В сфере законодательства о контрактной системе

 

За текущий период 2017 года в соответствии с законодательством о контрактной системе в УФАС по РА поступило 99 жалоб на действия (бездействие) заказчика, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (за аналогичный период 2016 г. – 87). Необоснованной признана 21 жалоба. Количество обоснованных жалоб составило 49, в результате их рассмотрения государственным и муниципальным заказчикам Управление выдало 22 предписания. Все они исполнены.

Из 99 поступивших жалоб: 14 – отозваны, 15 – возвращены заявителям.

Проведено 2 плановых проверки осуществления закупок, по результатам которых выявлено 16 закупок, осуществленных с нарушением требований Закона о контрактной системе.

В рассматриваемом периоде УФАС по РА в реестр недобросовестных поставщиков включило сведения о 8 участниках закупки, с которыми контракты расторгнуты в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта либо в связи уклонением участника от заключения контракта.

Основные нарушения в действиях Заказчика:

1. Указание в Аукционной документации ГОСТов, утративших силу.

2. Установление в документации требований к товару, не соответствующих законодательству о контрактной системе (отсутствие надлежащей инструкции по заполнению заявки).

3. Установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки (установление излишних требований к материалам (товарам), используемым при выполнении работ).

4. Указание характеристик товара с нарушением ГОСТ.

5. Нарушение требований к содержанию второй части заявки (заказчиком не предусмотрено декларирование п. 7.1. ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).

6. Нарушения, связанные с неверным определением размеров штрафа, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» и не указание в проекте контракта всех возможных значений штрафов.

7. Установление излишних требований к участникам закупки, установление требования о необходимости предоставления лицензии в аукционной документации в случае отсутствия в аукционной документации работ, для выполнения которых необходима лицензия.

8. Установление излишних требования к участникам закупки (предоставление копии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией при проведении текущего ремонта, установление дополнительных требований по постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям»).

Основные нарушения в действиях Комиссии:

1. Неправомерное отклонение первой части заявки в связи с неуказанием показателей выполняемых работ, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено указание в заявке характеристик работ, а предусмотрено указание согласия на их выполнение.

2. Неправомерное признание заявок несоответствующими требованиям документации об аукционе на основании постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в случае когда указанное постановление не должно применяться (отсутствие двух заявок которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, и которые не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Закона о защите конкуренции);

3. Неправомерное признание заявок ИП не соответствующими требованиям документации об аукционе в связи с непредоставлением декларации о том, что участник соответствует п. 7.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе – непривлечение к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ, поскольку по указанной статье ИП не могут быть привлечены к административной ответственности.

4. Неуказание в протоколе рассмотрения заявок положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе, положений заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об аукционе

К числу наиболее типичных и часто встречающихся нарушений законодательства о контрактной системе относятся следующие неправомерные действия заказчиков выражающихся в необъективном описании объекта закупки.

В соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе заказчики обязаны описать в документации о закупке предмет контракта (т.е. закупаемые товары, работы и услуги) объективно, что означает использование при таком описании исключительно тех показателей таких товаров, работ и услуг, которые соответствуют действительным потребностям заказчика, не содержат излишних, некорректных, нестандартных и необоснованных требований, и не имеют своей целью устранение конкуренции при проведении торгов и заключение контракта с «нужным» поставщиком.

Вместе с тем нередко заказчики невольно или намеренно не соблюдают установленные законом правила описания объекта закупки, например:

1 ) допускают очевидные несоответствия установленных характеристик стройматериалов (песка, битума и т.д.) требованиям действующих государственных стандартов.

Пример: Установленное государственным заказчиком максимальное значение показателя «Потеря массы при распаде щебня фракции 1 в составе смеси» (5 %) при требуемой марки щебня по дробимости (1000) не соответствовало положениям ГОСТ 8267-93 (3 %), то есть заказчик допустил возможность поставки компонента асфальтобетонной смеси с характеристиками хуже, чем установлены Госстандартом.

2) требование о подробном описании в заявке химического состава и (или) компонентов товара, и (или) показателей технологии производства, испытаний товара, и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства.

Пример: Документацией об электронном аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе заявок, помимо конкретных показателей товара (материала) - песка, используемого при выполнении работ (например, класс, цвет песка, крупность зерен и т.д.), также его химического состава (содержание в песке пород и минералов, относимых к вредным компонентам и примесям и пр.).

Указанные требования заказчика приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при оформлении заявки иметь в наличии товар (материал), предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений относительно его химического состава.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 письма ФАС России № ИА/44536/16 от 01.07.2016, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

В качестве мер, направленных на недопущение подобных нарушений в практике осуществления закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, УФАС по РА рекомендует заказчикам руководствоваться в своей деятельности следующими подходами:

- недопущение указания в документации о закупке требований к товарам, работам и услугам, не основанных на потребностях заказчика либо не соответствующих таким потребностям, а также излишних требований, не связанных с вопросами качества товаров и результативности выполняемых работ (оказываемых услуг);

- установление в документации на выполнение работ по строительству и ремонту минимального числа только наиболее важных, существенных для выполнения работ показателей строительных материалов, которые в действительности будут проверяться при приемке работ;

- неукоснительное соблюдение положений письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», в котором даны подробные указания относительно правил описания объекта закупки.

Практика выявления и пресечения нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках)

 

За текущий период 2017 года УФАС по РА:

- рассмотрено по существу 2 жалобы участников закупки (обе признаны обоснованными), в действиях заказчика выявлено 4 нарушения Закона о закупках, выдано 2 предписания об устранении таких нарушений.

Существенной особенностью осуществления контрольных полномочий в указанной сфере является то обстоятельство, что в соответствии с действующим законодательством антимонопольные органы не наделены правом проведения плановых или внеплановых проверок соблюдения требований Закон о закупках при осуществлении заказчиками закупочной деятельности.

Контроль в отношении действий заказчика при закупке товаров, работ, услуг в рамках Закона о закупках осуществляется путем подачи жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закон о защите конкуренции в случаях, указанных в части 10 статьи 3 Закона о закупках, а в иных случаях путем подачи заявления о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339.

При этом сложившаяся практика арбитражных судов по вопросам применения Закона о закупках (в особенности недавнее определение Верховного Суда РФ от 11.04.2017 по делу N 304-КГ16-17592, А27-24989/2015) фактически лишает антимонопольные органы возможности по рассмотрению жалоб, в которых отсутствуют указания на нарушения, предусмотренные части 10 статьи 3 Закона о закупках, а именно:

1) неразмещение в единой информационной системе положения о закупке, информации о закупке или нарушение сроков такого размещения;

2) предъявление к участникам закупки требований о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

3) осуществление заказчиками закупки в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Закона о контрактной системе;

4) неразмещение или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, участник закупки в рамках оперативной процедуры, предусмотренной статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, не может обжаловать в антимонопольный орган действия заказчика и членов закупочной комиссии, не связанные с вышеуказанными нарушениями Закона о закупках (например, незаконный отказ в допуске к участию в закупке, необъективное описание объекта закупки, предъявление незаконных требований к участникам и к содержанию их заявок и т.д.).

Соответственно, УФАС по РА не может не учитывать вышеуказанные обстоятельства в своей правоприменительной практике, и вынуждено отказывать в принятии таких жалоб в рамках статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, рассматривая их как заявления о нарушении антимонопольного законодательства, что, конечно, лишает осуществляемые контрольные мероприятия оперативности и эффективности, хотя бы по причине того, что при рассмотрении заявления (в отличие жалобы) антимонопольный орган не вправе на период разбирательства приостановить проведение закупки и заключение договора по ее итогам.

Учитывая изложенное, по мнению УФАС по РА, если участники закупки желают чтобы их жалобы были рассмотрены максимально оперативно и своевременно, т.е. в соответствии со статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, то им следует придерживаться следующих правил оформления жалобы, подаваемой в рамках Закона о закупках:

- если обжалуемые действия заказчика или членов его закупочной комиссии связаны с осуществлением отбора участников или ограничением количества участников (необоснованный допуск к участию в закупке, необоснованный отказ в допуске, нарушение порядка определения победителя, предъявление незаконных требований), то в жалобе должно быть указано, что данные действия представляют собой нарушение, предусмотренное пунктом 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках;

- если обжалуемые действия заказчика или членов его закупочной комиссии связаны с неполнотой, необъективностью и непрозрачностью извещения, документации о закупке, протоколов рассмотрения и оценки заявок, то в жалобе должно быть указано, что данные действия представляют собой нарушение, предусмотренное пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: