Роль ООН в урегулировании ИКТ в контексте международной безопасности

Как мы можем видеть, данный вопрос имеет большое значение для Организации Объединенных Наций, ведь использование ИКТ в противоправных целях нарушает принцип соблюдения мира, что противоречит Уставу ООН. Данный вопрос был также рассмотрен в декларации тысячелетия ООН, где члены Организации провозгласили решимость обеспечить использование ИКТ по всему миру.

Следовательно, ООН ставит перед собой задачу сохранять мир и безопасность на международной арене, что возможно только при условии использования ИКТ ради выполнения целей, которые пойдут на благо международному сообществу. Работа ООН над данным вопросом началась еще в далеком 1971 году, когда Генеральная Ассамблея составила свою резолюцию по докладу третьего комитета Генеральной Ассамблеи, по повестке дня: «Свобода информацииправа человека и научно-техническийпрогрессликвидацивсех форм религиознойнетерпимости». Увы, данную резолюцию трудно назвать эффективной, поскольку, она состояла всего лишь из двух пунктов преамбулы и одного пункта оперативной части, в котором была указана необходимость рассмотрения на двадцать седьмой сессии таких пунктов, как: «Свобода информации», «Права человека и научно-технический прогресс, а также ликвидация всех форм религиозной нетерпимости. Следующая резолюция Генеральной Ассамблеи по данному вопросу, принятая по докладу второго комитета Генеральной Ассамблеи, A/RES/31/183, была посвящена вопросу о создании сетей для обмена технической информации, в которой была отмечена высокая роль Экономического и Социального Совета в данном вопросе, которая заключалась в передаче, оценке и технических знаний в данном вопросе, а также подчеркнута важность научно-технических исследований по данному вопросу. Обсуждение данного вопроса продолжилось на 32 сессии Генеральной Ассамблеи, где суть вопроса заключалась в оценивании эффективности и безопасности использования сети для обмена технической безопасности. Итогом работы стала резолюция A/RES/32/178, в которой было указано, что развитые страны должны принять меры для улучшения наличия и качества технической информации, включая передовую технологию. Обсуждение вопроса о достижениях в сфере ИКТ в контексте международной безопасности, по докладу первого комитета Генеральной Ассамблеи началось на ее 53 сессии. В резолюции A/RES/53/70 принятой по итогам сессии, был отмечен значительный прогресс в разработке и внедрении ИКТ, поскольку Генеральная Ассамблея видит в этом широчайшие позитивные возможности для дальнейшего развития цивилизации, расширения возможностей взаимодействия ради общего блага всех государств, увеличения созидательного потенциала человечества и дополнительных глобальных перемен в целях широкого и свободного распространения информации на благо всему мировому сообществу, а также было отмечен тот факт, что международное сотрудничество в данном вопросе пойдет на благо всему мировому сообществу. Также в этой резолюции впервые была выражена озабоченность тем фактом, что ИКТ могут быть использованы в противоправных целях. Следует также заметить, что данная резолюция была призывом для членов ООН к сотрудничеству и предоставлению их мнения по вопросам общей оценки информационной безопасности, определению основных понятий, относящихся к информационной безопасности, а также по разработке международных принципов, которые были бы направлены на укрепление международной безопасности ИКТ и способствовали бы борьбе с информационным терроризмом. После принятия этой резолюции вопросы, связанные с ИКТ рассматриваются на сессиях Генеральной Ассамблеи ежегодно. В резолюции A/RES/54/49 54 сессии Генеральной Ассамблеи было указано, что мнения государств-членов ООН, а также инициатива Секретариата и Института ООН по исследованию проблем разоружения способствовали улучшенному пониманию проблем международной информационной безопасности, связанных с ними понятий и возможных мер ограничения возникающих в этой сфере угроз. Резолюция Генеральной Ассамблеи A/RES/55/28 по сути своей дублировала A/RES/54/49 и, увы, не смогла преподнести международному сообществу каких-либо инновационных решений проблемы. Довольно-таки интересной резолюцией была резолюция A/RES/55/63, по докладу третьего комитета Генеральной Ассамблеи по повестке дня: «Борьба с преступным использованием ИКТ». Данная резолюция подчеркивает, что благами ИКТ могут пользоваться все страны без исключения, а несоответствия в уровне доступа различных государств к ИКТ могут снизить эффективность международного сотрудничества в борьбе с их преступным использованием, подчеркивает роль различных комиссий в решении данной проблемы. Также данная резолюция, является одной из первых резолюций ООН, которая признала, что свободное движение информации способствует экономическому и социальному развитию, развитию образованию и эффективному демократическому управлению. Следует также отметить, что в данной резолюции было указано множество эффективных рекомендаций по решению проблемы преступного использования ИКТ, а также призыв к государствам выполнить данные меры. Также, в данной резолюции, была выделена особая роль т региональных и международных организаций в данном вопросе. Резолюция A/RES/56/19 принятая на 56 сессии Генеральной Ассамблеи также,по сути своей, дублирует предыдущие резолюции по повестке: «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности». Но в отличии от остальных, вэтой резолюции Генеральная Ассамблея активно призывает государства-члены ООН рассматривать вопросы, связанные с безопасностью ИКТ, из необходимости сохранить свободный поток информации, и предлагает рассматривать меры по ограничению угроз, а также считает,что целям таких мер соответствовало бы изучение соответствующих международных концепций, которые были бы направлены на укрепление безопасности глобальных информационных и телекоммуникационных систем. Также данная резолюция просит Генерального секретаря рассмотреть существующие и потенциальные угрозы в сфере ИКТ. В резолюции 56/121 Генеральная Ассамблея особо отметила работу международных и региональных организаций в борьбе с высокотехнологичной преступностью, включая работу Совета Европы по разработке конвенции о кибернетической преступности. В этой области Организация Объединенных Наций и другие организации проводили активную деятельность. В число организаций системы Организации Объединенных Наций, которые в первую очередь занимаются проблемой использования Интернета в преступных целях, входят Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, Комиссия Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности, Конгресс Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международный союз электросвязи и другие. Достаточно интересной, была резолюция A/RES/56/258, которая была посвящена использованию ИКТ в целях развития. В данной резолюции Генеральная Ассамблея признала, что информационно-коммуникационные технологии входят в число решающих факторов формирования глобальной экономики, основанной на знаниях, ускорения роста, повышения конкурентоспособности, содействия устойчивому развитию, искоренения нищеты и содействия эффективной интеграции всех стран в глобальную экономику, и также признала, что революция в области информационно-коммуникационных технологий открывает возможности и порождает проблемы, и что существует насущная необходимость заняться устранением крупных препятствий, мешающих участию развивающихся стран в этой революции, таких, как отсутствие инфраструктуры, возможностей для получения образования и создания собственного потенциала, инвестиций и соответствующих связей. Также, данная резолюция приветствует создание Целевой группы по ИКТ и является убежденной в том, что данная группа будет играть важную роль в деле использования потенциала информационно-коммуникационных технологий для достижения согласованных на международном уровне целей развития. Далее было принято множество резолюций, которые по сути своей дублировали друг друга, но также были и достаточно важные резолюции, на которых следует остановиться. Первая из них – это резолюция 57/239, в которой Генеральная Ассамблея подтвердила необходимость создания глобальной культуры кибербезопасности, признала ответственность правительств за обеспечение понимания всеми элементами общества их роли и ответственности в отношении кибербезопасности и указала взаимодополняющие элементы, которые все участники информационного общества должны учитывать. Достаточно интересной также была резолюция 58/199, в которой Генеральная Ассамблея уделила внимание мерам, которые государства-члены должны рассматривать в рамках своих усилий по созданию глобальной культуры кибербезопасности и защите жизненно важной информационной инфраструктуры. Они также могут рассматриваться как комплекс норм, которым правительства должны следовать, и они составляют важную основу и являются необходимым условием для содействия международному сотрудничеству в области сокращения рисков. В резолюции 64/211 Генеральная Ассамблея предложила всем государствам-членам провести детальный обзор предпринятых ими к настоящему времени национальных усилий по обеспечению кибербезопасности в вышеуказанных и других областях, используя для этого содержащийся в приложении к резолюции инструмент самооценки, и поделиться примерами успешных мер и действий, которые могли бы помочь другим государствам-членам в их усилиях.Остальные же резолюции Генеральной Ассамблеи по данному вопросу, в период с 2002 по 2011 год не несли в себе новых методов решения данной проблемы, и в целом дублировали друг друга. Также следует отметить, что в Генеральной Ассамблее функционирует комитет по информации, который также предоставляет свои доклады Генеральной Ассамблее.

Заключение

Необходимо еще раз подчеркнуть, что вопрос информационной безопасности до конца не урегулирован и нуждается во внимании и активных действиях. Несмотря на множество резолюций и докладов по данному вопросу, проблема до сих пор остается как на национальном, так и на международном уровне. Существует множество угроз информационно-коммуникационной безопасности в виде субъектов, таких как преступники, государства, использующие ИКТ, как инструмент ведения войны, кибертеррористы, а также посредники, осуществляющие вредоносную сетевую деятельность от имени других. Такие вызовы требуют, чтобы национальные правительства взяли на себя подготовку и осуществление внутренних мер по разработке и развертыванию надежных и многоуровневых систем защиты информационно-коммуникационной инфраструктуры, независимо от источника угрозы. В то же время сложный транснациональный характер этих угроз требует международного сотрудничества в реализации стратегий по устранению рисков на глобальной основе. Перед государствами-членами стоят задачи по ликвидации проблемы на двух уровнях: национальном и международном. Обеспечение безопасности национальной информационной инфраструктуры представляет собой задачу, которую правительства должны осуществлять на национальном уровне в координации с соответствующими заинтересованными представителями гражданского общества. В то же время национальные усилия должны подкрепляться международным сотрудничеством в реализации стратегий, направленных на решение проблем, связанных с транснациональным характером различных угроз сетевым информационным системам. Эти усилия должны включать в себя сотрудничество в деле ликвидации и смягчения последствий инцидентов и принятия ответных мер; проведение транснационального уголовного расследования и судебное преследование виновных; представление технических рекомендаций по улучшению надежности кибернетической инфраструктуры; и утверждение применяемых на международном уровне норм поведения, подкрепленных мерами укрепления доверия, направленными на повышение стабильности и уменьшение риска ошибочного восприятия.

Следует понимать, что это не будет легкой задачей, поскольку, в отличии от оружия разрушительные средства информационно-коммуникационных технологий скрыты и невидимы. Их использование может проходить через цепочку нескольких стран, при этом сложно идентифицировать нарушителя и его спонсоров. Все чаще негосударственные субъекты создают потенциал, позволяющий государствам и негосударственным субъектам осуществлять разрушительные действия в киберпространстве с использованием посредников. Эти свойства делают традиционные стратегии, такие как меры, аналогичные применяемым в процессе контроля за вооружениями, неэффективными в противодействии создателям угроз или их сдерживании. В этой связи для уменьшения рисков необходимы неординарные новые подходы. Несмотря на сложность этой задачи, государства-члены должны объединить усилия в реализации этой общей цели сохранения и расширения вклада, который информационные технологии вносят в обеспечение их безопасности и целостности.

Источники

1. www.un.org – официальный сайт Организации Объединенных Наций.

2. www.un.org./ru/ga - раздел, посвященный Генеральной Ассамблее ООН на сайте ООН.

3. http://www.un.org/disarmament/HomePage/ODAPublications/DisarmamentStudySeries/PDF/DSS_33_Russian.pdf – исследование: «Достижения в сфере информационных и телекоммуникационных технологий в контексте международной безопасности»

4. http://www.un.org/ru/ga/coi - комитет Генеральной Ассамблеи по вопросам информации.

5. http://www.un.org/ru/development/ict/sgrep.shtml - доклады и записки Генерального Секретаря по вопросам информационно-телекоммуникационных технологий.

6. http://www.un.org/ru/development/ict/res.shtml - резолюции ООН по вопросам ИКТ.

7. http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N11/416/93/PDF/N1141693.pdf?OpenElement – доклад Генерального Секретаря по повестке дня: «Достижения в сфере информатизации и телекоммуникаций в контексте международной безопасности»

8. http://www.intertrends.ru/thirteen/003.html - статья: «Политико-правовые основания глобальной информационной безопасности», журнал «Международные процессы»

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: