Интеграция логистики с основными управленческими функциями предприятия

Логистические структуры на предприятии тесно взаимодействуют со многими функциональными подразделениями — отделом маркетинга, службами финансов, планирования, производства, контроля. Так как важнейшими составляющими цены продажи реализуемой продукции являются транспортные расходы, складские затраты, стоимость логистического сервиса, то контроль и управление издержками на выполнение соответствующих функций осуществляются совместно службами логистики и финансов.

Нормативно-правовое обеспечение логистической деятельности выполняется совместно со службами юридического характера.

Однако наиболее тесная связь логистики объективно складывается с производством. И не только с подразделениями, непосредственно курирующими данный процесс, но и с соответствующими плановыми службами. Такие интегрированные взаимосвязи являются заранее предопределенными.

Во-первых, распределительная логистика совместно с маркетингом формализует параметры производства, его характер и режим.

Во-вторых, производство зависимо от процессов, протекающих в сфере заготовительной логистики.

В традиционных производственно-экономических системах слабая взаимосвязь производства с логистической средой оборачивается увеличением производственных и товарных запасов, повышением себестоимости конечной продукции, десинхронизацией производственно-хозяйственной деятельности, дополнительными издержками, которых в принципе можно избежать, и т. п. В итоге производство отягощается дополнительными проблемами, оптимальное разрешение которых не всегда удается найти.

В отношении маркетинга логистика позволяет более успешно координировать различные факторы в широком производственно-отраслевом диапазоне, территориально-географическом районе в условиях динамичности социально-экономической сферы. В процессе развития рыночных отношений все отчетливее проявляется тенденция усложнения продукции и ее реализации. Системы обработки заказов, доставки и в целом логистического сервиса в различных сегментах рынка могут значительно отличаться как по требованиям, так и по определяющим параметрам. Применение логистической концепции позволяет определенным образом стандартизировать и удовлетворить динамичные потребности по отдельным сегментам.

В условиях рынка покупателя цикл разработки новых изделий становится длиннее. В то же время жизненный цикл товара имеет тенденцию к сокращению. Чтобы уменьшить риски от усложнения реализации, продуценты стремятся создать гибкие и всесторонне согласованные мощности распределения, а это сфера логистики. Поэтому ее состояние и уровень развития оказывают все большее влияние на приспособляемость предприятия.

Логистика интегрирует фактически со всеми основными управляющими функциями. Более того, еще на стадии проектирования, когда формализуется идея создания нового предприятия, его размещение и дальнейшая жизнедеятельность должны учитывать логистические требования.

В том случае, если предприятие уже функционирует и намерено пойти по пути создания логистической системы, то необходимо предварительно разработать четкую программу действий по реализации концепции логистики. В данную программу должно быть включено поэтапное последовательное решение большого комплекса задач. В то же время существует ряд задач, которые необходимо решить на самых первых этапах нового качественного развития.

Наделение логистики на начальном этапе ее внедрения контрольными функциями по планированию и осуществлению соответствующих работ и операций в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Соответствующее обучение кадров, подготовка персонала, налаживание системы постоянного повышения квалификации.

Постепенное наделение логистических служб и «центра управления» всеми полномочиями и ответственностью по управлению логистическими функциями и регулированию смежных функций на предприятии.

Ускоренное внедрение необходимых в каждом конкретном случае элементов автоматизации, которые должны связывать все составные части в единую систему логистики.

11.3 Стратегия и планирование в коммерческой логистике

В зависимости от степени значимости для организации все решения, касающиеся ее деятельности, делятся на три типа:

· стратегические, задающие наиболее важные направление деятельности организации, которые оказывают долгосрочное влияние, требуют больших ресурсов;

· тактические, направленные на реализацию стратегии в среднесрочном плане, которые прорабатываются на более детальном уровне, но требуют меньших ресурсов;

· операционные, относящиеся ко всем видам деятельности на ближайшее время, они наиболее проработаны и требуют для своего выполнения достаточно ограниченных ресурсов.

Среди стратегических решений выделяют несколько иерархически упорядоченных типов.

Миссия - решение, в котором указываются общие цели организации в целом.

Корпоративная стратегия - решение, которое показывает, как организация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию.

Бизнес-стратегия - решение, которое раскрывает, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности организации будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию.

Функциональные стратегии - решения, которые описывают стратегическую направленность каждой функции, реализуемой в организации.

Стратегия (др.греч. "искусство полководца") - общий, недетализированный план какой-либо деятельности, охватывающий длительный период времени; способ достижения сложной цели; обобщающая модель действий, необходимых для достижения поставленных целей путем координации и распределения ресурсов.

Исходя из определения функциональной стратегии, логистическая стратегия - это решение, которое описывает стратегическую направленность логистики, реализуемой в организации.

Логистическая стратегия чаще всего относится к области практической деятельности и в ней проявляется. Например, стратегия как способ действий может оказаться полезной, когда для очевидного способа достижения желаемой цели недостаточно наличных ресурсов. Часто задачей логистической стратегии является эффективное использование наличных материальных, информационных, финансовых, энергетических, временных, человеческих и правовых ресурсов для достижения основной цели. Стратегия достигает основной цели через решение промежуточных тактических задач. Тактика является инструментом реализации стратегии и подчинена основной цели стратегии.

Существуют различные взгляды на то, какие существуют логистические стратегии. Так, Д. Дж. Бауэрсокс выделил четыре вида основных логистических стратегий, основанных на достижении:o

· максимального преимущества;

· краткосрочной максимизации прибыли;

· минимальных общих издержек;

· максимального уровня обслуживания потребителей.

Схема реализации каждой из этих стратегий удерживает в поле зрения своего создателя два основных компонента: издержки и качество обслуживания. Для принятия решения об окончательном выборе той или иной стратегии сравнивают издержки той или иной логистической системы с уровнем обслуживания потребителей, на который она рассчитана.

В ряде случаев к наиболее общим логистическим стратегиям относят так называемую стройную стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах.

"Стройная" стратегия, подобно уже упомянутой, основанной па достижении минимальных общих издержек, базируется на принципе управления затратами. Ее цель - выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого в рамках ее реализации стремятся отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Типичной схемой реализации "стройной" стратегии являются подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности; устранение остановок, упрощение перемещений; использование более совершенной технологии для повышения эффективности; размещение мощностей ближе к потребителям в целях сокращения транспортных расходов; поиск возможностей получения экономии на масштабах; устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

Динамичная стратегия, подобно уже упомянутой, основанной на достижении максимального уровня обслуживания потребителей, базируется на обеспечении высокого качества обслуживания потребителей и оперативном реагировании на появление новых или изменение прежних условий. Схема разработки данной концепции предусматривает первоочередной учет двух характеристик динамичности:

· скорости реакции на изменение внешних условий;

· гибкости деятельности, т.е. способности корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Стратегия, основанная на стратегических союзах, базируется на формировании союзов с поставщиками и заказчиками, которые создаются для того, чтобы добиться увеличения эффективности цепи поставок за счет того, что все члены союза работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Известны и другие логистические стратегии, в которых внимание управленцев фокусируется на определенных аспектах деятельности предприятия, например:

· логистическая стратегия, основанная на сокращении времени выполнения логистических операций, в частности в рамках осуществления этой концепции стремятся обеспечить наиболее быструю доставку. К этому типу относится стратегия "сжатия времени", которая похожа на "стройную" стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется;

· логистическая стратегия, основанная на повышенной производительности', основное внимание в ней уделяется максимально возможному использованию имеющихся ресурсов. В отличие от схожей с ней "стройной" стратегии, где ищут способы избавиться от ненужных производственных мощностей и ресурсов, здесь стремятся максимально использовать эти излишки; логистическая стратегия роста, основанная на стремлении получить экономию издержек за счет увеличения масштабов деятельности, в частности, путем расширения обслуживаемых географических зон, увеличения доли рынка и т.д.;

· логистическая стратегия диверсификации, ориентированная на максимально широкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности;

· логистическая стратегия специализации, ориентированная на узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности;

· логистическая стратегия максимизации добавленной стоимости, которая имеет цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту.

Содержательно логистическая стратегия состоит из ряда целей, процедур, структур, элементов, которые очень часто представляются в виде стратегического логистического плана.

При разработке логистической стратегии, как правило, исходной точкой является анализ стратегии более высокого уровня. Стратегия более высокого уровня указывает, какое положение предприятие хочет занимать в будущем. Результат анализа стратегии более высокого уровня должен позволить установить, каким образом логистика внесет свой вклад в ее реализацию. Таким образом, разрабатываемая логистическая стратегия показывает, как предприятие с помощью логистики будет переходить от текущего положения к желаемому в будущем. В течение всего процесса разработки логистической стратегии должны рассматриваться вероятные последствия любого из принимаемых решений и практическая возможность их реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: