double arrow

Этап. Разработка территориальная схема обращения с отходами

2

Территориальная схема обращения с отходами — это описание системы организации и осуществления на территории субъекта РФ деятельности по обращению с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, как существующей так и перспективной. То есть т ерриториальная схема отражает существующее состояние сферы обращения с ТКО, а также перспективы ее развития с альтернативными вариантами до 2026 г.

В Территориальной схеме содержится информация об источниках образования отходов, количестве и местах накопления отходов; объектах по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, определяется схема потоков отходов от мест их образования до объектов обращения (сортировочных комплексов, перегрузочных станций, полигонов).

Территориальная схема обращения с отходами Челябинской области согласована с Федеральной службой Росприроднадзора и Управлением Росприроднадзора по Челябинской области. Приказ Министерства экологии Челябинской области «Об утверждении Территориальной схемы» от 22.09.2016 г. № 844.

Также разработана электронная модель территориальной схемы.

Территориальная схема и ее электронная модель размещены на официальном сайте Министерства экологии Челябинской области.. Сегодняшняя наша тер. схема – это лишь база для дальнейшей работы. Мы убеждены, что схема должна быть живой – она должна постоянно актуализироваться и дополняться.

В ходе разработки тер.схемы проведены натурные исследования для определения норм накопления и морфологического состава отходов. Для проведения натурных исследований все муниципальные образования Челябинской области были д ифференцированы по экономическим показателям на 5 групп, в каждой группе выбран 1 населенный пункт.

Натурные исследования проведены в г. Челябинск, г. Магнитогорск,

г. Златоуст, с. Долгодеревенское, д. Агаповка, с. Еткуль, г. Озерск. Анализ морфологического состава ТКО Челябинской области показал, что для Челябинской области характерно достаточно высокое содержание стекла и пластика. Содержание ряда морфологических компонентов (пластик, стекло, бумага и картон, цветные и черные металлы, текстиль) делает целесообразным их извлечение в процессе раздельного сбора или сортировки на мусоросортировочных станциях и дальнейшую реализацию в качестве вторичных материалов.

В связи с тем, что при разработке тер. схемы были выполнены натурные исследования только в зимний период года, а законодательством установлено требование о проведении замеров во все сезоны года, в 2017 года запланирована корректировка территориальной схемы с целью проведения натурных замеров норм накопления ТКО в весенний, летний и осенний периоды года. В настоящее время орг а низованы конкурсные процедуры по определению исполнителя работ.

По итогам этих работ будут определены и утверждены годовые нормативы накопления ТКО, необходимые для утверждения тарифов на услугу по обращению с ТКО.

Уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области по утверждению норм накопления ТКО и тарифов является Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области.

Территориальная схема Челябинской области предполагает кластерный подход, поскольку каждая территория уникальна по своим характеристикам — объемам образования ТКО, составу ТКО, логистическим возможностям. Кластерный подход ориентирован на объединение территории небольших городов с крупными административными центрами с целью решения проблемы обращения с ТКО на территории всех муниципальных образований Челябинской области. Таким образом, Челябинская область поделена на 6 кластеров, каждый из которых объединяет несколько муниципалитетов: Челябинский, Магнитогорский, Кыштымский, Карабашский, Саткинский и Усть-Катавский кластеры. В каждом кластере предусмотрены объекты обращения с ТКО — мусороперегрузочные станции, мусоросортировочные комплексы и объекты конечного размещения ТКО, не подлежащих переработке (полигоны ТКО).

Все организации, которые работают в сфере обращения с ТКО добросовестно и вкладывают свои средства, учтены в терсхеме.

В настоящее время на территории области только 5 полигонов включены в государственный реестр объектов размещения отходов — полигоны в городах Кыштым, Трехгорный, деревне Урефты и поселке Полетаево Сосновского района, а также поселке Локомотивный Локомотивного городского округа. Годовое количество ТКО, размещаемых на этих объектах составляет около 100 тыс.тонн. Полигон ТКО в п. Полетаево Сосновского района включен в ГРОРО в феврале 2017 года и размещение на нем отходов до этого времени не осуществлялось. Остаточная емкость всех пяти полигонов составляет около 1 200 тыс. тонн при годовом образовании ТКО Челябинской области 900 тыс.тонн.);

В соответствии с утвержденной территориальной схемой в течение 2017 года должны быть включены в ГРОРО следующие полигоны:

- полигон ТКО в г. Копейске (п. Старокамышинск),

- полигон ТКО в г. Карабаш,

- полигон ТКО в г. Сатка.

Для включения полигона в г. Копейске в ГРОРО в настоящее время выполняются работы по исключению полигона из городской черты.

Информацию Карабашского округа и Саткинского района о ходе работ по включению полигонов в ГРОРО мы заслушаем сегодня.

Таким образом общая суммарная емкость полигонов Челябинской области, включенных в ГРОРО увеличится до 1800 тыс.тонн.

Кроме мероприятий по созданию объектов обращения с отходами, территориальной схемой предусмотрены мероприятия по выводу из эксплуатации и рекультивации санкционированных и несанкционированных свалок. В настоящее время на территории Челябинской области действует более 400 свалок, требующих закрытия и рекультивации.

Первой (как наиболее значимой и проблемной) рекульт и вации подлежит Челябинска городская свалка.

В течение 2017-2018 годов планируется разработать проект рекультивации Челябинской свалки. В настоящее время администрацией Челябинска организованы конкурсные процедуры по определению исполнителя работ на выполнение инженерных изысканий, необходимых для проектирования.

В 2016 году Министерством подана заявка в Минприроды России по включению мероприятия по рекультивации Челябинской свалки в федеральную целевую программу «Охрана окружающей среды на 2012-2020 гг». По результатам рассмотрения заявки, мероприятие по рекультивации свалки включено вошло в государственную программу «Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы» (приоритетный проект «Чистая страна») с объемом финансирования из федерального бюджета на 2019 г. в размере 699,6 млн. рублей.

Создание новых, перспективных объектов обращения с ТКО (мусоросортировочных комплексов, полигонов), предусмотренных территориальной схемой возможно за счет разных источников:

- средства частных инвестиций (как например в настоящее время ведется работа по созданию объектов на территории Магнитогорского кластера, так же планируется посредством заключения концессионного соглашения такую же работу провести на территории Челябинского кластера)

- средства экологического сбора (в форме предоставления субсидии субъекту РФ), поступающие в Федеральный бюджет от уплаты производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств. Средства экологического сбора могут направляться помимо прочих целей и на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документа ции для строительства объектов обращения с отходами, а также непосредственно на строительство и оснащение таких объектов. Хотя, к сожалению, механизм предоставления субсидий субъектам РФ за счет средств экологического сбора не определен.

- средств регионального оператора. Согласно Правилам конкурсного отбора регионального оператора обязательства регоператора по созданию объектов обращения с отходами могут быть оформлены концессионным соглашением, соглашением о государственно-частном партнерстве, соглашением о муниципально-частном партнерстве либо инвестиционным договором, заключенным с органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Эти обязательства по созданию объектов обращения с отходами учитываются при оценке заявок, поданных для участия в конкурсе по отбору регоператора.

Как уже было сказано создание новых объектов обращения с ТКО на территории Магнитогорского и Челябинского кластеров планируется за счет частных инвестиций путем заключения концессионных соглашений.

Концессионное соглашение о создании объектов в Магнитогорском кластере заключено в декабре 2015 года. Срок создания объектов МСК, полигона и 3-х МПС) – 3 года с даты заключения соглашения. В настоящее время ведется проектирование объектов.

В 2017 году планируется объявление конкурса на заключение концессионного соглашения в отношении объектов обращения с ТКО Челябинского кластера. На территории Челябинского кластера планируется создание 5 мусороперегрузочных станций (2 МПС в г. Челябинск, по 1 МПС в г. Троицк, Увельском и Еткульском районах), мусоросортировочный комплекс и межмуниципальный полигон для захоронения «хвостов» сортировки. Земельный участок на территории Сосновского района для размещения сортировочного комплекса и полигона уже сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет.

В Кыштымском кластере увеличение мощностей существующего в

г. Кыштым муниципального полигона планируется за счет частных инвестиций организации, обслуживающей действующий полигон.

В Саткинском и Карабашском кластере полигоны ТКО в г. Сатка и

г. Карабаш построены за счет средств областного бюджета. В настоящее время муниципалитетами проводится работа по включению этих полигонов в ГРОРО.

В Усть-Катавском кластере создание объектов обращения с ТКО возможно за счет инвестиций, либо за счет средств экологического сбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


2

Сейчас читают про: