Современные конфликты и проблемы их урегулирования тесно связанны с такими дисциплинами, как философия, история, экономическая теория, социология.
Цели изучения дисциплины
Цель курса - дать студентам знания и навыки, необходимые для поиска подходов к пониманию происходящих социальных и политических процессов. Основная посылка - конфликт есть нормальное явление общественной жизни, а выявление причин, типологии конфликта, форм его развития, а также сути и механизмов процесса управления конфликтами - необходимый аспект деятельности субъекта политики любого уровня. Следует подчеркнуть, что изучение проблем курса - как теоретических, так и лежащих в практической области, - предоставляет возможность обеспечить переход от политики конфронтационного типа к политике, основанной на диалоге, ненасилии, переговорном процессе. Знание сущности конфликта, закономерностей его развития, путей его управления - часть новой политической культуры XXI века - культуры консенсуса.
|
|
Задачи учебной дисциплины
К задачам курса относится:
· основные концепции теории конфликта как основоположников конфликтологии, так и современных ученых;
· подходы к пониманию происходящих социальных и политических процессов и типологию конфликтов;
· теоретические подходы к процессу управления политического конфликта:
· стадии политического конфликта: методы, способы управления конфликтами;
· соотношение конфликтов и консенсусов;
уметь -
· определить тип конфликта, его стороны, их позиции;
· выбрать подход, стиль и способ управления конфликтом;
· использовать информационное состязание как метод регулирования конфликтом;
· определить механизма оптимального выбора подходов, способов и стилей поведения участников конфликта;
· определить стадии эффективного управления конфликтом;
· выбрать методы оптимизации конфликта;
владеть -
· знаниями теории конфликта;
· умением использовать теоретические знания для использования в процессе управления конфликта;
· методиками управления конфликта;
· навыками работы с противоборствующими сторонами конфликта;
· методами информационного обеспечения процесса работы с конфликтом.
Место учебной дисциплины
В системе профессиональной подготовки
Конфликт - норма общественной и политической жизни. Выявление причин проявления конфликтов, типов, форм их развития, а также разработка механизмов управления ими как аспект деятельности субъекта политики связывает учебный курс с политологией, социологией, теорией и историей международных отношений, кибернетикой, психологией и многими другими дисциплинами гуманитарного цикла.
|
|
Требования к уровню освоения содержания курса
Курс предполагает знакомство студентов с историей международных отношений. В ходе курса студенты обязаны читать рекомендованную литературу, написать аналитическую справку, сдать зачет. На зачете/экзамене студенты должны продемонстрировать знание содержания курса, а также умение применять теоретические знания для анализа конкретных ситуаций.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
2.1. Тематический план дисциплины
«Современные конфликты и проблемы их урегулирования»
№ | Тематика лекций и семинарских занятий | Общая трудоемкость (час.) | Аудиторные занятия (час.) | Сам. раб. (час.) | Основные баллы | Допол.баллы | ||
Лек. | Сем. | Лек. | Сем. | |||||
Раздел 1. Конфликты и их урегулирование в современном мире | ||||||||
1. | Конфликтология как научное направление и учебная дисциплина | |||||||
2. | Становление и развитие конфликтологии как науки | |||||||
3. | Конфликты после окончания холодной войны. | |||||||
4. | Конфликты на территории бывшего СССР и проблемы их урегулирования. | |||||||
5. | Типы современных конфликтов и процесс их развития. | |||||||
6. | Теоретические направления и практическая деятельность по урегулированию конфликтов. | |||||||
Раздел 2. Посредничество как средство урегулирования конфликтов | ||||||||
7. | Третья сторона в урегулировании конфликта. | |||||||
8. | Принудительные меры третьей стороны при урегулировании конфликтов. | |||||||
9. | Официальное посредничество. | |||||||
10. | Неофициальное посредничество. | |||||||
Раздел 3. Переговорный процесс | ||||||||
11. | Переговоры как средство урегулирование конфликтов. | |||||||
12. | Структура и функции переговоров. | |||||||
13. | Динамика переговорного процесса. | |||||||
14. | Многосторонние переговоры и переговоры на высшем уровне. | |||||||
15. | Переговорный стиль | |||||||
Итого: |