Тема труда в поэзии Е.А. Благининой

Ярко Елена Благинина изображает труд и людей труда. Показывая одновременно, как душевные качества человека раскрываются в труде. Профессий в стихах Елены Благининой много. И они — разные. И все — нужные людям. И как привлекательно выглядит у Елены Благининой «Веселый человек» (так называется стихотворение)! Появившись в доме, он «все перевернул вверх дном»:

Он двигал кресла и столы. / Он залезал во все углы, / Он краску на пол проливал / И песни распевал.

Этот перечень реален. И он вызвал восторг у наблюдавшего за ним ребенком.

Покурив, отдохнув, полотер берется за работу:

Сукно и щетку притащил / Веселый человек. / Он щетку воском навощил, / Веселый человек./ И ну плясать, и ну свистеть — / И начал так паркет блестеть,/Что окна вместе с синим днем / Вдруг отразились в нем. / Потом паркет сукном натер / Веселый человек. / Ох, удивительно хитер / Был этот человек! / Он двигал мебель как хотел, / Он стулья в воздухе вертел, / Но даже тетя на него / Не злилась, ничего!

К восторгу и зависти прибавляется досада. В чем дело? Тетя дает полотеру положенные деньги.

А мне за эту кутерьму, / Какую поднял ты в дому, / Такой бы вышел нагоняй, / Что только ай-ай-ай!

И то, что труд сближен с искусством, проявляется в поэтически воспетой эстетической его стороне — в сравнении полотера с танцором, в ритме, совпадающем с движениями танца, в пластичности описаний, в любимой Благининой минуте отражения красоты земного в малой его капле — в колее, наполненной дождем, или в зеркале натертого паркета, отразившего «окна вместе с синим днем».

Это не протокольный рассказ «процесса труда», как у нас говорят, а живой, психологически верный портрет человека; вырванный из жизни эпизод поэтом одухотворен. Женщина принесла корыто и начала стирать белье:

 

Пахнет пена под руками / И пузырится слегка, / Будто дали нашей маме / Не белье, а облака. / На плите бушует бак, / Крышкой хлопает толстяк.

 

Это можно перенести на картину. За пределами картины остается концовка — достояние поэзии. Белье постирано, развешано на веревке.

 

Ветер машет рукавами, / Треплет кофты и штаны, / Будто вдруг сбежались к маме / Все танцоры-плясуны. [6,с.76]

 

Любое занятие человека под пером Елены Благининой превращается в поэтически увлеченное действо, свежее просохшее белье надо прогладить. Будничное занятие. Вот оно — в изображении Елены Благининой:

 

Утюг идет по простыне. / Как лодка по волне, / И оставляет ровный след / На белом полотне. / Горячий, ровный-ровный след,— / Ни складки, ни морщинки нет.

 

Одновременно видишь утюг и лодку, простыню и речную гладь, морщины на простыне и волны на воде. Сверх того, видишь человека, который гладит белье. И словно вступаешь с ним в беседу. Это — сверхзадача поэтического образа. В стихах Елены Благининой то и дело встречаешься с этой тонко и умно решенной сверхзадачей. Она решается как в стихах для детей, получивших весьма широкое признание, так и в стихах для взрослых, еще, к сожалению, недостаточно оцененных. А вместе с тем проникновенная пейзажно-философская лирика Елены Благининой, скупо представленная в немногих книгах, относится к числу примечательных и, полагаю, непреходящих явлений русской поэзии.

Труд, особенно извечный женский, становится для Благининой метафорой жизни и творчества («...простым крестом по снегу вышивала, месила тесто теплых пашен вешних»). Все мотивы она сливает в единственную тему, в единый образ — родины. [5,с.74]

 

Тема Родины

 

Нелегко разъять в анализе цельность благининской поэзии, потому что стихи ее не отдельно о труде, отдельно о природе или о личной жизни. «Россия, страсть моя!» — и все у нее о России: когда рисует весны и осени, рассветы и закаты, когда размышляет о собственных стихах. Прислушиваясь к названию древнего города Суздаля, играя звучанием родной речи, она угадывает в нем давнюю судьбу родины, характер народа: В слове Суздаль — узда и даль, / Удаль, лад, и ад, и слеза...

И отчизна воссоздается ею в образах труженика («пахарь, воин, зодчий, рыбак»)... Видишь его то, как сурового, величественного старика с косой («Он вошел в автобус босой. / И стоял к двери прислонясь...»); то, как бесстрашного машиниста, что «под ветра острый свист ведет тяжелый паровоз». Нет для Благининой труда низкого или высокого — есть поэзия труда, одухотворенного человеком. Потому из стихотворения о прозаическом домашнем занятии, о глажке белья, постепенно начинают выплывать иные картины: Горячий, ровный- ровный след,— / Ни складки, ни морщинки нет...

Певучий рефрен вызывает в воображении плавное струение вод, и чистое белье приносит свежий запах зимы, потому что пахнет «морозцем, ветерком, недавно выпавшим снежком». И веер искр из-под кружащегося колеса точильщика вырывается в самое небо... Все эти запахи, этот полет, раздолье неба и земли, столь близких между собой и отраженных друг в друге, передают нам ощущение простора, того глубокого, легкого дыхания, каким дышат благининские стихи.

И оно не покидает даже в «Букварике», составленном, казалось бы, с одной целью: научить ребенка различать буквы... Теперь, когда для детей будут писаться новые учебники, «Букварик» Благининой мог бы служить образцом, в котором практическая, познавательная цель нашла поэтическое выражение.

Надо изучить букву «о» — и звук гуляет по строке, то попадает под ударение, то уходит от него. Музыкальные оттенки меняются, и в конце концов все складывается в пейзаж, который всегда набрасывает Благинина: даль за окном, высота неба, облака, отраженные в реке:

 

Открыты окна широко. / За окнами — Ока. / А над Окою высоко, / Высоко облака. / Они Окой отражены, / В Оке повторены. [5,с.75]

 

Иногда, как здесь, в стихах слышна лишь музыка, но чаще всего радуют глаз цвета синевы и золота. Золото — это «зерна потоки золотые», и солнце уподоблено хлебу:

 

Солнышко то спрячется за тучей, / То раскинет желтые лучи. / И сидит поджаристый, пахучий / С золотистой коркой хлеб в печи...

 

В «Землянике» читатель услышит гимн жизни и родине, которую уничтожить невозможно — вопреки разрушительному грохоту, в прахе и дыме войны поспевала земляника и куковала кукушка, поддерживая уверенность в победе. Причем архитектоника стихотворения подчеркнуто проста: две строфы — вопрос, одна строфа — ответ... Вопросы-ответы создают интонацию беседы с глазу на глаз, узор этих вопросов-ответов симметричен:

 

А поспевала ль земляника...? / А куковали ли кукушки? / Да, здесь кукушка куковала. / И земляника поспевала.

 

Пейзаж впаян в гражданскую тему и гражданская тема — в пейзаж. Одухотворенная природа — жалобно клонящая головки и все-таки поспевающая земляника, и все-таки кукующая кукушка — вырастает в символ непокоренности. И вывод прям, публицистичен:

 

Не потому ли русский войн / В пылу бомбежек и атак, / Был духом тверд, душой спокоен / И знал, что сокрушится враг.

 

Сад у Благининой — образ родины. Название томика «Окна в сад» подкреплено эпиграфом из Марины Цветаевой: «Пошли мне сад на старость лет...» Образ сада возникает в стихотворениях «Угадайте, где мы были?», «Зима», «Зайчики», «На моем окошке», «Мороз», «Милый сад», «О яблоке», «О дроздах» — всех не перечислить! [2,с.19]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: