Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи

Федеральными и региональными органами государственной власти последовательно реализуются меры, направленные на поддержку института семьи, усиление ее воспитательного потенциала, уменьшение числа детей, родители которых пренебрегают своими обязанностями, совершенствование системы работы в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.

В течение 2016 года органами власти всех уровней были приняты и реализованы решения, направленные на сокращение численности вновь выявляемых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), а также детей-сирот, находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), совершенствование порядка устройства детей-сирот на воспитание в семьи, защиты прав детей, находящихся на воспитании как биологическими, так и замещающими родителями, совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.

Реализация в 2016 году указанных решений способствовала сокращению числа детей, стоящих на учете в государственном банке данных о детях, на 17% (с 71,1 тыс. до 59,1 тыс. детей). В 2015 году численность таких детей сократилась на 20% (с 87,2 тыс. до 71,1 тыс. детей).

В 2016 году было выявлено 57 290 детей (2015 г. – 58 168 детей), усыновлено и передано под опеку в семьи граждан 54 119 детей (2015 г. –
59 355 детей).

Если сравнивать сведения о детях, которые не только были усыновлены, переданы под опеку, но и возвращены из организаций для детей-сирот биологическим родителям или переданы под предварительную опеку, то в 2016 году 66 090 детей устроено в семьи, что на 15,4% больше, чем выявлено.

Учитывая, что численность выявляемых детей-сирот ежегодно сокращается, общая численность детей-сирот, находящихся в организациях для детей-сирот и проживающих в семьях опекунов (попечителей), приемных семьях, также сокращается. В 2012 году общая численность детей-сирот, учтенных на конец отчетного года (без учета усыновленных), составляла
518 582 детей, из них 392 418 детей-сирот находились на воспитании в семьях, что составляло 76%. В 2016 году общая численность детей-сирот, учтенных на конец отчетного года в субъектах Российской Федерации (без учета усыновленных), составляла 466 375 детей, из них 406 247 детей-сирот находились на воспитании в семьях, что составляет 87%.

Указанных результатов удалось достигнуть благодаря реализации комплекса мер, направленных на сокращение числа вновь выявляемых детей-сирот, а также детей-сирот, находящихся под надзором в организациях, совершенствование порядка устройства детей-сирот на воспитание в семьи, защиты прав детей, находящихся на воспитании как биологическими, так и замещающими родителями, совершенствование деятельности органов опеки и попечительства. В течение 2016 года Минобрнауки России осуществлялась реализация следующих задач:

- оказание нормативной, организационно-методической помощи органам опеки и попечительства; организациям для детей-сирот при реализации моделей устройства детей-сирот на воспитание в семьи граждан, адаптации выпускников организаций для детей-сирот, защиты прав детей;

- распространение лучшего опыта деятельности субъектов Российской Федерации в сфере защиты прав детей;

- обеспечение доведения средств федерального бюджета до бюджетов субъектов Российской Федерации в виде субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишенных родительского попечения, в семью;

- разработка и реализация программ подготовки и повышения квалификации специалистов органов опеки и попечительства, организаций для детей-сирот;

- проведение общественно значимых мероприятий, направленных на распространение лучшего опыта в сфере защиты прав детей.

Остаются актуальными первоочередные задачи по укреплению института замещающей семьи:

- совершенствование системы учета детей, оставшихся без попечения родителей, подбора для них замещающих родителей и своевременное распространение актуальной информации о них;

- расширение перечня и повышение качества оказываемых услуг, в том числе в сфере подготовки кандидатов и сопровождения семей при наличии детей с ОВЗ старшего возраста и имеющих братьев и сестер;

- развитие региональных систем стимулирования и поддержки замещающих семей;

- повышение уровня квалифицированности специалистов, работающих с замещающими семьями, включая специалистов органов опеки и попечительства;

- усиление защиты прав и законных интересов детей, находящихся на воспитании в семьях граждан.

С 1 сентября 2015 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 г. № 481), которым определено, что к видам деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся:

- организация содействия устройству детей на воспитание в семью, включая консультирование лиц, желающих усыновить (удочерить) или принять под опеку (попечительство) ребенка, по вопросам семейного устройства и защиты прав детей, в том числе участия в подготовке граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, организуемой органами опеки и попечительства или организациями, наделенными полномочием по такой подготовке;

- оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам, усыновившим (удочерившим) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка.

Постоянно совершенствуются подходы к психолого-педагогической и правовой подготовке кандидатов в приемные родители, в том числе с учетом подготовки родителей, готовых взять на себя ответственность за воспитание детей-инвалидов, детей подросткового возраста, имеющих братьев и сестер.

В конце 2016 года 887 организаций осуществляли полномочие органа опеки и попечительства по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах (2015 г. – 861 организация), 2 785 организаций предоставляли медицинскую, психологическую, педагогическую, юридическую, социальную помощь, не относящуюся к социальным услугам (социальное сопровождение) (2015 г. – 2 791; 2014 г. – 1 477).

Вместе с тем, по данным формы федерального статистического наблюдения № 103-РИК «Сведения о выявлении и устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ежегодно отменяется примерно 1% решений о передаче ребенка в семью на воспитание от общей численности детей-сирот, находящихся на воспитании в семьях.

В 2012 году отменено 5 853 решения, что на 6% больше, чем в 2016 году. В 2016 году отменено 5 227 решений (2015 г. – 5 713; 2014 г. – 5 198). Из них отменено решений по инициативе усыновителей, опекунов, попечителей, приемных или патронатных родителей: в 2016 году – 4 375 (80% от общего количества решений), в 2015 году – 4 952 (87% от общего количества решений), в 2014 году – 4 452 (86% от общего количества решений).

В связи с этим система подбора и подготовки родителей, сопровождения сложившихся семей требует совершенствования.

В целях осуществления дифференцированного подхода к подготовке семей, готовых принять на воспитание в том числе детей-сирот, относящихся к категории трудноустраиваемых (дети-инвалиды, сиблинги, подростки), в 2016 году Минобрнауки России:

- проведен мониторинг эффективности деятельности школ приемных родителей и служб сопровождения замещающих семей;

- разработаны модельные программы сопровождения семей, принявших на воспитание детей с ОВЗ, подросткового возраста, сиблингов;

- разработан типовой модуль программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, старшего возраста, детей-инвалидов, а также детей, имеющих братьев и сестер;

- проведены методические консультации для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей;

- проведены заочные курсы повышения квалификации для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей. Разработана программа повышения квалификации для специалистов школ приемных родителей и служб сопровождения семей.

Важной составляющей в вопросе совершенствования системы подбора и подготовки родителей является оценка психологического состояния граждан, их мотивация и склонность к жестокому обращению. Проведенный мониторинг показал, что 92% школ уже проводят психологическое обследование кандидатов.

Несмотря на то, что сегодня психологическое обследование является необязательным и не все организации, осуществляющие подготовку, и регионы готовы его проводить, оно позволяет своевременно скорректировать те или иные действия граждан, а также составить органам опеки обоснованное заключение о возможности гражданина принять на воспитание ребенка.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочия органа опеки и попечительства по подбору, учету и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, а также деятельности по сопровождению семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

- при необходимости принимают исчерпывающие меры по улучшению системы подбора и подготовки родителей, сопровождения семей, в том числе обеспечению преемственности программ подготовки сопровождения;

- осуществляют дифференцированный подход к подготовке семей, готовых принять на воспитание, в том числе детей-сирот, относящихся к категории трудноустраиваемых (дети-инвалиды, сиблинги, подростки);

- привлекают к подготовке и сопровождению замещающих семей членов ассоциаций – объединений активных приемных родителей, которые готовы и подключаются к сопровождению на этапе адаптации вновь созданных приемных семей;

- организовывают для членов сообщества приемных родителей регулярные встречи в профессиональных группах поддержки, так называемых «клубах приемных родителей», где замещающие родители со стажем делятся опытом воспитания подопечных; обучающие занятия, тренинги личностного роста, профилактику эмоционального выгорания, по саморегуляции эмоциональных состояний, гармонизации детско-родительских отношений, а также проведение супервизий, рефлексии;

- своевременно осуществляют обучение, повышение квалификации специалистов, направленное на овладение технологиями сопровождения семей с детьми, склонными к побегам, бродяжничеству, способствующими адаптации воспитанников к жизни в замещающей семье; психопрофилактическую работу с детьми, в том числе склонными к суициду и другим девиациям;

- организовывают деятельность методических объединений на уровне субъектов Российской Федерации, где специалисты органов опеки и организаций, осуществляющих подготовку и сопровождение замещающих семей, могут распространять свои практические наработки;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: