Типичные нарушения в сфере рекламного законодательства

Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В ходе проведенных проверок печатных изданий на предмет соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» выявлены следующие типичные нарушения указанного Закона:

1. В соответствии с рекламным законодательством размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой «реклама» или пометкой «на правах рекламы». Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более чем сорок процентов объема одного номера периодических печатных изданий.

В нарушение указанных требований в печатных изданиях проверяемых хозяйствующих субъектов отсутствует такая пометка к рекламной информации.

2. В соответствии с рекламным законодательством реклама лекарственных препаратов, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

В нарушение указанных требований в печатных изданиях проверяемых хозяйствующих субъектов отсутствуют предупреждения о необходимости консультации у специалиста, о наличии противопоказаний к их применению и использованию (при рекламировании лекарственных препаратов или медицинских услуг).

3. В соответствии с рекламным законодательством при рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Продажа товаров дистанционным способом – это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Самым распространенным нарушением рекламного законодательства в печатных изданиях является нарушение именно указанной нормы закона, а именно, в тексте рекламы отсутствуют наименование продавца, сведения о месте нахождения и государственные регистрационные номера записи о создании юридического лица либо фамилия, имя, отчество, основные государственные регистрационные номера записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (например: продажа дров, угля, строительных материалов).

4. Одним из типичных нарушений рекламного законодательства является распространение рекламы (наружной и в печатных изданиях) о выдаче денежных средств под материнский капитал, строительство жилья, покупки жилья.

Законом о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В тексте рекламы о выдаче денежных средств под материнский капитал, строительство жилья, покупки жилья отсутствует указание на вид финансовой услуги. Вместе с тем, под «выдачей денежных средств» имеется в виду займ. Следовательно, неуказание вида финансовой услуги – займа, может приводить к искажению смысла рекламируемой услуги.

В соответствии с Законом о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лиц, оказывающего эти услуги (для юридического лица – наименование, для индивидуального предпринимателя – фамилию, имя, отечество). При таких обстоятельствах, отсутствие в распространяемой рекламе указания на вид финансовой услуги – займа, наименования лица, оказывающего данную услугу, свидетельствует о ее несоответствии требованиям, установленным Законом о рекламе.

5. Законом о рекламе установлено, что не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений (например обучение вождению).

Управлением установлены неоднократные случаи распространения рекламной информации без получения соответствующих лицензий, что противоречит Закону о рекламе.

6. Законом о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки в случае осуществления рассылки по его инициативе или оператор подвижной радиотелефонной связи в случае осуществления рассылки по инициативе оператора подвижной радиотелефонной связи не докажет, что такое согласие было получено.

Нарушение указанной нормы закона является одним из самых распространенных (SPAM).

7. Хозяйствующим субъектом, оказывающим услуги в сфере гостиничного бизнеса, распространялась в сети Интернет реклама и информация нерекламного характера о соответствии корпусов категориям «четыре звезды» и «пять звезд».

Законом о техническом регулировании установлено, что объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном указанным законом, не могут быть маркированы знаком соответствия. Позиционирование гостиничных услуг эко-курорта, как тождественных категории «четыре звезды» и «пять звезд» противоречит требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, способствует необоснованному перераспределению потребительского спроса на рынке гостиничных услуг Республики Алтай, вследствие чего, может причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам, в виде недополученной прибыли, которую они могли бы получить в условиях добросовестной конкуренции.

Таким образом, действия хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в сфере гостиничного бизнеса, связанные с введением в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара (гостиничных услуг эко-курорта) посредством распространения в сети Интернет рекламы и информации нерекламного характера о соответствии корпусов гостиничного комплекса категориям «четыре звезды» и «пять звезд» являются нарушением п. 1 ст. 14.2 Закона «О защите конкуренции». УФАС по РА выдано предупреждениео необходимости прекращения указанных действий.

Выданное предупреждение исполнено в установленный срок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: