double arrow

Автоматизация поставленного звука л.

1.Изолированно в игровой форме отрабатывается поставленный звук. Желательно использовать зрительные опорные символы, мелкие игрушки и различные игровые приемы.

а) «Самолет летит»

«Пароход гудит»

На карте 2 парохода и самолета разного размера: Как гудит пароход, когда он близко от берега? Далеко от берега? (Аналогично – самолет.) Ребенок произносит звук л с различной силой голоса (громко, тихо).

б) На карте самолет и изображение дорожки самолета в воздухе. Ребенок ставит пальчик на начало маршрута. Длительно произнося звук л – провести по дорожке пальчиком.

в) Игра «Лесенка». Ребенок представляет, что пальчики – это ножки. Шагать, подниматься указательным и средним пальчиками по конструированной лесенке вверх- вниз, произнося длительно звук л.

г) «Змейка» Произносим звук и указательным пальцем проводим по спиралькам нарисованной улитки или пружинки.

2. Произнесение твердого звука л в прямых слогах: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу,

лы-лы-лы.

Игра «Балалаечка»: произносить слоги с имитацией игры на балалайке.

3. Вначале слова: В словах с ударением на первом слоге. (Например: лак, лапа)

4. Произнесение звука л в словах, с ударением на слоге (пила, колодец, тулуп, малыш и т.д.)

5. Произнесение звука л в словах без ударения на слоге (лапша, читала, лукошко, пеналы и т.д.)

6. Произнесение звука л в словах со стечением согласных (глаза, пластинка, слон и т.д.)

7. Произнесение звука л в обратных слогах с ударением ан слоге (бал, палка, вокзал, стучал и т.д.)

8. Произнесение звука л в обратных слогах без ударения на слоге (балкон, халва и т.д.)

9. Произнесение звука л в прямых и обратных слогах (плыл, полол и т.д.)

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка возможны некоторые изменения последовательности автоматизации звука л. На каждом занятии отрабатывается слоговая структура слова, определяется позиция звука в слове. В дальнейшем осуществляется дифференциация звуков (Л-ЛЬ; Р-Л) в речи по схеме:

 

- изолированно;

- в слогах;

- в словах;

- фразах;

- чистоговорках, стихах; текстах;

- детских играх.

 

Карточка № 1

Звук л- согласный, ротовой, сонорный, смычково-проходной, переднеязычный, твердый.

Артикуляция: кончик языка поднят и соприкасается с передней частью неба (альвеолами), с включением голоса остается неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты; зубы разомкнуты; воздух выдыхается умеренной струей; на ладони руки, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.

 

Ла-ла-ла

а) Лак – Что у мамы? Лапа – У кого лапа?

Лавка – На чем сидит Лана? Лампа – Что светит?

Ласточка – Кто в гнезде? Ландыш – Что (в вазе) у Ланы?

Ластик – Что купила Лана? Лайка – Кто лает?

Лама – Кто бежит? Лазать – Кто лазит на шкаф?

Лакомство – Мед для медведя – Это что? Лапти – Что на ногах у Вани?

 

б) Халат – Что у мамы? Салат – Что готовит Лада?

Калач – Что покупает Лада? Скала – Это высокая скала?

Водолаз – Кто на дне? Палатка – Что у папы?

Булавка – Что у лады? Кулак – Что у Вовы?

Пила – Что у папы? Мала – Мила мала?

 

Карточка № 2

(Аналогично карточке № 1 вводятся слова в предложения)

ЛО-ЛО-ЛО

а) Лоб, лов, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, ломик, локон, ловит, логово, ложь.

 

б)Болото, камыши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка, пилотка, пилот, село, половник, молоденький.

Карточка № 3

ЛУ-ЛУ-ЛУ

а) Лук, луч, лужа, Луша, лунка, лупа, луковица, лужица, лунный, лучше, лучик

б) Тулуп, шалун, пилу.

Карточка №4

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

а) Лыжи, лыжник, лыко, лысый.

б) Столы, малыш, полынь, улыбка, булыжник.

 

Карточка №5

а) Лапша, лавина, ладонь, ладья, лакать, лакей.

б) Мила, жила, пела, пила, мыла. дула, бегала, видела, обидела, одела. школа, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

 

Карточка №6

а) Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко.

б) Голубой, желудь, палуба, голубцы, получать.

 

Карточка №7

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ

Пилы, вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает, теплый.

 

Карточка №8

Повтори медленно,четко:

а) пла – пло глу – глы кла – кло клу – клы гла – гло

глу – глы бла – бло блу – блы фла – фло флу - флы

вла – вло влу – влы

 

 

б) БЛА-ГЛА-ЗЛА-КЛА

Благодарить, глаза, гладкий, сожгла, злак, Клава, класс, клавиши, кладовая, кланяться.

 

в) ПЛА-СЛА-ФЛА-ШЛА

Платье, пламя, плач, плащ, плавать, пластилин, пластинка, планета, пластмасса, заплатка, платок, платить, Слава, сладкий, сладкоежка, слабый, слазить, выслать, флаг, флакон, шла, вышла,

 

Карточка № 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: