История романтизма в Англии (проза и поэзия)

Первоначально слово romance в Испании означало лирическую и героическую песню — романс. В XVII веке эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических сюжетов. В XVIII в. это слово входит в литературный обиход Англии для обозначения литературы Средневековья и Возрождения. В эпоху английского предромантизма (2-я пол. XVIII в.) «romantic» называют все необычное, фантастическое, таинственное, чудесное (приключения, чувства, обстановку), что признается теперь необходимым элементом поэзии.

Первое поколение английских романтиков представлено творчеством поэтов «озерной школы»: У. Вордсворта, Р. Саути и С. Т. Колриджа и др.

«Озерные» поэты воспевали природу как прибежище от бед цивилизации; они отвергли идею «разумного» познания и переустройства мира, противопоставив ей «смирение», христианскую веру, проникновение в иррациональную природу человека.

Для Вордсворта, отразившего трагедию нищеты и бесправия народных масс, самое дорогое — находящийся в ладу с Богом и природой патриархальный сельский уклад и примитивный человек, не испорченный цивилизацией. Колридж психологически правдиво передал одиночество («Поэма о старом моряке», ода «Уныние»).

«Озерные» романтики использовали традиции народной балладной поэзии, создали жанр лиро-эпической поэмы, обращаются к языку «природы и чувств», рисуют поэтические картины моря и сельской природы.

Второе поколение романтиков — Байрон, Шелли, Китс — отличалось непримиримостью по отношению к господствующим классам Англии и оппозицией к феодально-монархической идеологии «Священного союза». Романтические принципы получили яркое выражение в их творчестве, охватившем почти все поэтические жанры: лирику, лиро-эпическую поэму, трагедию, сатиру.

Байрон, Шелли, Китс довершили начатое «озерными» поэтами обновление поэтической образности и лексики, обогащение метрики, необыкновенно развив музыкальность, свойственную англ. стиху. Их «лирический герой» — яркая индивидуальность с необычайной интенсивностью переживаний, с переливом всевозможных, подчас контрастных и непримиримых настроений — от неукротимой мятежности до гармонического примирения с миром, от любви к человечеству до презирающего мир индивидуализма. Велико было влияние на европейские литературы «байронического» героя — разочарованного в жизни, но не скептика, а страстного бунтаря против всех оков свободной личности

Экзаменационный билет №4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: