Оставшихся без попечения родителей

С учетом основных задач государственной политики Российской Федерации в сфере поддержки семьи и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, представляется возможным выделить следующие приоритетные направления деятельности по реструктуризации и реформированию организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

1) реструктуризация сети организаций для детей-сирот на территории субъектов Российской Федерации с учетом региональных особенностей;

2) разукрупнение организаций для детей-сирот, создание в них безопасных, приближенных к семейным условий проживания и воспитания;

3) использование ресурсов организаций для детей-сирот в деятельности по профилактике социального сиротства, семейному устройству и социальной адаптации детей-сирот.

В связи с вступлением в силу 1 сентября 2015 года постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно определяют вид деятельности организаций для детей-сирот, их ведомственную принадлежность, принимают и реализуют региональную программу (план мероприятий), предусматривающую перечень конкретных мероприятий в отношении сети организаций в целом и каждой организации в отдельности, включая разработку нормативной правовой базы, методическое и информационное сопровождение процесса совершенствования их деятельности, а также регулярный мониторинг и оценку эффективности реализуемых мероприятий на основе системы показателей и индикаторов.

В 2016 году Минобрнауки России проведен мониторинг по исполнению планов мероприятий субъектов Российской Федерации по реструктуризации и реформированию сети организаций для детей-сирот.

По итогам мониторинга по исполнению планов мероприятий субъектов Российской Федерации по реструктуризации и реформированию сети организаций для детей-сирот в адрес руководителей высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации направлено совместное письмо Минобрнауки России, Минтруда России и Минздрава России от 11 мая 2016 г. № ДЛ-172/07, № 12-3/10/В-3155, № 15-3/10/2-2844
«Об организациях для детей-сирот» с разъяснениями о распространении положений постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 на образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, в которые дети помещаются под надзор на основании акта органа опеки и попечительства.

В целях оказания методической помощи руководителям и сотрудникам органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот Минобрнауки России разработало и направило письмом от 15 августа 2016 г. № 07-3446 ответы на наиболее часто встречающиеся вопросы в части реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481.

Также разработаны критерии экспертной оценки соответствия организации для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 (далее – критерии оценки).

В соответствии с принятыми решениями на заседании Совета при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере 27 апреля
2016 года по итогам рассмотрения вопроса «О реализации в субъектах России постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481» Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать план («дорожную карту») мониторинга проведения оценки соответствия организаций требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481.

Для проведения оценки соответствия организаций требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 в субъектах Российской Федерации созданы экспертные группы, в состав которых включены представители общественных палат в субъектах Российской Федерации, уполномоченных по правам человека и по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, здравоохранения, социальной защиты населения, представители общественных организаций и другие специалисты в области защиты прав детей.

В 2016 году в субъектах Российской Федерации завершена работа по проведению экспертными группами независимой оценки соответствия организаций для детей-сирот требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481.

По данным, полученным от субъектов Российской Федерации, общее число воспитанников в организациях для детей-сирот снижается.

По состоянию на 1 ноября 2016 года общее их число в организациях для детей-сирот составило 80 248 человек (на 1 ноября 2015 г. – 96 952 человека), из них 52 487 детей из числа детей-сирот (на 1 ноября 2015 г. – 58 570 человек), 27 761 ребенок из числа детей, временно помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению законных представителей на основании соглашения между законным представителем, организацией для детей-сирот и органом опеки и попечительства о временном пребывании ребенка в организации для детей-сирот (далее – дети, помещенные в организацию для детей-сирот по заявлению родителей). По состоянию на 1 ноября 2015 года число детей, помещенных в организацию для детей-сирот по заявлению родителей, составляло 38 382.

По итогам мониторинга по состоянию на 1 ноября 2016 года функционирует 1 442 организации для детей-сирот (на 1 ноября 2015 г. – 1 728), из них 534 – образовательные (2015 г. – 843), 164 – медицинские (2015 г. – 169), 728 – оказывающие социальные услуги (2015 г. – 696), из них 140 – стационарные организации социального обслуживания, предназначенные для детей-инвалидов (далее – детский дом-интернат), 366 – специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (далее – социальный приют для детей, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних), 16 – некоммерческие организации для детей-сирот. Тенденции по сокращению числа организаций для детей-сирот и воспитанников в них обусловлены не только активизацией деятельности организаций, служб и ведомств субъектов Российской Федерации, направленной на передачу на воспитание в семьи граждан
детей-сирот из числа воспитанников организаций для детей-сирот, профилактику отказа родителей от воспитания своих детей, развитие в субъектах Российской Федерации сети организаций, предоставляющих медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам (социальное сопровождение), а также наделением организаций для детей-сирот отдельными полномочиями органов опеки и попечительства, но и определением компетентными органами субъектов Российской Федерации перечня организаций, на которые распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481.

По результатам независимой оценки экспертными группами из 1 442 организаций для детей-сирот 1 064 соответствовали требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481, что составляет 73% от общего числа таких организаций (2015 г. – 77% организаций для детей-сирот). Вместе с тем требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 соответствуют 82% медицинских организаций для детей-сирот, 77% – образовательных, 70% – оказывающих социальные услуги, в том числе 63% – детских домов-интернатов, 72% – социальных приютов для детей, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 50% – некоммерческих организаций.

Одной из главных задач организаций для детей-сирот, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481, является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, создание условий для социализации воспитанников и выпускников в постинтернатный период. По данным региональных мониторингов, только треть выпускников становится социализированной и успешной в самостоятельной жизни.

В 2016 году разработаны дополнительные общеобразовательные программы для детей-сирот, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, помещенных в организации для детей-сирот социально-психологической и педагогической направленности для подготовки к самостоятельной жизни; модельная программа постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников организаций для детей-сирот в субъектах Российской Федерации в процессе получения ими профессионального образования и при первичном трудоустройстве. В 2017 году будет организована их апробация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: