Литературоведение как наука

Лекция № 1.

Литературоведение – одна из древнейших отраслей филологического знания. Это наука особого рода, практически неотделимая от изучаемого ею искусства слова. Литературовед является почти что «соавтором» художника, и от таланта исследователя, его вкуса и такта во многом зависит раскрытие возможностей литературного шедевра.

Литературоведение – наука о художественной литературе, ее происхождении, сущности и развитии. Предметом литературоведения является не только художественная лит-ра, но и учение о специфике художественной лит-ры как особой формы духовной деятельности людей, об общественной сущности литературного творчества.

Литературоведение – наука, которая имеет свой терминологический и понятийный аппарат. Поэтому задача литературоведения – овладение опорными теоретико-литературными понятиями, представить их как систему, показать, как применяются понятия при анализе произведений, научить анализировать сложнейшие явления литературного процесса.

Современное литературоведение состоит из трех самостоятельных, но тесно связанных между собой дисциплин: теории литературы, истории литературы и литературной критики. Каждая из этих отраслей литературной науки имеет свой предмет изучения, свою программу, методологию.

Теория литературы исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, общие понятия художественной литературы (роды и жанры, направления и течения, принципы отражения жизни, художественный метод и стиль, элементы содержания и формы произведения).

Следует отметить, что термины теории лит-ры играют функциональную роль, то есть не столько дают характеристику конкретных особенностей данного понятия, сколько определяют функцию, которую они выполняют. Например, рассматривая художественную деталь, теория лит-ры не раскрывает ее конкретного значения (бытовая или психологическая, портретная или словесная), а указывает ее функцию (выявление определенной стороны характера через данную деталь).

История лит-ры интересуется прежде всего конкретным, неповторимым, исследует своеобразие различных национальных литератур, изучает историю возникновения, смены, развития литературных направлений и течений, литературных периодов, художественных методов и стилей в разные эпохи и у разных народов, а также творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс. История лит-ры рассматривает любое литературное явление в историческом развитии. Так, историк лит-ры, в отличие от теоретика, стремится установить не постоянные, неизменные признаки романтизма, а его специфику, своеобразие романтических жанров в немецкой, русской или английской лит-ре.

Ни литературное произведение, ни творчество писателя невозможно понять вне связи со временем, с единым процессом литературного движения. Подлинная история лит-ры строится с учетом взаимодействия внутренних закономерностей развития лит-ры и общих закономерностей исторического развития общества, страны, человечества.

Итак, и теорию лит-ры, и историю лит-ры объединяет то обстоятельство, что они обязаны раскрывать процесс литературного развития, постигать и осмысливать закономерности ее исторического развития. Однако средства и приемы исследования у них различны. Теория стремится определить сущность развивающейся эстетической системы, обеспечивает историческую масштабность мышления литературоведения как научной сферы, дает общую перспективу художественного процесса, а история характеризует самый процесс становления литературы и развития ее различных форм.

Литературная критика, наряду с литературоведением как научным изучением художественной лит-ры, занимается разбором и оценкой по преимуществу современных (новых) художественных произведений, а литература прошлого и сложившиеся мнения и авторитеты используются критиками как материал для сопоставления или интерпретируются с точки зрения современных общественных и художественных задач.

Но если литературоведение как сфера научного мышления делает акцент на художественном процессе, занимаясь его познанием, исследует устоявшиеся литературные явления, анализирует уже оцененное общественностью, то критика как сфера сочетания научного и художественного мышления делает ударение на самом произведении, оценивает возникшие явления художественной жизни, стремясь определить «сегодняшнее» состояние лит-ры.

Литературный критик – своего рода посредник на пути литературного произведения от автора к читателю, поэтому работы критика адресованы и писателю, и читателю. Писателю важно знать, как воспринимается и оценивается созданное им. Читателю критика поможет увидеть достоинства и недостатки произведения, поможет ориентироваться в потоке современной лит-ры.

Таким образом, устанавливается тесная взаимосвязь всех трех дисциплин; литературная критика опирается на данные теории и истории лит-ры, а последние учитывают и осмысливают опыт критики. Действительно, нельзя заниматься теорией лит-ры, не зная ее истории и не владея основными приемами критики, так же как невозможно быть критиком, не усвоив истории лит-ры и ее теории. Другими словами, теория лит-ры основывается на свидетельствах истории лит-ры и литературной критики и, в свою очередь, вооружает их руководящими идеями и принципами.

Помочь понять закономерности исторического развития художественной лит-ры разных народов, объяснить, почему у каждого народа в каждую эпоху наряду с другими видами общественного сознания существует также художественная словесность, в чем ее значение для жизни этого народа и всего человечества, в чем ее сущность, ее черты, причина ее возникновения и почему лит-ры каждого народа бывает различна в каждый период, в чем суть этих различий, почему она исторически изменяется и развивается, может методология современного литературоведения, включающая в себя специфические методы, возникающие в данной сфере познания, разнообразие принципов, приемов в исследовании лит-ры. Метод литературоведения – это определенное понимание тех связей, которые существуют между развитием литературы и общим развитием жизни народов и всего человечества. «Метод» буквально означает путь исследовательской мысли через материал, через предмет. Следовательно, методология – это теория метода, учение о нем. Понимание связей, существующих между художественной литературой и жизнью народов, позволяет литературоведению решать главную из его задач – задачу объяснения существенных особенностей и исторического развития художественной лит-ры. Так, системно-типологический принцип, опирающийся на историко-генетический метод, не только определяет типические черты литературного развития, не только вскрывает существенные стороны художественного процесса и отдельного произведения, но и устанавливает взаимодействие между ними, что дает возможность еще глубже проникнуть в специфику данного процесса. С учетом достижений типологических исследований в последнее время выдвинулся историко-функциональный принцип изучения литературного произведения и литературного процесса. Этот научный метод способствует исследованию исторического бытования литературных произведений, исторической функции тех художественных достижений, которые передаются из века в век, из поколения в поколение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: