В социально опасном положении

Законодательство Российской Федерации в соответствии с международными нормами гарантирует право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, право на родительскую заботу, равно как и право и обязанность родителей воспитывать своих детей, нести ответственность за их развитие, заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Проблемы семейного неблагополучия, асоциального поведения родителей, жесткого обращения с детьми, бедности приводят к тому, что дети остаются без должного родительского попечения. Обеспечение соблюдения прав ребенка в кровной семье включает комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях, в том числе случаев, когда семьи оказываются в крайне сложном материальном положении, и оказанию им своевременной помощи.

Обязательство защиты семейных прав, защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, проживающих вместе с родителями, которые своими действиями или бездействием представляют угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, возлагается в соответствии с пунктом 1 статьи 8 и пунктом 1 статьи 121 Семейного кодекса на органы опеки и попечительства и предопределяет соответствующие полномочия органов опеки и попечительства, установленные статьей 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

На формирование эффективной системы защиты права ребенка жить и воспитываться в семье ориентированы действия органов опеки и попечительства. Проводимая в субъектах Российской Федерации работа позволила обозначить ряд позитивных тенденций, в частности, за последние 5 лет на 23% уменьшилось число детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в течение года (с 74,7 тыс. детей до 57,3 тыс. детей); на 18% уменьшилось число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (с 33,8 тыс. детей до 27,8 тыс. детей). За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 25,3% (с 7,1 тыс. детей до 8,9 тыс. детей).

Вместе с тем в 2016 году по сравнению с 2015 годом на 6% выросло число детей, в отношении которых лишены родительских прав оба или единственный родитель (2016 г. – 27 793 детей; 2015 г. – 26 225 детей). За этот же период число детей, в отношении которых ограничены в правах оба или единственный родитель, увеличилось на 16,6% (2016 г. – 8 917 детей; 2015 г. –
7 647 детей;).

Численность детей, отобранных у родителей при непосредственной угрозе жизни или здоровью в 2016 году снизилась на 4,5% по сравнению с 2015 годом (2016 г. – 3 288 детей; 2015 г. – 3 444 детей).

В своих рекомендациях Минобрнауки России ориентирует органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на направление усилий и действий органов власти субъектов Российской Федерации на сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье, инициирование вопроса о лишении родительских прав только в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой исключительно в тех случаях, когда иные меры не дали результата.

В субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы, направленные на решение задач по обеспечению соблюдения прав ребенка в семье, включающие комплекс мер по раннему выявлению фактов семейного неблагополучия во всех его проявлениях.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ) закреплено право биологических и замещающих родителей на оказание им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи при осуществлении родительских прав. При этом установлено, что условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании.

На развитие системы предоставления социальных услуг в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан на их предоставление, повышение их уровня, качества, доступности, безопасности и эффективности направлен Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ. В соответствии с которым организация социального обслуживания в субъекте Российской Федерации и социального сопровождения, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: