Драматическая перипетия в истории

Драматическая перипетия – это поворотный момент в развитии драматической ситуации. Герой движется в конфликте из одной драматической ситуации в другую, каждый раз повторяя схему драматической перипетии: от несчастья к счастью через оценку ситуации. Сначала ему угрожает опасность, он ее оценивает и находит выход из положения, спасается.

Сильная радость и сильное горе вызывают сильную эмоциональную реакцию, шок. Поэтому в хорошей истории герой то находится в смертельной ситуации, то на вершине счастья.

По ходу истории одна драматическая ситуация резко сменяет другую, усиливается давление альтернативного фактора, накал страстей возрастает. Все это происходит благодаря перипетиям – неожиданным поворотам от счастья к несчастью, от несчастья к счастью. Опасности, надежды, размышления в каждой перипетии разные, но ее схема остается одинаковой: от счастья к несчастью, от несчастья к счастью.

Драматических перипетий в истории не может быть слишком много. Чем больше эмоций мы хотим вызвать, тем больше перипетий мы используем. Они могут быть большими и маленькими. Большие перипетии – это поворотный пункт в трех-пятиактном развитии драматической ситуации. Маленькие перипетии – поворотные пункты в эпизодах истории. Чем чаще герой будет совершать хоть и почти незаметный поворот от надежды к отчаянию, от счастья к несчастью и наоборот, тем больше эмоций он будет вызывать у аудитории..

Перипетии не только разогревают эмоции, но и придают истории достоверность, убедительность. Потому что каждый человек переживает драматические перипетии практически постоянно. С утра был счастлив, потом получил плохую новость и стал несчастным, затем нашел, как справиться с обрушившимся несчастьем, взялся за дело и к обеду снова стал счастливым. Маленькие драматические перипетии кратковременны. Большие могут составлять недели, месяцы и годы. Цепь маленьких перипетий составляет цепь больших.

Финальная перипетия приводит историю к кульминации, а аудиторию – к катарсису.

 

Событие в истории

История развивается от события к событию. В каждом событии содержится один конфликт, который заметно изменяет положение персонажей в истории. «Событие истории вызывает значимое изменение в жизни персонажа, которое выражается и воспринимается в соответствии с его ценностью и проявляется через конфликт».

События концентрируют вокруг себя предлагаемые обстоятельства драмы и драматизируют главный драматический вопрос истории. Они дают новую ценную информацию, которая влияет на ход истории и на действия персонажей. Герой может начать гневаться, собирать волю в кулак, умиляться и т.д. – изменять свое положение в истории.

Предоставляя осевую (стержневую) информацию, события толкают развитие истории. Одновременно, знакомя с информацией предлагаемых обстоятельств, создают убедительную эмоциональную атмосферу, вовлекают в представляемый мир.

Осевая информация должна быть ограничена, чтобы аудитория не узнавала слишком быстро и слишком много. Также и информация предполагаемых обстоятельств должна подаваться дозировано – ровно столько, сколько нужно для использования в конкретном конфликте и для сохранения интереса аудитории.

Не каждое действие персонажей является событием. Им будет только то, которое приводит к ощутимым изменениям в отношениях характеров. Характер проявляется в том, как герой поступает в событии.

Не событие Событие
Метропоезд остановился между станциями. Метропоезд остановился между станциями и лишил героя возможности проводить улетающую навсегда любимую.
Он и она любят друг друга, не подавая вида. Не в силах сдерживать страсть, влюбленные бросаются в объятия друг друга.
Далее у них несколько недель тихого счастья. Но затем они ссорятся вдрызг и разбегаются

События, даже очень ценные с точки зрения развития истории, не могут случайными. Аудитория должна видеть и понимать закономерность происходящего.

Случайное, абсурдное стечение обстоятельств в истории, которое в дальнейшем не работает на ее развитие – признак непрофессионализма автора. Если событие происходит, на первый взгляд, случайно (встреча, передача/получение информации, ранение и т.д.), то далее в истории оно должно обрести смысл, стать закономерным звеном во всей цепи событий и работать на развитие характера, на логику действия героев и т.д.

Случайные «неслучайные» события стоит использовать в первой половине истории, чтобы далее она развивалась за счет действия самих персонажей. Роберт Макки рекомендует: «никогда не используйте совпадения для создания финала. Это "бог из машины" – самый великий грех сценариста…» Но Александр Митта отмечает:«Случайность в кульминации хороша, если она ошеломляет нас на пути к катарсису. Кульминация и финал "Ромео и Джульетты" тому пример».

Событие не должно быть уменьшенной копией или метафорой всей истории. Аудитория не должна понимать полного смысла события. Он проявляется только во взгляде на всю историю. Событие – часть мозаики всей истории.

Само событие также состоит из действий – ярких, драматических действий

Действия персонажей готовят событие, накапливают конфликт. Событие его взрывает и изменяет отношения. История развивается по схеме: Действие → событие и событие → действие.

Действие в событии идет от микродействия к микродействию через развитие конфликта. Каждое событие состоит из микрособытий.

Цепь событий создают историю. Ее напряжение возрастает при движении от события к событию. Считается, что обычно цепочка в истории состоит из 30-50 событий.

Вовлечение аудитории в события происходит за счет показа действия, а не за счет описания ситуации, объяснения или комментария.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: