1.Изолированно в игровой форме отрабатывается поставленный звук. Желательно использовать зрительные опорные символы, мелкие игрушки и различные игровые приемы.
а) «Самолет летит»
«Пароход гудит»
На карте 2 парохода и самолета разного размера: Как гудит пароход, когда он близко от берега? Далеко от берега? (Аналогично – самолет.) Ребенок произносит звук л с различной силой голоса (громко, тихо).
б) На карте самолет и изображение дорожки самолета в воздухе. Ребенок ставит пальчик на начало маршрута. Длительно произнося звук л – провести по дорожке пальчиком.
в) Игра «Лесенка». Ребенок представляет, что пальчики – это ножки. Шагать, подниматься указательным и средним пальчиками по конструированной лесенке вверх- вниз, произнося длительно звук л.
г) «Змейка» Произносим звук и указательным пальцем проводим по спиралькам нарисованной улитки или пружинки.
2. Произнесение твердого звука л в прямых слогах: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу,
лы-лы-лы.
Игра «Балалаечка»: произносить слоги с имитацией игры на балалайке.
|
|
3. Вначале слова: В словах с ударением на первом слоге. (Например: лак, лапа)
4. Произнесение звука л в словах, с ударением на слоге (пила, колодец, тулуп, малыш и т.д.)
5. Произнесение звука л в словах без ударения на слоге (лапша, читала, лукошко, пеналы и т.д.)
6. Произнесение звука л в словах со стечением согласных (глаза, пластинка, слон и т.д.)
7. Произнесение звука л в обратных слогах с ударением ан слоге (бал, палка, вокзал, стучал и т.д.)
8. Произнесение звука л в обратных слогах без ударения на слоге (балкон, халва и т.д.)
9. Произнесение звука л в прямых и обратных слогах (плыл, полол и т.д.)
В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка возможны некоторые изменения последовательности автоматизации звука л. На каждом занятии отрабатывается слоговая структура слова, определяется позиция звука в слове. В дальнейшем осуществляется дифференциация звуков (Л-ЛЬ; Р-Л) в речи по схеме:
- изолированно;
- в слогах;
- в словах;
- фразах;
- чистоговорках, стихах; текстах;
- детских играх.
Карточка № 1
Звук л- согласный, ротовой, сонорный, смычково-проходной, переднеязычный, твердый.
Артикуляция: кончик языка поднят и соприкасается с передней частью неба (альвеолами), с включением голоса остается неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты; зубы разомкнуты; воздух выдыхается умеренной струей; на ладони руки, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.
Ла-ла-ла
а) Лак – Что у мамы? Лапа – У кого лапа?
Лавка – На чем сидит Лана? Лампа – Что светит?
Ласточка – Кто в гнезде? Ландыш – Что (в вазе) у Ланы?
|
|
Ластик – Что купила Лана? Лайка – Кто лает?
Лама – Кто бежит? Лазать – Кто лазит на шкаф?
Лакомство – Мед для медведя – Это что? Лапти – Что на ногах у Вани?
б) Халат – Что у мамы? Салат – Что готовит Лада?
Калач – Что покупает Лада? Скала – Это высокая скала?
Водолаз – Кто на дне? Палатка – Что у папы?
Булавка – Что у лады? Кулак – Что у Вовы?
Пила – Что у папы? Мала – Мила мала?
Карточка № 2
(Аналогично карточке № 1 вводятся слова в предложения)
ЛО-ЛО-ЛО
а) Лоб, лов, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, ломик, локон, ловит, логово, ложь.
б)Болото, камыши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, пилотка, пилот, село, половник, молоденький.
Карточка № 3
ЛУ-ЛУ-ЛУ
а) Лук, луч, лужа, Луша, лунка, лупа, луковица, лужица, лунный, лучше, лучик
б) Тулуп, шалун, пилу.
Карточка №4
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
а) Лыжи, лыжник, лыко, лысый.
б) Столы, малыш, полынь, улыбка, булыжник.
Карточка №5
а) Лапша, лавина, ладонь, ладья, лакать, лакей.
б) Мила, жила, пела, пила, мыла. дула, бегала, видела, обидела, одела. школа, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.
Карточка №6
а) Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко.
б) Голубой, желудь, палуба, голубцы, получать.
Карточка №7
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ
Пилы, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, теплый.
Карточка №8
Повтори медленно,четко:
а) пла – пло глу – глы кла – кло клу – клы гла – гло
глу – глы бла – бло блу – блы фла – фло флу - флы
вла – вло влу – влы
б) БЛА-ГЛА-ЗЛА-КЛА
Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, клавиши, кладовая, кланяться.
в) ПЛА-СЛА-ФЛА-ШЛА
Платье, пламя, плач, плащ, плавать, пластилин, пластинка, планета, пластмасса, заплатка, платок, платить, Слава, сладкий, сладкоежка, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла,
Карточка № 9