Прессовые переплетения. Определение, свойства и принцип получения прессового переплетения

Прессовый трикотаж

Переплетения, в состав которых входят петли с набросками (замкнутые петли), называются прессовыми.

Структура прессовых переплетений характеризуется наличием двух видов элементов – петель и набросков. Петли, имеющие один или несколько набросков, называют прессовыми.

На (рис. 4.1) представленапетельная структура таких переплетений, где можно выделить петли трех видов:

· обычные петли глади;

· петли, в которых одна петельная палочка переходит в прессовый набросок, а другая в протяжку;

· петли, в которых обе петельные палочки переходят в прессовые наброски.

Прессовые наброски, выпрямляясь, раздвигают петельные столбики, и часть нити из набросков переходят в соседнюю петлю, меняя ее размеры. Поэтому петли третьего вида имеют более округлую форму (рис.4.1, б).

На петле может быть от одной до нескольких набросков, от их количества зависит индекс прессовой петли. Индекс прессовой петли равен числу ее набросков.

Трикотаж прессовых переплетений вырабатывается на базе одинарных и двойных переплетений.

Он может быть кулирным и основовязальным, регулярным и нерегулярным, вырабатывается на всех типах трикотажных машин.

Регулярный трикотаж – это когда в раппорте рисунка на каждой стороне все петли имеют одинаковый индекс.

Нерегулярный трикотаж – это когда в раппорте рисунка на каждой стороне все петли имеют разный индекс.

Наиболее распространенными гладкими прессовыми переплетениями являются полуфанг и фанг.

Одинарный полуфанг - прессовое переплетение, у которого петельные столбики с одинарными прессовыми петлями чередуются с петельными столбиками глади. Раппорт указывает чередование этих столбиков.

Одинарный фанг - прессовое переплетение, у которого все петли являются одинарными прессовыми петлями, т.е. имеют одинаковое число набросков. Набросок в прессовой петле располагается только на изнаночной стороне петли.

 

 
 

Рис. 4.1 Схемы переплетений рисунчатого цвет­ного трикотажа:

а – одинарного полуфанга; б–одинарного фанга

 

На рис. 4.1, а дана схема одинарного полуфанга 1 + 1, так как в нем петельные столбики чередуются через один и раппорт по ширине равен 2. На рис. 4.1, б дана схема одинарного фанга 3 + 1. Сочетание прессовых петель зависит от раппорта по ширине; при раппорте 1 + 1 сочетание прессовых петель осуществляется в шахматном порядке через один петельный столбик, как пока­зано на рис. 4.1, б.

При раппорте 2+2 две одинаковые прессо­вые петли чередуются в шахматном порядке с двумя такими же петлями. На рис. 4.2 дана структура и графическая запись одинарного полуфанга.

Раппорт по ширине в прессовых переплетениях определяется простым подсчетом петельных столбиков, раппорт же по длине – с учетом и набросков, т. е. все прессовые одинарные петли счи­таются за две петли, прессовые двойные петли – за три петли и т. д.

 

 
 

Рис. 4.2. Структура и графическая запись одинарного полуфанга

 

Двойной полуфанг – двойное прессовое переплетение (рис. 4.4), у которого все петли одной стороны являются прессовыми петлями с индексом равной единице, а все петли другой стороны – петли глади. Поэтому лицевая и изнаночная стороны полотна разные: на одной стороне петли вытянутые, с набросками, на другой — короткие, сжатые, без набросков. Полуфанг по сравнению с фангом более растяжимый, менее плотный и тяжелый.

Двойной фанг - прессовое переплетение, в котором каждая петля на каждой стороне имеет свой набросок, трикотаж как бы состоит из двух слоев, соединенных протяжками. На этом принципе основывается выработка двухслойного трикотажа, образуемого из нитей различного вида. Обе стороны переплетения одинаковы, внеш­не напоминают ластик, но петли больше вытянуты.

Из прессовых переплетений на основе ластика рас­пространены фанг и полуфанг.

В фанговом переплетении прессовые петли и наброски образуются на всех иглах обеих фонтур (рис. 4.3).

 

Рис. 4.3 Двойной фанг. Рис. 4.4 Двойной полуфанг.

 

Переплетения фанг и полуфанг из-за набросков на петлях отличаются от ластика растяжимостью и распускаемостью, большей толщиной, массой и прочностью.

Этими переплетениями вяжут свитеры, детские костюмы и другие изделия верхнего трикотажа, а также рейтузы и шарфы. Вырабатывают фанг и полуфанг на двухфонтурных круглых (ластичных, интерлочных) и плоских (фанговых, оборотных) маши­нах.

Прессовые наброски выпрямляясь раздвигают петельные столбики, и часть нити из набросков переходят в соседнюю петлю, меняя ее размеры.

На базе трикотажа нерегулярных прессовых переплетений можно получить цветные, ажурные, оттеночные, рельефные рисунчатые эффекты или комбинации этих эффектов.

Цветные эффекты получают за счет чередования цвета нитей в петельных столбиках.

Ажурные эффекты или имитацию получают за счет образования в трикотаже прессовых петель высоких индексов.

Оттеночные эффекты образуют прессовые переплетения, в которых петли глади чередуются с прессовыми в виде полос, прямоугольников, многоугольников и т.д. Чем меньше высота петельного ряда, тем больше кривизна нити, поэтому петли глади имеющие меньшую высоту петельного ряда по сравнению с прессовыми, будут больше рассеивать отражаемый свет, чем прессовые петли, и иметь более темный вид.

Рельефные эффекты получают благодаря, группе петель глади стянутых по длине прессовыми петлями с большим числом набросков, в результате поверхность трикотажа становится неровной, бугорчатой.

Располагая прессовые петли высоких индексов в определенном порядке - получают рельефные узоры.

Вопросы по лекции

 

1. Какие элементы структуры содержит трикотаж прессовых переплетений?

2. Чем различается прессовый трикотаж выработанный способами без кулирования, без заключения и без прессования?

3. Какие виды рисунчатых эффектов получают на кулирном прессовом трикотаже?

4. Что представляет собой индекс прессовой петли?

5. Каким образом получают цветные рисунки на прессовом трикотаже?

Список литературы

1. Далидович А.С. Основы теории вязания. – М.: Легкая индустрия, 1970. –431 с.

2. Кудрявин Л.А., Шалов И. И. Основы технологии трикотажного производства. – М.: 1991. – 496 с.

3. Кудрявин Л. А. Особенности структуры и методы проектирования основных характеристик двойного кулирного трикотажа жаккардовых переплетений на ЭВМ. – М. 1986

4. Марисова О.И. Трикотажные рисунчатые переплетения. – М.: Легкая индустрия, 1984. – 216 с.

5. Нешатаев А.А., Гусейнов Г.М., Савватеева Г.Г. Художественное проектирование трикотажных полотен. – М.: Легпромбытиздат,1987. – 272с.

6. Шкунова Л.В., Маханова Ж.Ш. Методика анализа рисунчатых переплетений. Методические указания к лабораторным занятиям по курсу «Рисунчатый трикотаж» Алматы, АТУ, 2001г., с. 1 – 24.

7. Шкунова Л. В., Худова Л. Н., Хромцов С. В. Методика расчета полных двойных переплетений. – А. 1993

8. Шкунова Л. В., Худова Л. Н., Хромцов С.В. Методика расчета трикотажных жаккардовых полотен. – А.1994

 

 

ЛЕКЦИЯ 5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: