Драматическая ситуация – это начало конфликта, давление на героя таких обстоятельств, которые сильнее, чем возможности его характера. Герой находится в безвыходной ситуации. Она может стать и еще хуже. Это заставляет героя искать выход, и он вступает в борьбу с угрожающим ему антагонистом.
Угроза, которая заставляет героя действовать в драматической ситуации, называется альтернативным фактором. Его главная угроза действует извне.
Суть альтернативного фактора заключается в вопросе: "Что будет, если герой не справится с опасностью?" Например, С. Кинг так формулирует этот вопрос применительно к своим книгам:
«Что, если на небольшую деревушку в Новой Англии нападут вампиры?("Жребий")
Что, если полисмен в захолустном городке Невады взбесится и станет убивать всех, кто попадется на глаза?("Безнадега")
Что, если уборщица, подозреваемая в убийстве, которое ей сошло с рук (своего мужа), попадает под подозрение в убийстве, которого она не совершала?..("Долорес Клэйборн")
|
|
Что, если молодую мать с сыном не выпустит из сломанной на дороге машины бешеный пес?("Куджо")».
Альтернативным фактором может быть:
1. Удар по самоуважению. 2. Профессиональный провал. 3. Физический вред. 4. Угроза смерти. | 5. Угроза жизни семьи. 6. Угроза жизни популяции. 7. Угроза человечеству. |
Чем туманнее и отдаленнее угроза альтернативного фактора, тем менее напряжена драматическая ситуация. Поэтому альтернативный фактор должен быть четко сформулирован. Расплывчатая угроза не заинтересует аудиторию.
Кроме того, альтернативный фактор должен быть обозначен в начале истории. Лучше всего – в самом начале, сразу. Далее он растет, даже если опасность не всегда присутствует в явной форме.
Сильная драматическая ситуация заявляет проблему, возникшую между конкретными людьми. Слабая – между героем и силами природы, социальными явлениями или философскими концепциями.
Драматическая ситуация зовет героя в путешествие. Рассматривая ее, аудитория должна понимать, что предстоит сделать герою. Мысленно ставя себя на его место, она должна начать переживать, сочувствовать, вдохновлять, укрепляя с ним эмоциональную связь.
Простое действие в драматической ситуации будет хорошим началом истории. Это запуск механизма ее движения. Простота действия дает аудитории качественное понимание того, что происходит и будет происходить.
Первая драматическая ситуация создает вспышку интереса. Далее происходит прогрессирующее усложнение драмы.
На протяжении всей истории главный герой и окружающие его персонажи переходят из одной драматической ситуации прямо в следующую, еще более опасную – из огня да в полымя. Каждый раз герой должен оказываться в безвыходном положении, искать из него выход, вступать в борьбу антагонистом, преодолевать барьеры, чтобы двигаться дальше.
|
|
Вся история, собственно, и состоит из череды драматических ситуаций, из которых выпутывается герой. При этом он вынужден действовать на пределе своих возможностей, раскрывать характер и меняться. В конце истории, пройдя через сгусток драматических ситуаций, герой достигает крайней точки человеческого опыта.
В каждой драматической ситуации у героя будет определенный достоверный мотив, побуждающий его сделать определенный шаг.
Наблюдая одну драматическую ситуацию за другой, переживая каждую из них вместе с героем, аудитория все больше погружается в историю.
Некоторые авторы подменяют драматическую ситуацию интригой – совокупностью поступков персонажей, которые преодолевают разного рода неожиданные препятствия. Интрига, безусловно, придает сюжету динамизм, остроту, занимательность, но без драматических ситуаций история получится неглубокой, поверхностной.