Недостатки произношения твёрдых и мягких согласных звуков , приемы их устранения

Противопоставление по принципу мягкости и твердости типично для русской речи. В русском языке имеется 15 пар согласных звуков, которые различаются по принципу твердости и мягкости. Мягкие согласные отличаются от твердых согласных поднятием средней спинки языка. Согласные ш, ж, ц не имеют мягкой пары, а согласные /, ч, щ не имеют твердой пары.

Дефекты твердости и мягкости согласных могут охватывать многие пары звуков и могут проявляться в трех вариантах: а) замена твердых звуков мягкими, б) замена мягких звуков твердыми, в) смешение твердых и мягких звуков. Чаще всего твердые согласные заменяются мягкими, которые являются более простыми по артикуляции и раньше твердых появляются в онтогенезе речевого развития.

Дефекты произношения твердых и мягких согласных звуков могут быть связаны с нарушением слуховой дифференциации, с наличием парезов, гиперкинезов, повышенного тонуса спинки языка.

Коррекция дефектов твердости и мягкости согласных звуков проводится в двух направлениях: 1) работа над слуховым различением твердых и мягких звуков, 2) формирование правильного артикуляторного уклада при произношении твердых и мягких согласных звуков.

В процессе слуховой дифференциации твердых и мягких большое внимание уделяется различению слов-квазиомонимов (например: мел — мель, уголуголь, вал — вял, мал — мял).

 

Для формирования правильного произношения в ходе ар-тикуляторной гимнастики проводится такое упражнение: поднять и опустить среднюю часть спинки языка, сначала со зрительным контролем, перед зеркалом, затем на основе кинестетических ощущений. Необходимо научить ребенка удерживать среднюю часть спинки языка при более низком и более высоком положении. Если это упражнение не получается по подражанию, то можно начать работу с различения произношения гласных, например и— ы.

При постановке мягких согласных рекомендуется отодвигание кончика языка в глубь ротовой полости, при этом средняя часть спинки языка поднимается. Можно проводить коррекцию, используя механическую помощь.

При постановке твердых согласных звуков рекомендуется продвинуть кончик языка немного вперед. При постановке некоторых твердых переднеязычных звуков (т, д, л, с) используется межзубное произношение звуков, при котором средняя часть языка опускается. В дальнейшем межзубное произношение переводится в зазубную артикуляцию.

В том случае, когда у ребенка нарушена дифференциация многих пар твердых и мягких, рекомендуется следующая последовательность в работе (по Ф.А. Рау): т, д, н, затем в, ф, п, б, м, далее с, з и, наконец, л, р. При этом учитывается сложность артикуляции звуков, а также возможность наиболее наглядного показа различий в артикуляции твердых и мягких согласных звуков.

Работа начинается с дифференциации звуков т —т', д — д', н —н\ значительно различающихся по способу артикуляции: при произношении твердых звуков кончик языка упирается в верхние резцы (апикальный вариант), а при произношении мягких звуков касается нижних резцов, что легко воспринимается и зрительно, и кинестетически.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: