В таких сочинениях следует показать, какую эволюцию на протяжении всего развития литературы претерпел тот или иной образ, который часто воссоздавался разными писателями в своих произведениях.
Например, работая над темой сочинения «Своеобразие трактовок образа “маленького человека” в русской литературе XIX века: традиции и новаторство», следует сказать о том, что, начиная со «Станционного смотрителя» А.С. Пушкина, через «Шинель» и «Повесть о капитане Копейкине» Н.В. Гоголя к «Бедным людям» и «Преступлению и наказанию» Ф.М. Достоевского тянется преемственная нить сочувственного отношения к «маленькому человеку» - мелкому чиновнику, жертве несправедливых общественных обстоятельств.
А.С. Пушкиным, Н.В. Гоголем, Ф.М. Достоевским были детально разработаны и определены характерные признаки этого образа:
• заурядная внешность;
• возраст от 30 до 50 лет;
• ограниченные умственные возможности;
• убогое жилище;
• конфликт с высокопоставленным лицом или обидчиком;
• крушение мечты всей жизни, стихийный бунт;
|
|
• трагический исход жизни героя.
Если в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского «маленький человек» неизменно заслуживал жалости и сочувствия, то А.П. Чехов в рассказах «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пережитое», «Мелюзга», «Двое в одном» парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером ста л вызывать уже не жалость, а насмешку и даже презрение.
У литературных предшественников Антоши Чехонте не вставало вопроса о том, кто виноват в унижении «маленького человека»: ответ был ясен и однозначен - социальная среда. У А.П. Чехова сам герой прежде других виноват в том, что он маленький, потому что слишком часто и легко забывает о чувстве собственного достоинства, о естественной человеческой гордости, потому что ради выгоды, престижа, прибавки к жалованью, а то и просто так, на всякий случай, готов унижать сам себя. В своих рассказах А.П. Чехов презирает и высмеивает людей, лишённых чувства собственного достоинства.