double arrow

Этап постоновки звука

Конкретными задачами являются: постановка звуков, формирование навыков правильного их использования в речи (автоматизация умений), а также умений отбирать звуки, не смешивая их между собой, (дифференцировать звуки).

На этом этапе ребёнок может принять правильное положение органов артикуляции для данного звука. Вырабатывается правильное произнесение изолированного звука – выробатка новых связий и затормаживание старых.

Новый звук ставиться на базе звука близкого по артикуляции и звучанию.

Существует три основных способа постановки звука:

  1. По подражанию (имитативный)

Осуществяется зритильный и слуховой котроль, Логопед показывает ребёнку правильное положение органов артикуляции для данного звука. И сопровождает имитацию указаниями и инструкцией.

  1. Механический способ

Основывается на воздействии на органы артикуляции с помощью посторонних предметов (специальными зондами или шпателями). Логопед просит ребенка произнести звук, повторить его несколько раз, и во время повторения он при помощи зонда несколько меняет артикуляционный уклад звука. В результате получается другой звук.

  1. Сешаный способ

основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение. При этом способе ребенок оказывается активным, а приобретенная им с помощью логопеда поза фиксируется в его памяти и легко воспроизводится в дальнейшем без механической помощи.

Этап автоматизации

Состоит в постепенном и последовательном введении звука в речь ребёнка, выроботке правильного произнесения звука в речи.

Нередко оказывается, что уже в процессе автоматизации ребенок начинает свободно включать в спонтанную речь поставленный звук.

Автоматизация проводится с начала в слогах, затем в словах, фразах, и в последнюю очередь в связной речи. В слогах звук автоматизируется в определённой последовательности:

  • В открытом слоге –СА
  • В закрытом слоге – АС
  • Между двумя гласными – АСА
  • Со стечением – СТА.

В первую очередь с гласными А, Ы, О,У.

В слогах автоматизация проводится сначала с односложными, затем с двухсложными.

Этап дифференциации

Дифференциация звуков – это умение различать (на слух и по артикуляционными признакам) близкие по звучанию и по артикуляции звуки

Дифференциация также как и автоматизация проводится поэтапно: слоги – слова – фраза – различные виды развернутой речи.

Вся работа строится с учетом 2-х признаков: артикуляционных и акустических (на слух).

При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков. Если необходимо большее количество звуков одной артикуляционной группы, их все равно объединяют попарно. Например, при смешиваниях ц, ч, щ звуки объединяются в пары: ц — ч, ч — щ, ц — щ. Это объясняется тем, что процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: