Государственная социальная помощь малоимущим семьям

Согласно подпункту 24 части второй статьи 26.3 Федерального закона
от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ, решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, в том числе семей с детьми, а также малоимущих граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации оказывают социальную помощь малоимущим гражданам с учетом среднедушевого дохода семьи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Малоимущим гражданам социальная помощь предоставляется в виде денежных выплат и натуральной помощи.

По данным Росстата, в 2016 году численность малоимущих граждан, получавших регулярную денежную выплату, увеличилась и составила
1 840,4 тыс. человек (2015 г. – 1 731,7 тыс. человек; 2014 г. – 1 646,2 тыс. человек), единовременную денежную выплату – 1 337,7 тыс. человек (2015 г. – 1 286,1 тыс. человек; 2014 г. – 1 272,6 тыс. человек). Средний размер регулярной денежной выплаты малоимущим гражданам в 2016 году увеличился и составил 1 682 рубля (2015 г. – 679 рублей; 2014 г. – 849 рублей) в месяц на одного члена малоимущей семьи, а средний размер единовременной денежной выплаты уменьшился и составил 3 074 рубля (2015 г. – 3 141 рубль на одного члена малоимущей семьи; 2014 г. – 3 159 рублей).

В соответствии со статьей 159 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданам с низкими доходами предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Число семей, получивших субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в 2016 году увеличилось до 3,38 млн. (2015 г. – 3,35 млн. семей; 2014 г. – 3,39 млн. семей). Среднемесячный размер субсидии на семью в 2016 году вырос и достиг 1 372 рублей (2015 г. – 1 241 рубль, 2014 г. –
1 157 рублей).

В регионах расширяется практика применения государственной социальной помощи на основании социального контракта, стимулирующей малоимущих граждан к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации.

В 2016 году в целом по Российской Федерации с гражданами было заключено 65,4 тыс. социальных контрактов, что на 38,6% больше, чем в 2015 году. С малообеспеченными семьями, имеющими детей в возрасте до 16 лет, заключено 47 тыс. социальных контрактов, что составило 71,8% от общего числа социальных контрактов в целом по Российской Федерации (2015 г. – 34,7 тыс. или 73,8% числа социальных контрактов).

В 2016 году с учетом всех членов семей с детьми социальным контрактом было охвачено 230,7 тыс. человек, что в 1,6 раза больше аналогичного показателя 2015 года. Наиболее высокий охват малообеспеченных граждан социальным контрактом отмечается в следующих субъектах Российской Федерации: в Республике Бурятия, Кировской и Пензенской областях – 100%, Курганской области – 93,4%, Республике Тыва – 74,7%.

Средний размер единовременной денежной выплаты получателям помощи в рамках социального контракта по субъектам Российской Федерации составил 35 тыс. рублей.

В ряде регионов средний размер единовременной выплаты существенно выше: в Сахалинской области – 185,2 тыс. рублей, Республике Саха (Якутия) – 148,3 тыс. рублей, Краснодарском крае – 82,8 тыс. рублей, Республике Крым – 76,3 тыс. рублей, Калининградской области – 71,4 тыс. рублей, Тверской области – 70,9 тыс. рублей, Республике Карелия – 64,1 тыс. рублей.

В рамках социального контракта в 2016 году 74,7 тыс. человек из малообеспеченных семей с детьми вели личное подсобное хозяйство, 30,8 тыс. человек получили социальные услуги, 3,8 тыс. человек органами службы занятости населения оказано содействие в поиске работы, 1,8 тыс. семей занимались индивидуальной трудовой деятельностью, 0,7 тыс. человек прошли профессиональное обучение.

Среди регионов, в которых наибольшее число семей занимается в рамках социального контракта личным подсобным хозяйством, Республики Башкортостан, Тыва, Хабаровский край, Астраханская, Оренбургская, Новосибирская области, Ханты-Мансийский автономный округ.

Данная технология является эффективной формой социальной поддержки малоимущих семей.

Среднедушевой доход получателей помощи из числа малообеспеченных семей с детьми по окончании социального контракта в целом по Российской Федерации в 2016 году увеличился в 1,4 раза. В отдельных субъектах Российской Федерации увеличение среднедушевого дохода значительно выше: в Тульской области увеличение дохода составило 3,4 раза, Краснодарском крае – 3,2 раза, Орловской области – 2,8 раза, Кабардино-Балкарской Республике – 2,6 раза. Применение технологии социального контракта способствует трудоустройству незанятых трудоспособных членов малообеспеченных семей, повышает социальную ответственность граждан при выполнении ими обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Доля трудоустроенных граждан трудоспособного возраста из числа малообеспеченных семей с детьми в общей численности граждан трудоспособного возраста, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, составила в целом по Российской Федерации 80,2%, при этом в Республиках Башкортостан, Бурятия, Ставропольском крае, Саратовской, Омской, Челябинской областях – 100%.

Из общего числа малообеспеченных семей с детьми, получивших государственную социальную помощь на основании социального контракта, в целом по Российской Федерации, по данным формы федерального статистического наблюдения № 1-соцконтракт «Сведения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации», в 2016 году 41,8% преодолели трудную жизненную ситуацию.

Доля граждан из числа малообеспеченных семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию, в общей численности получателей государственной социальной помощи на основании социального контракта составила 100% в Воронежской, Ивановской, Орловской, Тульской областях, 96,7% – в Самарской области, 94,3% – во Владимирской области.

Органами власти субъектов Российской Федерации принимаются дополнительные меры, направленные на стимулирование оказания малоимущим семьям государственной социальной помощи на основании социального контракта.

В числе таких мер:

- активизация действий неработающих граждан трудоспособного возраста по поиску работы и трудоустройству. Так, в Мурманской области при заключении социального контракта обязательно предусматривается трудоустройство неработающих членов семьи трудоспособного возраста. В Республике Коми в рамках социального контракта реализуются меры по вовлечению в сферу трудовой деятельности длительно неработающих трудоспособных граждан;

- содействие в организации предпринимательской деятельности. При этом приоритет отдается социально-ориентированным видам деятельности: парикмахерские услуги, ремонтно-строительные услуги, торговля детскими товарами, автомастерские, фермерские хозяйства по выращиванию плодоовощной продукции (Калининградская область);

- создание условий родителям для воспитания и образования детей. Расширяются различные формы дополнительного образования детей, организуется проведение медицинского обследования детей по медицинским показаниям, предоставление им социальных услуг в учреждениях социального обслуживания (Республика Саха (Якутия), Камчатский и Приморский края, Тульская область);

- поддержка молодых семей при получении ими профессионального образования. Например, предоставляются денежные выплаты на оплату последнего года обучения граждан, относящихся к категории молодых семей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;

- предоставление весомой единовременной денежной выплаты на развитие личного подсобного хозяйства проживающим в сельской местности малообеспеченным семьям, имеющим 5 и более детей;

- увеличение расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание государственной социальной помощи на основании социального контракта.

С принятием Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ, касающегося совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости, социальная поддержка граждан становится более адресной.

Субъекты Российской Федерации устанавливают дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий населения исходя из принципа нуждаемости. Средства, высвобождающиеся в результате применения критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки, должны направляться на цели социальной защиты наиболее нуждающихся групп населения субъекта Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: