ФСФМ в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма

 

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию и координации деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Президент РФ.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 года № 307, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

· осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства;

· вносит в Правительство РФ проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, которые касаются вопросов, относящихся к установленной сфере ведения Службы, и по которым требуется решение Правительства РФ, а также проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы;

· на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Р Ф и Правительства РФ самостоятельно принимает нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности;

· осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ;

· осуществляет проверку в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации;

· выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

· осуществляет в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом;

· получает, в том числе по запросам, от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Центрального банка РФ информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

· ведет учет организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы;

· формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и вносит в него изменения;

· издает в соответствии с федеральными законами постановления о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом;

· разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

· принимает в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации, решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ;

· координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности;

· взаимодействует с Центральным банком РФ по вопросам установленной сферы деятельности;

· взаимодействует в соответствии с международными договорами РФ с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен;

· взаимодействует в установленном порядке и в пределах установленной сферы деятельности с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за рубежом;

· направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также представляет соответствующую информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами;

· представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам установленной сферы деятельности и участвует в установленном порядке в деятельности этих организаций;

· создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

· формирует и ведет федеральную базу данных, а также обеспечивает методологическое единство и согласованное функционирование информационных систем в установленной сфере деятельности;

· обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации;

· разрабатывает предложения о принятии межведомственных планов и программ в установленной сфере деятельности и готовит отчеты о принятых мерах;

· участвует в разработке и осуществлении программ международного сотрудничества, подготовке и заключении международных договоров РФ, в том числе межведомственного характера, по вопросам установленной сферы деятельности;

· изучает международный опыт и практику по вопросам установленной сферы деятельности;

· обобщает практику применения законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и вносит в Правительство РФпредложения по совершенствованию законодательства;

· привлекает к работе, в том числе на договорной основе, научно-исследовательские и другие организации, а также отдельных специалистов для проведения экспертиз, разработки программ обучения, методических материалов, программного и информационного обеспечения, создания информационных систем в сфере финансового мониторинга при условии соблюдения государственной и иной охраняемой законом тайны;

· в установленном законодательством РФ порядке размещает заказы и заключает государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;

· осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на Службу функций;

· обеспечивает своевременное и полное рассмотрение письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством РФ срок;

· обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

· организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

· осуществляет в соответствии с законодательством РФ работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Службы;

· осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Правовую основу деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу составляют:

· Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

· Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2001 года № 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

· Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"

· Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2004 года № 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу"

· Указ Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»

· Указ Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу»

· Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 года № 186 "Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу"

· ряд других законодательных и иных нормативных правовых актов

 

Под контролем Росфинмониторинга находятся финансовые операции в наличной и безналичной формах, осуществляемые финансовыми посредниками. К их числу относятся кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, компании, осуществляющие операции с недвижимым имуществом, и другие организации, которые проводят финансовые операции. К последним можно отнести финансовых агентов, а именно коммерческие организации, заключающие договоры факторинга, а также некредитные организации, принимающие наличные средства от физических лиц (оплата мобильных телефонов, жилищно-коммунальных услуг и т. д.). Кроме того, под контролем Росфинмониторинга находится деятельность, связанная с обращением денежных средств в ломбардах и казино.

В соответствии с Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (далее – ФЗ № 115-ФЗ) банки и некредитные организации обязаны направлять в Росфинмониторинг информацию о любых операциях с денежными средствами или иным имуществом, сумма которых равна или превышает 600 тыс. руб. (а также эквивалентные суммы в валюте), а также о любых подозрительных операциях независимо от суммы, на которую они совершаются. Также проверяются операции с недвижимостью, совершаемые на сумму 3 млн руб. и более. Для передачи кредитными организациями в Росфинмониторинг сведений о подозрительных операциях установлен специальный порядок. В целях организационно-технического обеспечения функционирования системы передачи информации в Росфинмониторинг Банк России на безвозмездной основе предоставил кредитным организациям и Росфинмониторингу свои телекоммуникационные каналы, а также средства криптографической защиты передаваемой информации.

Ежедневно из банков в Росфинмониторинг поступает примерно 20 тысяч сообщений, в год – 8 млн. По обязательному контролю Росфинмониторинг должен получать информацию от банков не позднее 18:00 следующего дня.

Важным показателем эффективного функционирования системы ПОД/ФТ является количество вовлечённых в неё организаций, а также качество и количество представленных ими сообщений.

Всего на конец 2011 года на учёте в Росфннмоннторинге состояло свыше 21 тысячи организаций, не имеющих надзорных органов.

За 2011 год межрегиональными управлениями Росфинмониторинга на учёт было поставлено около 2,8 тысяч таких организаций около 70% из которых составили ломбарды и риэлторы (36% и 34% соответственно)

Основными поставщиками сообщений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в базу данных Росфинмониторинга являются кредитные организации - на них приходится около 85% поступающих сообщений.

 

Общее количество организаций, относящихся к некредитным, по состоянию на конец 2011 года составило около 44 тысяч.

Доля сообщений некредитных организаций в общем объеме поступающих в Росфинмониторинг сообщений составляет около 15%.

Так, в 2011 году объем сведений, поступивших от некредитных организаций, вырос более чем в 1,3 раза по сравнению с прошлым годом и составил около 600 тысяч сообщений.

 

 

 

В 2011 году в ведение ФСФР России переданы функции по контролю за страховыми компаниями, кредитными потребительскими кооперативами и микрофинансовыми организациями, что позволит усилить надзор за исполнением участниками секторов антиотмывочного законодательства.

Кроме того, с января 2011 года все надзорные органы наделены полномочиями по рассмотрению и возбуждению дел об административных правонарушениях по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

По итогам 2011 года Росфинмониторингом проведено около 1,5 тысячи финансовых расследований в отношении лиц, подозреваемых в совершении преступлений. Примерно десятая часть материалов финансовых расследований с признаками отмывания коррупционных доходов была передана в правоохранительные органы Большая часть финансовых расследований, проведённых Росфинмониторингом в отчётном году, осуществлялась на основании запросов, поступивших из российских правоохранительных органов. При этом наиболее активным продолжало оставаться взаимодействие с МВД России, ФСБ России и ФСКН России.

Кроме того, Росфинмониторингом проводились финансовые расследования и на основании запросов, полученных из иных органов исполнительной власти, а также по заявлениям и обращениям граждан и организаций. Большая часть преступлений, квалифицируемых по ст.ст. 174 и 174-1 УК РФ, выявлена в 2011 году в кредитно- финансовой системе - около 300.

 

В 2011 году с участием и по материалам Росфинмониторинга, переданным в правоохранительные органы, возбуждено более 1,3 тысячи уголовных дел, из которых порядка 150 возбуждено по статьям об отмывании преступных доходов.На рассмотрение судов было передано порядка 350 уголовных дел, при расследовании которых использовалась информация и материалы Росфинмониторинга, примерно по 100 делам действия обвиняемых квалифицированы по статьям об отмывании преступных доходов. Судами вынесено около 200 обвинительных приговоров, из которых около 30 приговоров по легализации.

По итогам работы в 2011 году повысился уровень межведомственного взаимодействия Росфинмониторинга с правоохранительными органами по линии ПФТ, что обеспечило более качественную отработку первичной информации.

Число запросов, поступивших в Службу из правоохранительных органов, при существенном повышении их качества, увеличилось примерно на 35% по сравнению с предыдущим годом. Более чем на 30% возросло количество проведённых финансовых расследований по линии ПФТ. Так, в 2011 году проведено свыше 3 тысяч финансовых расследований, из них 450 инициативных. В правоохранительные органы передано для проведения оперативной проверки около 2,5 тысячи материалов

В 2011 году выпущены и доведены до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, семь редакций Перечня. В 40-ю редакцию Перечня (14.12.2011) в международном разделе включены 106 организаций и 394 физических лица (в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН), в российском разделе - 48 террористических и экстремистских организаций, деятельность которых на территории России запрещена по решению Верховного Суда Российской Федерации и в отношении которых судом приняты решения о ликвидации или запрете их деятельности, и 2382 физических лица, в отношении которых возбуждены уголовные дела по статьям УК РФ экстремистской направленности и террористического характера или приняты решения судов, вступившие в законную силу о признании их виновными в совершении указанных преступлений.

Исключено из Перечня: 31 физическое лицо (в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН), 2 организации, деятельность которых ранее на территории России была запрещена по решению Верховного Суда Российской Федерации, а также 438 физических лиц в связи с прекращением уголовного преследования по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, а также погашением либо снятием судимости

 

 

Росфинмониторинг, в свою очередь, ежедневно отдает материалы в Банк России об исполнении российскими банками требований законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма, в т. ч. в части представления сведений о подлежащих контролю операциях. Для осуществления бесперебойной передачи информации в электронном виде между Банком России и Росфинмониторингом в Москве были организованы оптиковолоконный и резервный каналы связи.

Т.о. государственный контроль за операциями с денежными средствами и иным имуществом необходим для осуществления мер по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, которые являются необходимым условием функционирования преступности в сфере экономики. Легализованные преступные доходы образуют финансовую базу для организованной преступности и коррупции, а также зачастую являются основным источником финансирования экстремистских групп. Развивающаяся на этой основе криминальная экономическая система подрывает финансовую стабильность государства, позволяет организованной преступности устанавливать контроль над экономикой страны. Таким образом, данное явление можно рассматривать как угрозу экономической и, даже шире, национальной безопасности государства.

 


 

2011 год

 

 

 

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: