проф. Далидовича А.С. рисунчатые переплетения этой группы и представим в виде схемы.

В гладком платированном переплетении на всех иглах провязываются обе нити, причем одна из них, выходит на лицевую сторону полотна, а другая – на изнаноч­ную. При этом грунтовая и платировочная нити могут быть одинакового состава или разного, одинаковой или разной линейной плотности, одинакового или разного цвета и т.д.

При этом натуральные нити располагаются с изнанки и придают трикотажу хорошие гигиенические свойства, а искусственные или синтетические – с лицевой стороны, создают определенные рисунчатые эффекты: матовость, блеск, оттеночность и др.

Гладкий платированный трикотаж в основном используется для изготовления бельевых изделий, реже – для чулочно-носочных изделий. Полотно имеет красивый внешний вид за счет равномерности петельной структуры и высокую сопротивляемость к износу.

 
 

Переменный платировочный трикотаж характеризуется сменой нитей. Принцип его получения состоит в том, что платировочная и грунтовая нити в процессе работы периодически меняются местами.

Рис. 2.2 Расположение петель в кулирном трикотаже

платированного переплетения

 

В результате платировочная нить становится грунтовой и наоборот грунтовая – платировочной.

При перемене нитей местами строение трикотажа не изменяется, однако можно заметить некоторое снижение яркости рисунка.

Отличительной особенностью этого вида платированных переплетений заключается в том, что полотно (носки) имеют свойство кулирной глади и при этом с рисунком.

Данное переплетение дает возможность создавать рисунчатый эффект или рисунок, что особенно важно при вязании чулочно-носочных изделий.

Этот трикотаж вырабатывают на круглочулочных и круглотрикотажных машинах.

Перекидной платировочный трикотаж.

В тех местах переплетения, где петли получены из одной грунтовой нити, платировочная нить не прокладывается на иглы и лежит в виде горизонтальной протяжки с изнаночной стороны.

Этот трикотаж характеризуется яркостью и чистотой расцветки рисунков, отдельные его участки состоят только из петель грунтовой нити, тогда как остальные – из двух нитей (платировочной и грунтовой). На (рис.2.3) нити аа – грунтовые, а нити бб –платировочные.

Применяя платировочную нить толще грунтовой, можно получить переплетения с просветами, т.е. с рисунками имитирующие ажурные.

Данный вид трикотажа имеет пониженную прочность, по сравнению с переменными, поэтому целесообразно использовать нить более прочную, чаще всего синтетическую, что дает возможность увеличить эффект «ажура» без снижения прочности полотна.

Платировочные нити лежащие на изнанке в виде протяжки ограничивают размеры рисунка, уменьшают эластичность трикотажа.

При выработке трикотажа накладных платированных переплетений грунтовая нить прокладывается на все иглы, а платировочная – только на те иглы, на которых образуются петли согласно накладного рисунка.

В местах где, платировочная нить не прокладывается на иглы, она протягивается с изнанки вдоль петельных столбиков.

Платировочная нить образующая накладной рисунок, прокладывается дополнительными нитеводами. Применяя разноцветные добавочные нити, можно получить большое разнообразие цветов в одном ряду трикотажа.

 

 

Рис. 2.3 Схема перекидного платированного переплете­ния

 

При выработке накладного рисунка, добавочные платировочные нити должны всегда прокладываться в том же направлении, что и грунтовые. Кроме того, эти нити должны быть тоньше грунтовых.

На рис. 2.4 показано, что грунтовые нити прокладываются на все иглы и образуют фон, по которому платировочная нить П накладывает рисунки. В I ряду платировочная нить П образует одну петлю с; в рядах II, III и IV эта нить образует петли в трех столбиках b, c, и d, а в V ряду опять только в столбике с.

В результате прокладыва­ния платировочных нитей только на некоторые иглы наряду с бо­лее тонкими получаются более толстые, уплотненные участки, а также, применяя разноцветные платировочные нити, нити разные по составу (мохер, люрекс, фасонные и т.д.) можно получать большое разнообразие цветов в одном ряду. Размеры рисунков не ограничены, так как свободно лежащие нити проходят вдоль трикотажа по его изнанке только в тех случаях, когда платировочный нитевод своей нити на иглы не прокладывает.

 

Рис. 2.4 Схема накладного платированного переплетения

 

Трикотаж наклад­ного платированного переплетения применяется главным образом при выработке спортивных цветных чулок, эмблем.

Трикотаж вышивных платированных переплетений, отличается от накладного трикотажа тем, что каждая платировочная нить прокладывается в одном петельном ряду только на одну иглу.

Этот вид трикотажа используется редко, т.к. необходим – допополнительный орган петлеобразования, такие как основовязанные гребенки.

Трикотаж такого вида представляет интерес с точки зрения значительного снижения распускаемости полотна, что очень важно для чулочно-носочных изделий.

На рис. 2.5 дана схема вышивного платированного перепле­тения. Грунтовая (белая) нить образует петли грунта, платиро­вочная нить П1вI ряду образует петлю в столбике а, во II ряду — в столбике б, в III ряду — в столбике с и т. д. При этом нить П1 образует петли в каждом ряду. Нить П2в I ряду образует петлю в столбике с, воII ряду она петли не образует, а проходит с изнанки в III ряд, где формирует петлю в стол­бике б;в IV ряду нить П2 опять петли не образует, а формирует ее в V ряду в столбике б; в VI ряду — эта нить опять не обра­зует петли, а в VII ряду образует в столбике с.

Таким образом, платировочная нить может на продолжении нескольких рядов тянуться свободно с изнанки трикотажа. Од­нако при больших интервалах эта нить может обрываться и во­обще портить внешний вид из­нанки.

 

Рис. 2.5 Схема вышивного платированного переплетения

 

Вопросы по лекции

 

1. Каково назначение основных видов платированного трикотажа?

2. Какое основное правило получения гладкого платированного трикотажа на кулирных и основовязальных машинах?

3. Какое основное условие получения переменной платировки на основовязальных машинах?

4. Какие отличительные особенности платированного переплетения от базового, на базе которого он образован?

5. Какие отличительные особенности перекидного платированного от гладкого платированного трикотажа?

 

Список литературы

1. Далидович А.С. Основы теории вязания. – М.: Легкая индустрия, 1970. –431 с.

2. Кудрявин Л.А., Шалов И. И. Основы технологии трикотажного производства. – М.: 1991. – 496 с.

3. Кудрявин Л. А. Особенности структуры и методы проектирования основных характеристик двойного кулирного трикотажа жаккардовых переплетений на ЭВМ. – М. 1986

4. Марисова О.И. Трикотажные рисунчатые переплетения. – М.: Легкая индустрия, 1984. – 216 с.

5. Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. – М.: Легпромбытиздат,1987. – 272с.

 

ЛЕКЦИЯ 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: