double arrow

Часть вторая. В дополнение к тексту

Основной докладчик: Космынина Ирина

Дополнения (при необходимости): Копейкин Иван

Период перестройки в СССР

Ситуация, которую можно было наблюдать в следующем временном промежутке: 1986-1991 г.г. – это период перестройки. Временной промежуток, когда такая единая мощная машина как Советский Союз изжила себя, и пришло время её краха. В то время народное хозяйство страны требовало ускоренного развития, однако каких-либо радикальных шагов не предпринималось.

В 1985-1986 г.г. была произведена замена основной массы старых кадров на новую команду управленцев. Однако это не привело к значительным изменениям: наблюдалась всеобщая неустойчивость, ухудшение экономического положения, товарный дефицит.

В связи с этим, начала остро осознаваться потребность, что перестройка нужна, прежде всего, «в умах» людей.

Итак, получив общее представление о социокультурной ситуации, в которой зародились ОДИ, перейдём к деятельности ММК.


 

Московский методологический кружок

Начнём с истории становления ММК, благодаря которому появились организационно-деятельностные игры («феномен» совместной мыследеятельности).

Методологию можно интерпретировать как учение об организации деятельности (в данном случае речь идёт о мыследеятельности). Уже, исходя из этого определения, можно себе представить, чем занимались представители ММК. Представители ММК пытались разработать эффективный способ организации совместной мыслительной работы: как вот так бы нам сорганизоваться, чтобы совместная мыслительная работа давала весомые результаты, проблемы сложные решались и, при этом, конфликт, как столкновение противоположных позиций, не вёл за собой отрицательных последствий. В этот кружок входили такие представители, как А.А. Зиновьев, М. К. Мамардашвили, Б.А. Грушин. Их тесное общение с Щедровицким началось ещё на философском факультете МГУ. Этой школой (философско-методологической, как её называл Георгий Петрович) был разработан оригинальный подход, называемый СМД-подходом (системномыследеятельностным).

Стоит отметить, что ММК позиционировал себя вначале как МЛК (Московский логический кружок) [4]. Однако позже его представители осознали свой подход отличным от логики и марксистской философии. Лидером СМД-движения после распада МЛК был Георгий Петрович.

Сам же СМД-подход, в рамках которого, собственно, и проектировались ОДИ, завязан на двух основополагающих теориях: теории мышления и теории деятельности (их разработка, опять же, принадлежит представителям этого кружка). Согласно концепции СМД, основными результатами ОДИ являются не знания, а проекты, схемы, предписания, планы.


 

Про ОДИ на ППФ ИППС

ОДИ включены в образовательный процесс ППФ СФУ. И это не является чем-то случайным, или просто традицией, сложившейся годами, или способом привлечения внимания за счёт необычных слов. Прежде всего, ОДИ - это способ исследования и раскрытия собственных ресурсов, попытки занять рефлексивную позицию по отношению к себе и собственной образовательной траектории, либо понять, что таковой нет вообще, и начать с этим работать. В ситуации подготовки профессионала с высшим образованием это чрезвычайно важно. Психолого-педагогический факультет Красноярского государственного университета (сейчас психолого-педагогический факультет входит в состав ИППС СФУ) проектировался в ходе ряда таких игр. А когда факультет был создан, игры продолжали проводиться, так как за счёт них в структуру организации был включён механизм развития.

Обычно проигрываются и рассматриваются стандартные социальные роли (профессиональная принадлежность, должность), которые, будучи проблематизированы как роли, могут стать позициями. Таким образом, основным разыгрываемым противоречием является «позиция – роль».

С тех пор на психолого-педагогическом факультете проводятся имитационно-моделирующие учебные игры со студентами и преподавателями, но к настоящему времени они существенно видоизменились, что обусловлено спецификой студенческой среды, где большинство участников ещё не имеют профессиональных позиций; преподаватели, участвующие в игре, являются профессионалами, но из схожих областей. Таким образом, сюжет столкновения разных позиций затруднен, его приходится специально выстраивать. Однако, логика и идеология СМД-подхода, безусловно, сохраняется. Такие игры проводятся в нашем институте каждый год.

По своему назначению они направлены на освоение образовательного пространства и проектирование собственного образовательного маршрута (разработка индивидуальной образовательной программы).

В целом проведение ОД-игр со студентами направлено на формирование ответственности при реализации собственных планов и учебных программ, формирование профессиональной позиции студентов. Форма проведения ОДИ – это коммуникации, выстроенные специальным образом для стимуляции участников к приведению в действие интеллектуальных ресурсов.

Опять же, следует отметить, что личные изменения в области образования студентов в результате игр возможны, если у человека существует потребность в этом. Если в процессе игры появились притязания на какие-то профессиональные компетенции, то можно соотнести тот ресурс знаний, который получен за годы обучения, с компетенцией, которую предстоит разыграть. Если удается, то притязания студента не являются безосновательными [5].

На этом завершается вторая часть нашего доклада.

В заключение хотелось бы сказать, что ОДИ – вещь сложная в понимании: в том, как проектируется, механизм игры, держатели целей… Сложно было понять этот материал, наверное, оттого, что на первом курсе нам предоставлялся выбор: участвовать или не участвовать в игре. И большинство из нас выбрали второй вариант, в том числе и мы. Именно поэтому мы не включили в текст нашего доклада информацию о том, какие есть роли в игре, кто из участников и за что ответственен, как проектируется, как организуется. В этом смысле, мы ограничились лишь общим представлением об ОДИ.

Спасибо за внимание, ваши вопросы.

 

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: