double arrow

Типичные нарушения в сфере защиты конкуренции и технологического присоединения к сетям энергоснабжения

1

ДОКЛАД

ПО ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ

Алтайского республиканского УФАС России

Статистика выявления и пресечения нарушений Закона о защите конкуренции, Закона о рекламе.

За 2016 год (1 полугодие 2017 года) Алтайским республиканским УФАС России рассмотрено 7 дел по нарушению антимонопольного законодательства, что на 39 дел меньше, чем в 2015 году. Проведено 11 проверок на предмет соблюдения антимонопольного законодательства (из них 7 плановых, 4 внеплановых). В 2015 году было проведено 12 проверок (7 плановых, 5 внеплановых).

По нарушению рекламного законодательства в 2016 году (1 полугодие 2017 года) возбуждено 28 дел, в 2015 году 22 дела. Проведено 3 плановых проверки на предмет соблюдения рекламного законодательства. В 2015 году проведено 2 плановых проверки.

В отчетном периоде (2016, 1 полугодие 2017 года) выдано 48 предупреждений. В 2015 году выдано 6 предупреждений.

Типичные нарушения в сфере защиты конкуренции и технологического присоединения к сетям энергоснабжения

 

1. Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения регулируется договором технологического присоединения, мероприятия прописаны в технических условиях.В ходе проведения проверки газораспределительной организации УФАС по РА было установлено нарушение Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения.Нарушение Правил выразилось в следующих действиях газораспределительной организации:- не указание в технических условиях информации об обязательствах потребителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа;- включение в технические условия требований о заключении договора на аварийно-диспетчерское, техническое обслуживание и ремонт объекта газоснабжения, выполнения исполнительной топографической съемки газопровода, учета затрат на присоединение (врезку) к действующему газопроводу, пусконаладочные работы и первичный пуск газа в процессе технологического присоединения;- предъявление дополнительных требований о необходимости заявителям предварительно согласовывать проект (раздел) защиты от коррозии с отделом газораспределительной организации при выполнении технических условий;

- нарушение порядка оплаты за технологическое присоединение, в части сокращения сроков оплаты за технологическое присоединение на 120 дней.

Вышеуказанные нарушения Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения подпадают под действие Закона о защите конкуренции.2. В ходе проведения проверки организации водопроводно-канализационного хозяйства установлен факт предъявления потребителям не предусмотренных законодательством требований в технических условиях, что указывает на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Правила холодного водоснабжения и водоотведения содержат исчерпывающий перечень информации, которая должна быть указана в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.

Организацией водопроводно-канализационного хозяйства не соблюдены требования, предусмотренные Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, в части:

- отсутствия приложений, регламентирующих (конкретизирующих) режим подачи (потребления) холодной воды, показателей качества холодной воды к договорам холодного водоснабжения;

- отсутствия в договорах холодного водоснабжения и водоотведения существенных условий, что ставит определенных хозяйствующих субъектов в неравное положение (в худшие условия) по сравнению с другими хозяйствующими субъектами (абонентами), так как общество не включало в заключенные с данными лицами договоры условия, которые включались обществом в договоры с иными хозяйствующими субъектами (абонентами), пользующимися услугами общества.

3. В ходе проведения проверки организации коммунального комплекса установлен факт несоблюдения Правил холодного водоснабжения и водоотведения.

Несоблюдение Правил холодного водоснабжения и водоотведения носит признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Организация коммунального комплекса не указала в договорах на оказание услуг по водоснабжению, заключенного с хозяйствующими субъектами, существенных условий договора холодного водоснабжения: предмета договора, режима подачи (потребления) холодной воды (гарантированный объем подачи холодной воды, в том числе на нужды пожаротушения, гарантированный уровень давления холодной воды), определяемый в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения (водопроводным сетям); сроки осуществления подачи холодной воды; качества холодной (питьевой и (или) технической) воды; порядка контроля качества питьевой воды; условий временного прекращения или ограничения подачи холодной (питьевой и (или) технической) воды; границ эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства, в том числе приложений к договорам, регламентирующих (конкретизирующих) режим подачи (потребления) холодной воды (определяет гарантированный объем подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления холодной воды в централизованной системе водоснабжения в месте присоединения) и показатели качества холодной воды.

Отсутствие существенных условий договора холодного водоснабжения, в том числе приложений, регламентирующих (конкретизирующих) режим подачи (потребления) холодной воды, показатели качества холодной воды, лишает возможности индивидуальных предпринимателей отслеживать сроки, режим подачи холодной воды, предъявлять претензии предприятию по ненадлежащему качеству холодной воды, определять причины и время временного прекращения или ограничения подачи холодной воды, определять границы эксплуатационной ответственности по водопроводным сетям.

4. В ходе проведения проверки сетевой организации установлен факт несоблюдения Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям.

Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, определяют порядок и процедуру технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, а также требования к выдаче технических условий.

Правилами установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению объектов потребителей (физических лиц и индивидуальных предпринимателей с максимальной мощностью до 15 кВт и до 150 кВт) в течение 6 месяцев со дня заключения договора о технологическом присоединении.

Сетевая организация должна выполнить возложенные на нее мероприятия до границ участка потребителя в течение 6 месяцев со дня заключения договора.

Сетевой организацией превышен срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям, чем ущемляются интересы потребителей в части несвоевременного технологического присоединения объекта к электрическим сетям.

Кроме того, сетевая организация предъявляла потребителям требование о заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.

Правила технологического присоединения не предусматривает включение в технические условия требований по заключению потребителем договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком (энергосбытовой организацией).

5. В 2017 году наиболее часто встречающимся нарушением, квалифицируемом как «недобросовестная конкуренция», является нарушение положений Федерального закона от 24.11.1996г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Признаки нарушения статьи 14.8 Закона о защите конкуренции во всех случаях выражались в осуществлении деятельности по формированию и продвижению туристского продукта (организация и проведение многодневных туров и походов) при отсутствии сведений о данном хозяйствующем субъекте в Едином федеральном реестре туроператоров, предусмотренном ст. 4.2 Закона об основах туристской деятельности, что способствует необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке туристских услуг Республики Алтай, вследствие чего, может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам в виде недополученной прибыли, которую они могли бы получить в условиях добросовестной конкуренции.

Нарушителями, в рассматриваемых случаях, в основном выступают индивидуальные предприниматели.

Типичными нарушениями в данном случае являются осуществление деятельности в качестве туристического оператора в отсутствие внесенных данных в ЕФРТ (ИП не могут быть туроператорами в силу действующего законодательства), отсутствие информации о поставщике услуг (туроператоре) на сайте в сети «Интернет» как о туроператоре, так и о турагенте.

 

В ходе проведения плановых выездных проверок в отношении Администраций МО Республики Алтай.

По результатам проведения проверок были выявлены признаки нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Данные нарушения можно назвать «типичными» для органов местного самоуправления.

1. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты тепло-, газо- и энергоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, объекты, на которых осуществляются обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социального обслуживания населения.

Передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, объектами теплоснабжения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, может осуществляться исключительно на основании договоров аренды (в случае, если срок с момента ввода в эксплуатацию не превышает 5 лет) или концессионных соглашений (срок с момента ввода в эксплуатацию превышает 5 лет). Закрепление указанных систем и (или) объектов за унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, права владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на праве хозяйственного ведения за унитарными предприятиями закрепляться не могут.

Кроме того, указанные объекты не могут быть переданы в порядке статей 19-20 Закона о защите конкуренции по государственной или муниципальной преференции.

В нарушение требований вышеперечисленных федеральных законов Администрациями МО Республики Алтай были переданы в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия и безвозмездное пользование объекты, необходимые для организации тепло-, водоснабжения и водоотведения.

Согласно нормам Федерального закона от 21.07.2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», концессионное соглашение заключается только по итогам открытого/закрытого конкурса.

Таким образом, в действиях органов местного самоуправления по передаче в хозяйственное ведение и безвозмездное пользование объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящихся в муниципальной собственности, установлены нарушения ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции, так как непроведение обязательных публичных процедур на право заключения договора аренды или концессионного соглашения поставило данные хозяйствующие субъекты в преимущественное положение перед другими участниками рынка, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке предоставления услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

УФАС по РА были выданы предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем изъятия объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения в Казну муниципального образования.

2. Второе «типичное» нарушение допускается Администрациями в сфере размещения рекламных конструкций.

В соответствии с действующим рекламным законодательством Российской Федерации орган местного самоуправления обязан выдавать предписания о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции с указанием срока исполнения (статья 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»).

Если в установленный срок собственник или иной законный владелец недвижимого имущества, к которому была присоединена рекламная конструкция не выполнил данного предписания либо если собственник или иной законный владелец данного недвижимого имущества неизвестен, демонтаж рекламной конструкции, ее хранение или в необходимых случаях уничтожение осуществляется за счет средств местного бюджета.

В ходе проведения плановых проверок было установлено, что Администрациями выдаются предписания о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкций, вместе с тем не отслеживается их исполнение.

Таким образом, не надлежащий контроль за самовольно установленными рекламными конструкциями со стороны Администраций привел к тому, что владельцы таких рекламных конструкций получали преимущества при осуществлении своей предпринимательской деятельности, что было квалифицировано Управлением как признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Администрации, в деятельности которых были установлены такие факты бездействия, были предупреждены о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства.

3. Актуальными на сегодняшний день являются нарушения Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В соответствии с нормами данного Закона, свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок, если данное свидетельство предназначено для осуществления регулярных перевозок по новому маршруту, за исключением маршрута, установленного в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

Управлением установлено, что локальными нормативными актами установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок не предусмотрено проведение открытых конкурсов, в связи с чем предпринимателям выдавались свидетельства и карты маршрутов без проведения публичных процедур.

Стоит отметить, что Администрациями объяснялось это тем, что фактически маршруты не являлись новыми, так как предприниматели обслуживали данные маршруты ранее.

Управлением не были приняты во внимание указанные пояснения, так как в понимании Закона об организации регулярных перевозок новыми считаются маршруты, в отношении которых принято решение об установлении маршрута, информация занесена в соответствующий Реестр маршрутов.

Таким образом, Управление пришло к выводу, что действия органов местного самоуправления по выдаче свидетельств и карт маршрутов муниципальных перевозок без проведения открытых конкурсов противоречит положениям Закона об организации регулярных перевозок.

4. Кроме изложенного, необходимо отметить ошибки при применении органами власти пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

Данная норма Закона предусматривает передачу на основании договора прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев. Кроме того, отдельно указано, что предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается.

В деятельности органов местного самоуправления УФАС по РА выявлены факты передачи муниципального имущества одному и тому же лицу по разным договорам, предусматривающим переход прав владения и пользования, заключенным сроком на 30 календарных дней в течение полугода (шесть последовательных месяцев).

Данные действия УФАС по РА рассматривает как признаки нарушения антимонопольного законодательства в связи с тем, что действительным считается договор, предусматривающий переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенный на основании п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции, на срок равный 30 календарным дням. Превышение данного срока, равно как и заключение последующих договоров с данным лицом в течение шести последовательных календарных месяцев, является неправомерным (последующие договоры являются ничтожными).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  


1

Сейчас читают про: