Теоретические сведения к лабораторной работе

Лабораторная работа №1

Тема: Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с ними. Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств

Цель: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть методами работы с программным обеспечением.

 

Теоретические сведения к лабораторной работе

 

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.

Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.

ИРО в узком смысле слова– это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.

Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.

Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.

 

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:

Ø тематика хранящейся в них информации;

Ø форма собственности– государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;

Ø доступность информации– открытая, закрытая, конфиденциальная;


 

Ø принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;

Ø источник информации– официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;

Ø назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;

Ø форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;

Ø вид носителя информации– бумажный, электронный.

 

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:

Ø субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);

Ø субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);

Ø субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);

Ø субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).

К образовательным электронным ресурсам можно отнести:

Ø учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),

Ø учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),

Ø научно-методические (диссертации, кандидатские работы),

Ø дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции),

Ø системы тестирования (тесты– электронная проверка знаний),

Ø электронные полнотекстовые библиотеки;

Ø электронные периодические издания сферы образования;

Ø электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,

Ø электронные архивы выпусков.


Содержание работы:

 

Задание №1

1. Загрузите Интернет.

2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».

3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

 

4. Охарактеризуйте любые три.

 

Название Характеристика
   
   
   

 

Задание №2

С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:

Вопрос Ответ
1) укажите год создания Первой в России электростанции  
2) какова толщина вольфрамового провода в обычных электрических лампах  
3) укажите фибрилляционный порог тока  
4) какова температура кипения железа  
5) какова температура плавления йода  
6) укажите напряжение Блока питания ноутбука и жидкокристаллических мониторов  
7) каково Число Прандтля для одноатомных газов  
8) какого числа в этом году отмечают День энергетика  
9) что такое ГОЭЛРО  
10) Какова фамилия писателя, который, побывав в России 20-ч годов прошлого века написал очерк в котором посчитал электрификацию страны утопией  
11) укажите годы выполнения плана ГОЭЛРО по Мощности районных электростанций (млн.квт)  
12) Кто сказал: «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны.»  
13) укажите годы образования Предприятия Тепловые сети «Уфимэнерго»  
14) в каком году была создана уфимская «Теплоцентраль»  

 

Задание №3. Ответьте на вопросы:

 

1. Что Вы понимаете под информационными ресурсами?  
2. Перечислите параметры для классификации информационных ресурсов.  
3. Что понимают под образовательными информационными ресурсами?  
4. Что можно отнести к образовательным электронным ресурсам?  

 

Задание №4. Сделайте вывод о проделанной лабораторной работе:

 
 
 
 

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: