Тема: «Любовь в жизни Базарова»

 

Базаров – это, на самом деле, не гимн нигилизму, скорее наоборот. Это гимн естественности, органичности. Он ведь не отрицает на корню литературу и искусство – он достаточно начитан и образован, хорошо и критически мыслит. Но ему глубоко противно все пафосное, «наностное» - именно это вызывает в нем отторжение. Он ведь и П.П. «кусает только оттого, что он похож на «разряженного павлина» и его облик совсем не гармонирует с окружающей обстановкой. Он и любовь-то поначалу отрицает, потому что считает её чем-то неестественным (все не любившие еще люди говорят, что любви нет).

Что значит любовь в жизни Базарова? С одной стороны – несуществующий призрак. С другой стороны он же любит своих родителей. Другое дело, что он стесняется и их, и этого чувства, но любит же! Он, Как ни странно, любит свое дело – наследственную профессию – медицину. Он любит, наконец, самого себя! Ведь только самолюбивый человек может с таким достоинством отстаивать свое мнение.

Получается, что Базаров, на самом деле, отрицает лишь любовь мужчины и женщины.

Да, в это время еще не было теории Фрейда о бессознательном. МЫ по роману не понимаем, откуда у Базарова такой страх (а все отрицания рождены страхами) перед любовью женщины. Возможно причины в физиологии, возможно в психике. С точки зрения психологии такого рода нападения – это лишь способ психологической защиты перед пугающими обстоятельствами. Он боится проявления себя через это чувство, боится оказаться несостоятельным, боится себя в любви и любви в себе. Ведь влюбленный человек слаб, уязвим и ведом. А именно этого больше всего не хочет Базаров. Он – нигилист – циник, коим он себя превозносит – просто боится! Страх – вот основная движущая сила его теории о любви.

Любовь не терпит подобного отношения. И именно она убивает Базарова.

Одинцова… Очень много написано о том, что только такая женщина могла «разбудить» любовь в Базарове. Но дело в том, что для любящего человека его идеалом всегда является объект любви. Для Аркадия – это Катя, для Николая Петровича – Фенечка. Одинцова – просто женщина, предназначенная Базарову. Она сняла его страхи, помогла ему раскрыться. Рядом с ней он, наконец-то, ощутил себя мужчиной. И… снова испугался этого. Снова Страх!

Получается этот стойкий оловянный солдатик совсем не так уж стоек? И его самоуверенность – это, всего лишь, бравада? Психологическая защита?

«Убив» Базарова, Тургенев, по-моему, хотел сказать, что все эти разговоры о жизни, о взглядах, о политических теориях – это все пустое! Реальное в жизни – это только любовь! Только это! Только ради нее стоит жить (ради нее, умножения ее на земле).Лбовь во всех её проявлениях – к людям, природе, родителям, к возлюбленному, к себе, наконец! Только человек, полный любви, купающийся в ней может и должен жить на земле (как остается жить и Павел Петрович, и Аркадий, и Николай Петрович). Человек без любви ничтожен и погибает. Любовь – это воздух и вода, без которого все чахнет и гибнет.

Так что роман «Отцы и дети» - это величайший гимн любви. Опять же, если это чувство присутствует в отношениях отцов и детей, то о проблеме конфликта поколений можно забыть. Там, где существует любовь, стихают все войны конфликты.

 

 

После выхода романа в свет, началась бурная полемика вокруг него. В основном, ругали главного героя. Слово «нигилист» стало ругательным. Тургенева даже обвинили в клевете на молодое поколение. Увидели даже то, чего в романе явно не было. Базарова почему-то назвали революционером, хотя он им явно не являлся. По книге он был вообще индивидуалистом, не признающим никакой коллективности. Его уединение в деревне так же говорит о том, что деятельно переделывать общество он не собирался. Главное, что писатель создал яркий образ, разбередивший общественное мнение, образ, ставший нарицательным.

Последующие романы Тургенева не произвели столь ошеломительный эффект, но все же были интересны.

В 1867 году написан роман «Дым», отразивший сомнения писателя в возможности общественного преобразования.

В 1877 году написан роман «Новь», последний роман Тургенева, где автор высказывает свое отношение к проблеме хождения в народ.

В конце жизни Тургенев написал цикл философско-лирических стихотворений в прозе, темой которых стали природа и человек, цель и смысл жизни, смерть и вечность, судьба родина и человечества и т.д. Значительное количество миниатюр окрашены и пессимистические тона.

 

Сопоставительная характеристика Базарова и Кирсанова

 

Базаров Кирсанов
Внешность: простой и не совсем ухоженный костюм, красная рабочая рука, длинные волосы, развевающиеся по ветру. За внешность явно не следит, хотя чист из чисто физиологической потребности. Внешность: ухожен до предела. Даже в деревне носит английский фрак – сюртук, волосы напомажены, на руках – выхоленный маникюр.
Отношение к народу: умеет разговаривать с мужиками, лечит мужиков, но в душе презирает его за тупость, пьянство и безделье. Отношение к народу: брезгливое, говорит с крестьянами, прикрывая нос и рот платком, сторонится.
Отношение к искусству: поэзию не воспринимает, считает её лишним сотрясением воздуха, все изящное вызывает у него усмешку. Отношение к искусству: Увлекается поэзией, в молодости сам писал стихи, постоянно цитирует поэтов, считает их непререкаемыми авторитетами.
Отношение к работе: Работать любит, естествоиспытатель, медик, постоянно ставит опыты на животных и лечит людей в целях развития науки, а не из альтруистических соображений. Отношение к работе: Никогда в своей жизни не работал, был военным, но быстро вышел в отставку, карьеры не сделал из-за неудавшегося романа.
Отношение к религии: атеист. Отношение к религии: глубоко верит в Бога, атеизм Базарова для него является потрсясением.
Отношение к любви: смеется над чувством, называет её отправлением мозгового вещества, а саму любовь считает лишь физиологией Отношение к любви: очень влюбчив, вся жизнь его была поставлена на карту любви и … проиграна.
Отношение к природе: «Природа – не храм, а мастерская, а человек в ней работник» Отношение к природе: Обожает природу, любит наслаждаться её, видит прекрасное в ней, но природа его волнует скорее как отдых.
Речь:кратка и конкретна, говорит практически афоризмами, в споре спокоен, убедителен, рассудителен. Речь:витиевата и напыщенна, сыплет цитатами, в споре эмоционален и малоубедителен, горячится и пытается навязать свою точку зрения. Результатом несогласия в споре стала дуэль.
Характер: Спокойный, уравновешенный, неэмоциональный, холодный, расчетливый, рассудочный. Работает медиком и приносит конкретную пользу врачеванием, занимается наукой. Характер: Эмоциональный, увлекающийся, непостоянный, мечтательный. Бесполезный человек, живет приживалом и брата, не имеет ничего своего, ни имения, ни детей, ни семьи. Все бросил в топку своих страстей.

??А обязательно ли это должны быть представители разных поколений? Разве в одном поколении не может быть таких разных людей?

 

Поэтому в романе рассматривается не столько конфликт поколений, сколько конфликт мировоззрений. Конфликт идеалиста и реалиста (даже нигилиста), разночинца – демократа и буржуа.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: