Методика логопедического обследования детей с ринолалией , дифференциальная диагностика ринолалии

В обследование ребенка с ринолалией входит:

  1. описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и врожденного дефекта
  2. определение восстановления физиологического и речевого дыхания
  3. выявление особенностей звукопроизношения
  4. определение состояния речевой системы
  5. обследование интеллектуального развития ребенка
  6. изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка

Обследование проводится на нескольких принципах:

  • принцип комплексности
  • принцип многоплановости, т.е. исследовать не только строение и функции речевого аппарата, но и состояния дыхания, движений, интеллекта, речи и ведущих видов деятельности
  • принцип направленности обследования (причина, время возникновения дефекта, взаимосвязь первичных и вторичных дефектов)
  • принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки при обследовании
  • принцип наглядности
  • принцип эмоциональности

Приемы:

  • изучение документальности
  • изучение анализа
  • изучение заключения врачей специалистов
  • исследование самого ребенка в процессе различных видов деятельности
  • объективные методы исследования

К объективным методам исследования можно отнести:

  1. рентгенография – позволяет выявить анатомо-физиологическое состояние речевого аппарата
  2. метод спектрального анализа, позволяющий исследовать функции голоса: тембр, высоту, силу. Изучается формирование назализации.
  3. метод аудиторского анализа или речевой артикуляции. Выявить разборчивость речи с помощью слоговой таблицы (Пакровский)
  4. метод рентгенотамографии – исследование положения органов речи, направление движения языка при фонации, степень раскрытия рта, формы резонаторных полостей.
  5. метод спирометрии – изучение состояния дыхательных функций, объем легких, величину выдыхаемого воздуха (жизненная емкость легких (ЖЕЛ))
  6. риноскопия – исследование с помощью источника света

Обследование (проба Пустмана) – помогает определить наличие субмукозных расщелин с помощью фонендоскопа.

Язык у ринолаликов описывается подробно: отмечается состояние корня и кончика, проверяется напряженность, подвижность, ограничения в движениях.

Упражнения: иголочка, лопатка, лошадка, часики, качели, вкусное варенье, змейка…

Все движения по подражанию, перед зеркалом, затем по инструкции логопеда.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

1)открытая органическая (врожденная) ринолалия, расщелина сквозная (верхней губы, альвеолярного отростка, твердого и мягкого неба). ОНР 3 уровня (отсутствие небно-губных, губно-зубных, свистящих, шипящих, сонорных, заднеязычных звуков). Нарушение полиморфное. Назализация всех гласных, кроме [а], снижен объем словаря. Аграмматизмы частые, грубые. Связная монологичная речь не сформирована. Нарушено слуховое восприятие. Внимание, психомоторика. В поведении – раздражительность, плаксивость, фиксация на дефекте.

2)Открытая органическая (врожденная) ринолалия. Частичная расщелина твердого неба, ФФНР. Отсутствие свястящих, шипящих, ротовых сонорных ([р], [р’], [л], [л']). Замены заднеязычные звуков на переднеязычные, назализация речи сильная. Нарушена фонематическая система, недифференцированные отдельные фонемы, недоразвита пальчиковая и мимическая моторики, снижена речевая память и мыслительная активность.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ДАННЫМ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА С РИНОЛАЛИЕЙ ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПАРАМЕРЫ:

  • механизм
  • структуру
  • речевую и неречевую симптоматику
  • степень назализации гласных и согласных звуков
  • состояние языковой системы
  • особенности поведения и личности

При формировании логопедического заключения надо уточнять состояние языковой системы, т.к. это будет связано с направлениями коррекционной работы, сроками коррекции.

I.Данные анамнеза

1. Вид расщелины.

2. Сроки хирургического вмешательства.

3. Наследственность по прямой и косвенной линии. Есть ли у кого-нибудь из родственников расщелины губы и/или неба, а также другие нарушения строения артикуляционного аппарата.

  1. От какой по счету беременности ребенок, чем закончились предыдущие беременности.
  2. Протекание беременности: наличие токсикозов в 1-ой или 2-ой половине, травм (указать каких) в 1-ой или 2-ой половине, контакт с вредными веществами, химическими препаратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.), резус-конфликт, психические травмы и стрессовые ситуации.
  3. Протекание родов: срочные, недоношенность, время прохождения родов: быстрые, затяжные, с применением вспомогательных средств, асфиксия, родовые травмы.
  4. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал держать головку, сидеть, ходить.
  5. Раннее речевое развитие: когда появились гуление, лепет, первые слова, фраза.
  6. Занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика.
  7. Заключения специалистов: хирурга-стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога.

Дифференциальная диагностика в логопедической практике – это процедура разграничения речевых расстройств, имеющих сходную симптоматику, но различающихся по причинам, механизмам, тактике коррекционного воздействия.

В логопедии таких случаев схожести симптоматики достаточно много (дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии – дефекты звукопроизношения; сенсорная алалия и РДА; отсутствие речи при ОНР и отсутствие речи при УО; темповая задержка речевого развития и стойкое нарушение по типу моторной алалии).

Не проведя дифференциальную диагностику логопед не сможет правильно выбрать тактику коррекционного воздействия и распланировать коррекционную работу.

Дифференциальная диагностика требует диагностических существенно различающихся показателей: это те показатели, которые будут не совпадать, их необходимо выделить, что позволит отдифференцировать одно нарушение от другого (3-4 показателя).

Можно на примере показать дифференциальную диагностику двух случаев схожих речевых нарушений:

1.Дифференциальная диагностика стертой дизартрии от полиморфной дислалии.

2.Дифференциальная диагностика сенсорной алалии от тугоухости.

Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и полиморфной дислалии:

В чем они похожи: -полиморфное нарушение звукопроизношение разных групп звуков. При стертой дизартрии возможно понадобиться для устранения нарушения проведение массажа и пассивной гимнастики.

Различное время коррекционного воздействия – или 3 месяца или 1 год.

В чем они различаются:

1) в ряде случаев для диагностики минимальных проявлений дизартрии помогают функциональные пробы.

- Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии «Лопаточка» - до пяти равным темпом.

- Ребенка просят открыть рот, высунуть язык вперед и удерживать его неподвижно по средней линии и одновременно следить глазами за перемещающимся в боковых направлениях предметом.

Проба являетсяся положительной и свидетельствует о дизартрии, если язык будет отведен в сторону, будет наблюдаться наличие тремора, синкенезий).

2)недостаточная четкость произношения гласных звуков при дизартрии, при дислалии это не наблюдается. Дизартрики рот широко не открывают, губами не работают. Смазанность, стертость речи.

3)Небольшая привычная гнусавость наблюдается у дизартриков, у дислаликов гнусавости нет. Причина - недостаточное поднимание мягкого неба.

4)Данные анамнеза. Дислалики с чистым анамнезом, у дизартриков есть остаточные проявления в анамнезе, например ПЭП, неврологические нарушения.

5)Недостаточная сформированность мелкой и общей моторики наблюдается у дизартриков (нарушение созревания моторной сферы, не может постоять на одной ноге, перебрать пальчики)

Дифференциальная диагностика сенсорной алалии и тугоухости:

Общие признаки:

-понимания речи нет, ребенок на речь не реагирует

-собственная речь имеет характер эхолалии, лепетных слов, отраженных слов

Дифференциально-диагностические показатели отличающие эти нарушения:

- при усилении громкости речи улучшается понимание речи у детей с тугоухостью

- усиление громкости речи у детей с алалией выявляет отрицательную реакцию (закрывает уши)

2)Проявления гиперакузий:

-для детей с алалией характерны проявления гиперакузий - повышенная чувствительность к всяким шумам, неречевым звукам (они их слышат и они им очень не нравятся). Проявляется явление отрицательной реакции.

-дети с тугоухостью эти шумы не слышат.

3)Слуховой аппарат:

-понимание речи с применением слухового аппарата у детей с тугоухостью улучшается

- понимание речи с применением слухового аппарата у детей с алалией ничего не дает

4) Данные аудиометрии:

Процедура обследования речи с помощью специальной аппаратуры. Аудиограмма делается детям с 4-х летнего возраста. Не всем детям удается сделать аудиограмму (сон, шапочка).

-нарушения слуха будут выявлены только у тугоухих детей

5)Контактность, общение:

-дети с тугоухостью более контактны, привыкли смотреть на лицо, губы, эмоции, жесты.

-сенсорные алалики похожи на аутистов, ни на кого не смотрят, в контакт не вступают.

6) Степень восприятия речи:

-при сенсорной алалии степень восприятия речи колеблется в зависимости от внешней ситуации, эмоционального состояния. Хорошая с утра, а в плохую погоду или при плохом настроении совсем не реагирует на речь.

-у детей с тугоухостью степень восприятия речи зависит от степени нарушения и не меняется.

7)Голос:

- голос глухого и слабослышащего ребенка глухой, фальцетный, немодулированный, лишен звучности, звонкости, громкости, речь их недостаточно интонирована, лишена эмоциональной выразительности.

-голос у ребенка с алалией – норма, они продуцируют звуки и слова с нормальными модуляциями и интонациями.

8)Мимика и жесты:

- глухого беззвучны,

- сенсорные алалики речь окружающих имитируют.

9) Повторение речи:

-Если слабослышащему создать условия для восприятия речи, то они могут повторить,

- сенсорные алалики нет.

При сохранном слухе у сенсорных алаликов очень часто наступает охранительное торможение слуховой системы, и ребенок перестает реагировать на звуки окружающей действительности. Очень важно проверять слух по нескольку раз и в разное время. Отмечается гиперакузия, ребенок реагирует на монотонные звуки, например часы.

Дифференциальная диагностика проводится для определения направления, содержания и организации коррекционной работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения, которые бывает очень трудно дифференцировать.

Тугоухие дети направляются к специалистам - сурдологам в специальные ДОУ, школы.

Коррекционная работа с алаликами строится с учетом нарушения: постоянная тренировка в понимании речи, конкретных слов, с использование одной интонации, коротких фраз, многократного повторения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: