Преподаватель: Е.В.Зарипова

 

ЛИТЕРАТУРА:

Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»

Достоевский Ф.М «Дневник писателя».

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского, 4-е изд.,М., 1979г.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, М., 1979г.

Активные формы преподавания литературы: Лекции и семинары на уроках в старших классах/ Р.И. Альбеткова, С.Г.Герке, Л.П.Гладкая-М.:Просвещение, 1991 г, 175с.

Россия на рубеже 19-20 веков. Историко-культурная ситуация. Литература как зеркало русской жизни.

 

На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех сферах жизни. Стремительно развивалась наука и техника, экономика. Рост количества фабрик и заводов приводил к появлению новых городов (процессу урбанизации). В свою очередь это привело к появлению новой социальной группы в обществе – пролетариата. Это рабочие из обедневших и разорившихся крестьянских семей. Теперь они были объединены общей работой на фабрике или заводе и нарастающим недовольством низким уровнем жизни.

Рубеж веков в России характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. В общественных настроениях преобладали настроения неустойчивости, упадка, конца века.

20 век, особенно его первая половина, оставил в истории России кровавый след. Это «эпоха бурь и революций». Россия переживает три революции: 1905 года, Февральскую и Октябрьскую 1917 года, результатом которых стало свержение монархии и коренные изменения общественного жизнеустройства, свержение царизма, приход к власти пролетариата во главе с РСДРП (б). Казалось бы, наступила долгожданная свобода, революционный ветер перемен изменит все к лучшему…Но эти события сопровождались расстрелом царской семьи, диктатурой пролетариата, насильственным раскулачиванием богатых крестьян, экспроприацией ценностей, исторически принадлежавших аристократии, т.е. разгулом произвола. Это не могло не привести к Гражданской войне, которая разразилась в 1922 году. Два года Россия воевала сама с собой, раздираемая внутренними противоречиями. Трагизм Гражданской войны заключается в том, что «по разные стороны баррикад» часто оказывались родные люди, отец и сын, братья и сестры и т.д.

К тому же две мировые войны (Первая мировая 1913-1918 года и начавшаяся в 1939 году вторая мировая, втянули Россию в мировой политический и экономический кризис).

После смерти Ленина В.И. в 1924 году к руководству страны приходит И.В.Сталин. В России устанавливается тоталитарный режим диктаторской власти и начинается эпоха политических репрессий. Архипелаг ГУЛАГ, как страшный монстр, разрастается с поражающей быстротой. Количество политических заключенных в тюрьмах начинает превышать количество уголовников. Очень хорошо об этом написано в книге Александра Солженицына: «Сначала сажали «виноватых». Потом сажали тех, кто сажал. Потом сажали тех, кто сажал тех, кто сажал «виноватых». («Виноватым» человек мог стать потому, что родился в аристократической семье или семье священника, или потому что нелицеприятно высказался о власти. Одного человека посадили за то, что в мусорной корзине нашли газету с портретом Сталина. Одного директора завода на 10 лет лагерей осудили за то, что он первый перестал аплодировать речи товарища Сталина (после 15-минутной овации). Преследовалось все: инакомыслие, свободомыслие, попиралась человеческая личность.

В таком историко-культурном контексте литература являлась зеркалом русской действительности. Такого трагического накала страстей, как в произведениях авторов этого периода, не встретишь, пожалуй, нигде. Трагичность свойственна и судьбам самих поэтов и писателей этой поры. Жизнь каждого из них, как и жизнь любого человека, поделилась на два неравных отрезка. На «до» и «после» Октябрьской революции. Твоя жизнь и судьба зависела от того, принял ты революцию или нет. Если принял – ты становился национальным героем. Если нет – тебя либо арестовывали и высылали в лагерь, в котором ты либо умирал, либо возвращался инвалидом (О. Мандельштам, сын А.Ахматовой и др.), либо тебя расстреливали (Николай Гумилев), либо ты был вынужден эмигрировать (Бунин, Куприн). По свидетельствам историков в те годы была просто уничтожена интеллектуальная элита России. Трагично сложилась и судьба многих поэтов и писателей, которые были «приняты» новой властью. Застрелился Маяковский, повесился (повесили) Сергей Есенин, так же трагически оборвала свою жизнь Марина Цветаева. Смерть Максима Горького и его сына до сих пор окружена атмосферой таинственности. Но, как это ни странно, именно в этот период расцветает поэтическая мысль, пишутся бессмертные творения всех вышеперечисленных авторов.

Еще в 19 веке написаны строки:

«Горька судьба поэтов всех времен.

Но строже всех Господь корит Россию».

Эти строки в полной мере можно отнести к той ситуации, которая сложилась в России в 1 половине 20 века.

 

Литература данного времени делится на несколько этапов:

1 этап: Конец 19-начало 20 века (до 1917 года) – дореволюционный.

Толстой, Чехов, ранний Бунин, Куприн, Есенин, Блок, Маяковский.

2 этап: 1917-1939 – предвоенный. Серебряный век русской поэзии. Творчество Ахматовой, Цветаевой, Гумилева, зрелых Есенина и Маяковского, Александр Блок, В.Я. Брюсов, О.Э.Мандельштам.

 

Русская литература того времени делится на две ветви:

1.Официальная (пролетарская) литература

2. Литература Русского Зарубежья. (Литература русской эмиграции).

 

Термин «Серебряный век русской поэзии» появился в 1933 году в парижском журнале русской эмиграции «Числа». Он принадлежит Н.А.Оцупу. В русской литературе он закрепился за той частью художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистическими течениями: символизмом, акмеизмом, футуризмом, имажинизмом, новокрестьянскими поэтами.

 

 

Основным литературным методом этого времени остается критический реализм.

 

Некоторое время господствовал термин «социалистический реализм», но сегодня он вновь заменен термином «критический».

Огромную роль в формировании литературы того периода играла идеология. Насаждение марксистско–ленинской идеологии приводило к тому, что литературу призывали быть «идеологически выдержанной», «партийной». Из-за несогласия с этим, многие писатели и поэты были вынуждены, чтобы выжить, писать произведения «угодные» власти. А настоящие свои мысли «писать в стол». Это выражение появилось тоже в то время. Т.Е. Писать, зная заранее, что это опубликовать в России нельзя. Так писали Ахматова и Цветаева, Бунин и Пастернак. Даже не все произведения Горького дошли своевременно до читателей. Его «Несвоевременные мысли» увидели свет только в эпоху перестройки.

Таким образом, период в России конца 19-начала 20 века был крайне драматичным, но, одновременно, и очень плодотворным в культурном плане. Он оставил нам имена великих поэтов и прозаиков, их произведения мы до сих пор читаем и восхищаемся ими. Серебряный век русской поэзии стал поистине золотым вкладом в русскую поэзию.

 

Солженицын Александр Исаевич  
р. 1918 г. БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
На сайте В Сети document.getElementById('query').focus() На первую страницу НОВОСТИ ДОМЕНА ГОСТЕВАЯ КНИГА БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА ИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОНИМЫ РЕЛИГИИ МИРА СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КАРТА САЙТА АВТОРЫ ХРОНОСА Александр Солженицын является до такой степени общепризнанным "великим писателем", что как-то даже рука не поднимается поколебать его мировую известность. Однако, все-таки осмелюсь утверждать, что подавляющая часть его творчества к писательству не имеет никакого отношения. Солженицын - публицист, что он доказал многими томами документальных текстов. Причислить же его к прозаикам возможно лишь по двум ранним рассказам, которые перед публикацией подверглись столь тщательной редактуре, что сейчас уж и не разберешь, где рука "совести России", а где безупречный стиль Твардовского, главного редактора перестроечного (я имею в виду хрущевскую оттепель) "Нового мира". Гражданскую же позицию Солженицына также невозможно принять за эталон. Столько лет жить и работать в США, стране, организовавшей уничтожительную информационную войну против России, вплетая свои обличения в массированный подрывной поток! Советский строй и партийная бюрократия оказались нежизнеспособными, но зачем же нужно было сотрудничать в разрушении Отечества с Госдепом и ЦРУ США? И еще один вопрос, на который я не могу найти ответа: К чему же столько суеты вокруг этого усталого старца? Может быть вы найдете ответы из приведенных ниже материалов. Вячеслав Румянцев Путь в великие писатели СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918), прозаик. Родился в крестьянской семье. После окончания школы поступил на физико-математический факультет университета в Ростове-на-Дону. Заочно учился в Московском институте философии, литературы и истории. Начавшаяся Отечественная война уводит Солженицына на фронт. С 1943 по 1945 командовал артиллерийской батареей, имел чин капитана. В 1945 был арестован и осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей "за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации". После реабилитации работал учителем математики в Рязани. В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был Твардовский, был опубликован рассказ "Один день Ивана Денисовича", сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеки за ее пределами. Потом увидел свет рассказ "Матренин двор". На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом (роман "В круге первом", 1955 - 68; 1990; повесть "Раковый корпус", 1966, 1990). В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей (был принят в 1962). В 1960-е работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ" (1964 - 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, которые бдительно следили за деятельностью писателя. В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1974 в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" на Западе писатель был насильственно выдворен из СССР. Сначала жил с семьей в Цюрихе, затем в Вермонте (США). Выходят: его статьи в сборнике "Из-под глыб" (1974), статьи "В Советском Союзе", 1969 - 1974, "На Западе", 1974 - 1980. В 1969 - 88 пишет восьмитомную эпопею "Красное колесо", состоящую из романов - "Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого", "Март Семнадцатого". В 1991 написал книгу "Бодался теленок с дубом", очерки о советской литературной жизни 1967 - 74. Его работа "Как нам обустроить Россию" вызвала многочисленные дискуссии. Вернувшись в Россию в 1994, А.Солженицын живет и работает в Москве. Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000. Стал знаменитым... с санкции Хрущева СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (р. 1918 г.). Русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Родился в Кисловодске. Воспитывался матерью (отец умер до его рождения), дочерью богатого крестьянина, владевшей французским и английским языками, работавшей машинисткой и стенографисткой. После окончания физико-математического факультета Ростовского университета работал учителем математики в школе. Участник Великой Отечественной войны, капитан артиллерии. В феврале 1945 г. был арестован, лишен звания и отправлен в Москву, в следственную тюрьму на Лубянке. Приговорен к восьми годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь за антисоветскую агитацию и пропаганду: в руки НКВД попали письма Солженицына к другу с критикой Сталина. Был осужден на восемь лет лишения свободы. Около года Солженицын сидел на Лубянке, затем был переведен в Марфино, специализированную тюрьму под Москвой («шарашку»), где математики, физики, ученые других специальностей вели секретные научные исследования (это заведение писатель описал в романе «В круге первом»). Спустя четыре года Солженицына переводят в Казахстан в лагерь для политических заключенных, где у него обнаружили рак желудка и считали обреченным. Освободившись в марте 1953 г., Солженицын прошел успешную лучевую терапию в ташкентском госпитале и излечился (эти события нашли отражение в повести «Раковый корпус»). До 1956 г. он жил в ссылке в различных районах Сибири, преподавал, а в июне 1957 г., после реабилитации, поселился с женой (Н. Решетовской) в Рязани, где работал учителем математики в школе. В 1962 г. в журнале «Новый мир» А.Т. Твардовский (главный редактор журнала) с санкции Хрущева опубликовал повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича» — первое описание лагерей ГУЛАГа. Повесть вызвала сенсацию, а критика отметила появление талантливого и самобытного писателя. Через год, в том же журнале, Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». В 1967 г. Солженицын направил Съезду писателей СССР открытое письмо, в котором призвал покончить с цензурой. Писателя сразу же подвергли преследованиям и газетной травле, исключили из Союза писателей, а его произведения были запрещены, изъяты из библиотек и отправлены в спецхраны. А после того, как его романы «В круге первом» (1955-1958) и «Раковый корпус» (1963-1966) были изданы на Западе, положение Солженицына стало особенно тяжелым. В это время он получил убежище на даче Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской в Переделкино под Москвой. В 1970 г., узнав о присуждении ему Нобелевской премии по литературе («...за нравственную силу, почерпнутую в традициях великой русской литературы»), писатель заявил, что намерен получить награду «лично, в установленный день». Однако брежневское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после поездки он не сможет вернуться на родину, на церемонию награждения не поехал. Через год после получения премии Солженицын дал разрешение на публикацию своих произведений за рубежом. В 1972 г. на английском языке выходит его роман «Август четырнадцатого» — первая книга многотомной эпопеи о русской революции «Красное колесо». Это произведение Солженицын рассматривает как главный труд своей жизни. По его словам, это — «трагическая история о том, как сами русские... уничтожили свое прошлое и свое будущее». После конфискации КГБ рукописи Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» он опубликовал это произведение во Франции. В «Архипелаге» Солженицын, используя собственные записи, которые он вел в лагерях и ссылке, и свидетельства заключенных, воссоздал трагедию народа в период сталинских репрессий. Писатель заявил, что Сталин не только в 1937 г. сводил счеты с номенклатурой, но все десятилетия коммунистического режима последовательно и беспощадно истреблял собственный народ.' Первый том «Архипелага» увидел свет в декабре 1973 г., а в феврале 1974 г. Солженицын был арестован, обвинен в государственной измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Сначала он остановился у Генриха Бёлля.2 Два года Солженицын жил в Цюрихе, а затем переехал с семьей в США и поселился в штате Вермонт, где завершил третий том «Архипелага» и продолжил работу над циклом «Красное колесо». В сентябре 1990 г. «Комсомольская правда» опубликовала программную статью Солженицына «Как нам обустроить Россию». В том же году ему была вручена Ленинская премия за «Архипелаг ГУЛАГ». В 1990-е годы основные произведения Солженицына были изданы в России, в том числе мемуары «Бодался теленок с дубом» (1990). Значение личности Солженицына и его трудов для русской (и не только для русской) истории и литературы полностью признано. Все обвинения против него были официально сняты, гражданство восстановлено, и в 1994 г. Солженицын вернулся в Россию. Первая жена Солженицына — Наталья Решетовская (р. 1914 г.). С начала 70-х годов он женат вторым браком на Наталье Светловой (р. 1937 г.; фамилия первого мужа). Она стала его пресс-секретарем — редактирует, корректирует и набирает его рукописи, руководит фондом Солженицына. У них три сына — один родился в Москве (Игнат, р. 1972 г., пианист), двое в США. Примечания 1) И. Бунич пишет: «За чтение "Архипелага" давали срок до семи лет лагерей и пяти лет ссылки вплоть до 1985 г. Это общеизвестно. Интересно другое: книга была впервые издана на Западе на средства... КГБ (даже без ведома автора). Взрыв общественного мнения в мире был страшным, как успех самой книги, мгновенно переведенной на все существующие языки. Название СССР исчезло и было заменено на "Архипелаг ГУЛАГ"... Циники говорят, что КГБ это сделало специально, чтобы обеспечить себя работой на долгие годы, чтобы всегда было кого и за что сажать» (Бунич И. Золото партии. СПб., 1992. С. 190). 2) Г. Бёлль (1917-1985) — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии (1972). Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000 Ст. лейтенант Солженицын. Брянский фронт. 1943 г. Солженицын в энциклопедии Солженицын Александр Исаевич (р. 1918), русский писатель. Сохранение человеческой души в условиях тоталитаризма и внутреннее противостояние ему - сквозная тема рассказов "Один день Ивана Денисовича" (1962), "Матренин двор" (1963; оба опубликованы А. Т. Твардовским в журнале "Новый мир"), повестей "В круге первом", "Раковый корпус" (1968; опубликованы за рубежом), вбирающих собственный опыт Солженицына: участие в Великой Отечественной войне, арест, лагеря (1945-53), ссылку (1953-56). "Архипелаг ГУЛАГ" (1973; в СССР распространялся нелегально), - "опыт художественного исследования" государственной системы уничтожения людей в СССР; получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания, в т. ч. на Западе. В творчестве Солженицына, продолжающего традиции русской классики 19 в., трагические судьбы героев осмысливаются автором в свете нравственного и христианского идеала. В десятитомном "Красном колесе" (1971-91), на огромном фактическом материале рассматриваются причины революции (слабость власти, упадок религии, общественный радикализм) и ее ход, анализируются политические и идеологические платформы различных партий и групп, обосновывается возможность альтернативного исторического развития России. В статьях "Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни", "Жить не по лжи" и др., "Письме вождям Советского Союза" (все - 1973) Солженицын предрекал крах социализма, вскрывал его нравственную и экономическую несостоятельность, отстаивал религиозные, национальные и классические либеральные ценности. Эти темы, как и критика современного западного общества, призыв к личной и общественной ответственности развиты в публицистике Солженицына периода изгнания из СССР (с 1974 в ФРГ; с 1976 - в США, шт. Вермонт; вернулся в Россию в 1994), в т. ч. - новейшей ("Как нам обустроить Россию", 1990, "Русский вопрос" к концу XX в.", 1994). Автобиографическая книга "Бодался теленок с дубом" (1975; дополнена 1991) воссоздает общественную и литературную борьбу 1960 - нач. 70-х гг., в связи с публикацией его сочинений в СССР. Нобелевская премия (1970). Зек Солженицын на строительстве дома у Калужской заставы. Москва, июнь 1946 г. + + + СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич (родился 11 декабря 1918, Кисловодск), русский писатель. Семья. Годы учения Солженицын родился через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 семья переезжает в Ростов-на-Дону; там в 1936 Солженицын поступает на физико-математический факультет университета (окончил в 1941). Тяга к умственной самостоятельности и обостренный интерес к дореволюционному прошлому семьи, в которой хранили память о прежней, непохожей на советскую, жизни, рано подвели Солженицына к замыслу большой книги (по образцу "Войны и мира" Л. Н. Толстого) о первой мировой войне и революции, одним из героев которой мыслился отец писателя. Литературные планы (при характерном для эпохи сознании, что всему должно учиться) обусловили поступление Солженицына на заочное отделение Московского института философии, литературы, истории. Хождение по мукам В октябре 1941 Солженицын был мобилизован; по окончании офицерской школы (конец 1942) - на фронте; награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Последние фронтовые впечатления - выход из окружения в Восточной Пруссии (январь 1945) - отразились в написанных в лагере поэме "Прусские ночи" и пьесе "Пир победителей" (обе 1951), а позднее были использованы в "Августе Четырнадцатого" при описании "самсоновской катастрофы" - гибели армии А. В. Самсонова, в рядах которой находился отец писателя. 9 февраля 1945 Солженицын арестован за резкие антисталинские высказывания в письмах к другу детства Н. Виткевичу; содержался в Лубянской и Бутырской тюрьмах (Москва); 27 июля осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей (по статье 58, п. 10 и 11). Впечатления от лагеря в Новом Иерусалиме, затем от работы заключенных в Москве (строительство дома у Калужской заставы) легли в основу пьесы "Республика труда" (первоначальное название "Олень и шалашовка", 1954). В июне 1947 переведен в Марфинскую "шарашку", позднее описанную в романе "В круге первом". С 1950 в экибастузском лагере (опыт "общих работ" воссоздан в рассказе "Один день Ивана Денисовича"); здесь он заболевает раком (опухоль удалена в феврале 1952). С февраля 1953 Солженицын на "вечном ссыльнопоселении" в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечится в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы была задумана повесть о страшном недуге - будущий "Раковый корпус". В феврале 1956 Солженицын реабилитирован решением Верховного Суда СССР, что делает возможным возвращение в Россию: он учительствует в рязанской деревне, живя у героини будущего рассказа "Матренин двор". С 1957 Солженицын в Рязани, преподает в школе. Все это время идет потаенная писательская работа над романом "В круге первом", созревает замысел "Архипелага ГУЛАГ". Прорыв В 1959 за три недели написан рассказ "Щ-854 (Один день одного зэка)", который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Л. З. Копелева передан в журнал "Новый мир", где, благодаря усилиям А. С. Берзер, с ним знакомится А. Т. Твардовский. Непосредственно у Н. С. Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название "Один день Ивана Денисовича" ("Новый мир", 1962, N 11). Рассказ, сочетающий предельную честность оценки всей бесчеловечной советской системы (а не только "сталинизма") и редкую художественную силу (чистота народного языка, точность в обрисовке несхожих характеров, концентрация действия, сливающая обыденность с символикой) вызвал восхищение многочисленных читателей - произошел прорыв советской лжи-немоты. Рассказы "Матренин двор" (первоначальное название "Не стоит село без праведника"), "Случай на станции Кречетовка" (оба "Новый мир",1963, N 1), "Для пользы дела" (там же,1963, N 7) упрочивают славу Солженицына. Письма бывших заключенных и встречи с ними (227 свидетелей) способствуют работе над "Архипелагом ГУЛАГ"; пишется "Раковый корпус"; актуализуется замысел книги о революции ("Р17", будущее "Красное Колесо"); выстраивается подцензурная редакция романа "В круге первом" (87 глав). "Один день..." выдвинут на Ленинскую премию, однако сказывается энергичное противодействие защитников коммунизма, верно понявших, что имеют дело с настоящим противником системы, - премии Солженицын не получает, исподволь начинается кампания клеветы. Борьба с писателем нарастает после падения Хрущева: в сентябре 1965 КГБ захватывает архив Солженицына; перекрываются возможности публикаций, напечатать удается лишь рассказ "Захар-Калита" ("Новый мир", 1966, N 1); триумфальное обсуждение "Ракового корпуса" в секции прозы Московского отделения Союза писателей не приносит главного результата - повесть по-прежнему под запретом. В мае 1967 Солженицын в Открытом письме делегатам Четвертого съезда писателей требует отмены цензуры. Работа над "Архипелагом..." (закончен в 1968) и книгой о революции перемежается борьбой с писательским руководством, поиском контактов с Западом (в 1968 "В круге первом" и "Раковый корпус" опубликованы за границей). В ноябре 1969 Солженицын исключен из Союза писателей. Главный бой Присуждение Нобелевской премии по литературе (1970) и издание первой редакции "Августа Четырнадцатого" (1971) возбуждает новую волну преследований и клеветы. В сентябре 1973 КГБ захватывает тайник с рукописью "Архипелага...", после чего Солженицын дает сигнал о его публикации в "ИМКА-Пресс" (Париж); первый том выходит в свет в конце декабря. 12-13 февраля 1974 Солженицын арестован, лишен гражданства и выслан в ФРГ. Публикация трехтомного художественно-документального исследования "Архипелаг ГУЛАГ" произвела на российского и мирового читателя не меньшее впечатление, чем "Один день...". Книга не только представляла подробнейшую историю уничтожения народов России, не только свидетельствовала о человеконенавистничестве как всегдашней сути и цели коммунистического режима, но и утверждала христианские идеалы свободы и милосердия, одаривала опытом противостояния злу, сохранения души в царстве "колючей проволоки". Наряду с "Августом Четырнадцатого", главами "Красного колеса" о "вожде мирового пролетариата", объединенными книгой "Ленин в Цюрихе" (1975), "очерками литературной жизни" в СССР "Бодался теленок с дубом" (1975) и публицистикой (в дни ареста в самиздат пошло воззвание "Жить не по лжи!"; вскоре стали известны "Письмо вождям Советского Союза", отправленное в ЦК КПСС в сентябре 1973, и развивающие веховскую традицию (см. "Вехи") статьи сборника "Из-под глыб", 1974) "Архипелаг..." заставил осознать религиозную проблематику всего творчества Солженицына, выявил его стержень - поиск свидетельств о человеке, его свободе, грехе, возможности возрождения, наконец, показал, что делом Солженицына является борьба за человеческую личность, Россию, свободу, жизнь на Земле, которым угрожает отрицающая Бога и человека, обреченная система лжи и насилия. На чужбине о России Недолго прожив в Цюрихе, получив в Стокгольме Нобелевскую премию (декабрь 1975) и совершив поездку в США (апрель 1976; речи перед профсоюзными деятелями в Вашингтоне и Нью-Йорке и на приеме в Сенате), Солженицын с семьей (жена Н. Д. Солженицына, ее мать Е. Ф. Светлова, трое сыновей писателя и сын жены от первого брака) в октябре 1976 переселяется в усадьбу близ города Кавендиш (штат Вермонт). Основной работой на долгие годы становится эпопея "Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках" (переработанный вариант "Августа Четырнадцатого"; "Октябрь Шестнадцатого", оба 1982; "Март Семнадцатого", 1986-87; "Апрель Семнадцатого", 1991; всего 10 томов). Первоначальный план (20 "узлов"), согласно которому повествованье должно было дойти до подавления Тамбовского восстания (весна 1922) и закрыться пятью эпилогами (1928, 1931, 1937, 1941, 1945), оказался невоплощенным (конспект 5-20-го "узлов" "На обрыве повествованья" помещен в конце "Апреля Семнадцатого"). В "Красном колесе" исторические главы, детально рисующие конкретные события и участвующих в них лиц, перемежаются главами романическими, посвященными судьбам персонажей "вымышленных" (как правило, имеющих прототипов). Среди последних особое место занимают Саня Лаженицын и Ксения Томчак, в которых узнаются родители писателя (их счастливому взаимообретению, то есть причине рождения автора посвящены несколько глав в финале "Апреля..."), и полковник Воротынцев, наделенный некоторыми автобиографическими чертами (последняя глава - размышления Воротынцева о судьбе России в смуте - прямо выводит к авторским раздумьям об испытаниях Отечества в конце 20 в.). Изображая любого исторического персонажа, Солженицын стремится с максимальной полнотой передать его внутренний строй, побудительные мотивы действий, его "правду". При этом не устраняется авторская оценка: в революции, понимаемой как торжество зла, виноваты все (а более других - власть, отсюда жесткая трактовка Николая II), но виновные не перестают быть людьми, их трагические заблуждения нередко обусловлены односторонним развитием добрых душевных качеств, личности не сводятся к политическим "личинам". Причину национальной (и мировой) катастрофы Солженицын видит в отходе человечества от Бога, небрежении нравственными ценностями, своекорыстии, неотделимом от властолюбия, и приверженности химерам об установлении "всеобщего благоденствия" на Земле. Здесь Солженицын-историк сходится с Солженицыным-публицистом, последовательно критикующим с христианских (либеральных) позиций издержки современной цивилизации Запада (речь в Гарварде на ассамблее выпускников университета, 1978; лекция лауреата Темплтоновской премии "За прогресс в развитии религии", Лондон, 1983, и др.). Опасения "нового Февраля", чреватого "новым Октябрем", обусловили настороженное отношение Солженицына к горбачевской перестройке. Со своей стороны советские власти всячески препятствовали возвращению книг Солженицына на родину, а сформулированные "левой эмиграцией" обвинения в "монархизме", "национализме", "изоляционизме" повторялись и варьировались многочисленными советскими публицистами середины 1980-х гг. Лишь в 1989 редактору "Нового мира" С. П. Залыгину удалось после долгой борьбы напечатать "Нобелевскую лекцию", а затем отобранные автором главы "Архипелага..." ("Новый мир", NN 7-11). С 1990 проза Солженицына широко печатается на Родине. 16 августа того же года Указом Президента СССР писателю возвращено гражданство; 18 сентября "Комсомольская правда" и "Литературная газета" публикуют статью "Как нам обустроить Россию?", где Солженицын предупреждает о трудностях при выходе из-под коммунистического гнета (ср. также работу "Русский вопрос к концу XX века", 1994). Дома 27 мая 1994 Солженицын возвращается в Россию. Проехав страну от Дальнего Востока до Москвы, он активно включается в общественную жизнь. По-прежнему не допуская возможности сотрудничества с коммунистами, Солженицын решительно осуждает реформы президента Б. Н. Ельцина, постоянно критикует власть. (В сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) По возвращении писатель работает над книгой "Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания". Рассказы и лирические миниатюры ("Крохотки"), опубликованные Солженицыным в "Новом мире" (1995-97), свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара. А. С. Немзер А.И.Солженицын у Чуковских в Переделкино. Май, 1967 г. Вернулся вслед за произведениями... Солженицын Александр Исаевич (род. 1918, Кисловодск) - писатель. Род. в семье офицера, умершего до рождения сына. Воспитывался матерью, жил в трудных материальных условиях в Ростове-на-Дону. Еще в школе писал стихи, рассказы и мечтал стать писателем, но, не имея возможности уехать в столицу, в 1936 поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. В 1939, не оставляя университет, поступил на заочное отделение Московского института философии, литературы и искусства (МИФЛИ). В 1941, за несколько дней до начала Отечественной войны 1941 - 1945, окончил университет. Из-за ограничений по здоровью попал в обоз и лишь потом, после ускоренного курса артиллерийского училища, с весны 1943 по февраль 1945 командовал артиллерийской батареей, пройдя путь от Орла до Восточной Пруссии. Был награжден орденами Отечественной войны (1943), Красной Звезды (1944) и произведен в капитаны. В февраля 1945 был арестован за переписку с другом, где критически высказался о И.В. Сталине. Осужден заочно решением Особого совещания НКВД (ОСО) "за антисоветскую агитацию и попытку к созданию антисоветской организации" к 8 годам лагерей. Солженицын выжил потому, что как математик попал в "шарашку" - из системы научно-исследовательских институтов МВД-КГБ, где пробыло 1946 по 1950. В лагерях работал чернорабочим, каменщиком, литейщиком. В 1953, после окончания срока, был административно отправлен на "вечное ссыльно-поселение" в аул Кок-Терек в Южном Казахстане. Был болен раком и вылечен в 1954 в Ташкенте. Во время ссылки преподавал в сельской школе физику, математику и втайне писал. В 1956 был реабилитирован Верховным судом СССР, переехал в Рязань, где продолжал учительствовать и работать над романом "В круге первом" и др., даже не мечтая о публикациях при жизни. В 1961 А.Т. Твардовский, главный редактор "Нового мира", после XXII съезда КПСС смог добиться разрешения Н.С. Хрущева на публикацию повести Солженицына "Один день Ивана Денисовича", принесшей автору мировую славу. В 1963 вышли в свет "Матренин двор", "Случай на станции Кочетовка". В 1964 Солженицын ушел из школы и полностью отдался лит. труду. Его кандидатура на Ленинскую премию была отклонена. Свержение Н.С. Хрущева сделало его положение сложным, а с 1967 началась травля Солженицына. В 1969 он был исключен из Союза писателей СССР. Его произведения печатались за границей, а сам он жил на даче у музыканта М. Ростроповича. В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. В 1973 во Франции вышел в свет 1-й том "Архипелага ГУЛАГ", в котором Солженицын показал трагедию народа при тоталитарном соц. режиме. В 1974 кампания против Солженицына в советской прессе достигла предела. Солженицын был арестован, обвинен в "измене родине", лишен советского гражданства и без суда вывезен из страны. Жил в Цюрихе. С 1976 поселился в США. В 1978 - 1988 в Париже вышло в свет 18-томное собрание его сочинений. Солженицын - человек, глубоко верующий, не приемлющий рев. насилия, во многих своих произведениях стремится обосновать альтернативный реальной истории путь мирового развития. В 1974 он основал "Русский общественный фонд", передав в него все гонорары за "Архипелаг ГУЛАГ". В 1977 основал "Всероссийскую мемуарную библиотеку" и "Исследования новейшей русской истории". В 1989 началась широкая публикация произведений Солженицына в СССР, прежде всего "Архипелага ГУЛАГ". За границей и на. родине личность и творчество Солженицына вызвали множество как восторженных, так и резко критических книг и статей. В 1994 вслед за своими произведениями писатель с семьей вернулся в Россию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: