Кафедра экономической теории СПбГЛТУ

 

 

Экономика предприятия: методические указания по выполнению контрольной работы для студентов направления 23.03.03 (190600) «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» / сост. Л. Ю. Абакулина – СПб.: СПбГЛТУ, 2014. – 28 с.

 

Данные методические указания подготовлены в соответствии с учебным курсом «Экономика предприятия», разработанным на основе действующего Федерального государственного образовательного стандарта.

Методические указания включают описание целей и задач курса, содержат указания и рекомендации по выполнению контрольной
работы и перечень рекомендуемых источников.

 

Темплан 2014 г. Изд. № 196.

 

Введение

 

В современных условиях хозяйствования важное значение имеет развитие профессионального потенциала и других способностей личности студентов. Экономическое образование стало сегодня важнейшей составной частью гуманитарной культуры каждого человека. Поэтому специалисту любого профиля жизненно необходимо грамотно экономически мыслить.

Дисциплина «Экономика предприятий» является прикладной базовой дисциплиной, изучающей закономерности и взаимосвязи производства, реализации и финансово-экономических результатов деятельности предприятия в их единстве. Однако рассматриваемые в лекционных материалах экономические категории и процессы производства, обмена и потребления не получат должного понимания у студентов без активизации учебного процесса и, в частности, использования тестов и задач при изучении дисциплины. Предлагаемая контрольная работа должна закрепить теоретические знания по курсу, а также показать экономику предприятия в единстве целей, методов реализации и результатов.

Цель методических указаний – помочь студентам применять на практике знания, полученные на лекциях, при чтении литературы и при изучении материалов других информационных источников, а также самостоятельно выполнить контрольную работу, что, в свою очередь, должно способствовать выработке у студентов навыков в проведении плановых расчетов и к принятию собственных решений по проблемам экономического управления в реальном секторе экономики.

 


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Цели и задачи дисциплины,
ее место в структуре образовательной программы (ООП)

 

1.1.1. Цели изучения дисциплины

 

Основной целью преподавания дисциплины «Экономика предприятия» является усвоение студентами основных понятий и принципов функционирования предприятия в условиях рыночной экономики, так как на основе познания закономерностей производственного процесса появляется возможность разработки хозяйственных методов реализации практических производственных целей. В процессе обучения осуществляется подготовка студентов к принятию самостоятельных управленческих решений с применением современных компьютерных технологий и использованием возможностей Интернета.

Успешное осуществление предпринимательской деятельности в современных реалиях возможно лишь при условии умелого сочетания, по крайней мере, трех основных моментов:

· знания экономической теории,

· наличия конкретных знаний и навыков,

· умения использовать различные количественные методы для предпринимательских расчетов, аналитических вычислений, прогнозов и т. п.

Таким образом, задача дисциплины «Экономика предприятия» состоит в том, чтобы дать студенту комплекс теоретических знаний и определенные практические навыки, позволяющие ему в дальнейшем принимать экономически грамотные решения на своем рабочем месте.

 

1.1.2. Место дисциплины в структуре ООП

 

Дисциплина Б1.Б.8 «Экономика предприятия» является дисциплиной, входящей в базовую (обязательную) часть Гуманитарного, социального и экономического цикла, она, наряду с другими базовыми дисциплинами УЦ ООП, позволит обучающимся получить знания, умения и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в магистратуре.

Данная дисциплина входит в учебные планы неэкономических факультетов СПбГЛТУ как основополагающий социально-экономический курс, являющийся базовым для изучения блока прикладных экономических дисциплин. Поэтому данный курс, наряду с экономической теорией, читается студентам неэкономических направлений одним из первых среди дисциплин, охватывающих экономические науки, так, в частности, на ЛМФ «Экономика предприятия» изучается в 5-м семестре.

1.1.3. Междисциплинарные связи
с предыдущими и последующими дисциплинами

 

Для полноценного освоения учебного материала по дисциплине «Экономика предприятия» студент должен владеть понятийным аппаратом экономической теории, основами математического анализа, информатики, технологии, а также учитывать знания, полученные при изучении истории, философии, психологии, социологии.

Курс «Экономика предприятия» является базовым по отношению к таким дисциплинам, как маркетинг, производственный менеджмент, экономика отрасли, экономика производства. Знания, полученные в процессе изучения этого курса, широко используются при анализе инженерных и организационно-управленческих решений, при изучении технических дисциплин, а также являются основой экономических обоснований проектов, предлагаемых бакалаврами в выпускных квалификационных работах.

 

1.1.4. Перечень планируемых
результатов обучения по дисциплине

 

В соответствии с определенными в ФГОС профессиональными задачами, стоящими перед бакалавром направления подготовки 23.03.03 (190600) «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», а также структурой ООП данная дисциплина участвует в формировании определенного набора компетенций, знаний, умений и навыков.

Формируемые компетенции выпускника:

· владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

· умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

· стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

· использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы;

· умение проводить технико-экономический анализ, комплексно обосновывать принимаемые и реализуемые решения, изыскивать возможности сокращения цикла выполнения работ, оказывать содействие подготовке процесса их выполнения и обеспечения необходимыми техническими данными, материалами, оборудованием;

· готовность к кооперации с коллегами по работе в коллективе, к совершенствованию документооборота в сфере планирования и управления оперативной деятельностью эксплуатационной организации;

· готовность к проведению в составе коллектива исполнителей технико-экономического анализа, поиска путей сокращения цикла выполнения работ;

· способность в составе коллектива исполнителей к оценке затрат и результатов деятельности эксплуатационной организации;

· владение знаниями экономических законов, действующих на предприятиях сервиса и фирменного обслуживания, их применением в условиях рыночного хозяйства страны.

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

· законы развития экономических систем, основных положений макро- и микроэкономики;

· каким образом работает хозяйственный механизм в области принятия управленческих решений на уровне предприятия и отдельного потребителя в условиях дефицита ресурсов;

· принципы решения технико-экономических, организационных и управленческих вопросов;

· законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность предприятий;

уметь:

· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

· самостоятельно анализировать социально-политическую и научную литературу;

· проводить укрупненные расчеты затрат на производство и реализацию продукции;

· выполнять экономические расчеты и обоснования;

· определять финансовые результаты деятельности предприятия;

· изучать и объяснять (исследовать) процессы экономической жизни общества;

· находить пути и способы эффективного решения конкретных хозяйственных задач, в частности, рассчитывать эффективность использования ресурсов в зависимости от модели рыночных отношений, уровня монополизации и конкуренции на рынках, отвечать на вопросы: что производить? как? для кого? сколько?;

· применять имеющиеся методы рационального хозяйствования для решения технико-экономических и организационных вопросов;

· выявлять перспективы общественного развития на основе изученных теоретических концепций;

владеть:

· экономической терминоло­гией, лексикой и основными экономическими категориями;

· методами учёта и анализа финансовых результатов деятельности предприятия;

· методами экономических исследований в области профессиональной деятельности;

· практическими навыками решения конкретных технико-экономических, организационных и управленческих вопросов.

 

1.1.5. Содержание дисциплины

 

Дисциплина «Экономика предприятия» – это совокупность сведений в области управления хозяйственной деятельностью предприятия (организации). Поэтому для умения разрабатывать и реализовывать хозяйственные методы реализации практических производственных целей необходимо усвоить следующие темы курса.

 

Перечень тем (разделов) рабочей программы
дисциплины «Экономика предприятия»

№ п/п Наименование темы
  Предмет, метод и содержание курса
  Предприятие – основной субъект рыночной экономики
  Учреждение предприятия: выбор организационно-правовой формы коммерческой организации (групповой проект)
  Ресурсы предприятия
  Продукция предприятия
  Оптимизация денежных потоков предприятия (групповой проект)
  Организация производства
  Факторы развития предприятия
  Экономическая деятельность предприятия

 

1.1.6. Фонд оценочных средств для проведения
промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

 

Текущий контроль знаний и умений студентов в межсессионный период (внутрисеместровый) является важным элементом университетской системы контроля качества подготовки обучающихся, от которого напрямую зависят итоги контроля знаний студентов во время промежуточной и итоговой аттестации. Проверка текущей подготовки студентов по освоению ООП проводится с использованием рейтинговой оценки работы студентов в семестре, позволяющей объективно оценивать знания на зачетах и экзаменах.

Основой рейтинговой системы оценки знаний является модульность рабочих программ дисциплин. Каждый модуль предполагает проведение аттестации по освоению этого модуля с выставлением рейтинга. Сроки проведения итогов по каждому модулю определяются семестровым графиком учебного процесса. Вес каждого модуля определяется объемом часов по модулю. Оценка объема и уровня усвоения учебного материала по видам учебной работы оценивается в баллах в диапазоне от 0 до 100. Итог по каждому модулю служит для оценки объема и уровня усвоения студентом учебного материала одного модуля дисциплины и применяется в рамках текущего контроля успеваемости студентов. Измеряется в баллах и может лежать в диапазоне от 0 до 100.

Итоговый рейтинг служит для оценки знаний, умений и навыков студента по всему объему учебной дисциплины. Итоговый рейтинг измеряется также в баллах (от 0 до 100) и автоматически вычисляется на основании рейтинга, полученного по каждому модулю.

Преподаватель ежегодно определяет качественные диапазоны соответствия суммарного (общего) рейтинга студента принятой четырехбалльной шкале оценок (для экзамена и дифференцированного зачета). Если итоговый рейтинг и оценка к концу семестра удовлетворяют студента, то он вправе не приходить на экзамен. Студент вправе придти на экзамен в период сессии в соответствии с расписанием экзаменов для повышения оценки.

По дисциплине «Экономика предприятия» для недифференцированного зачета рекомендуемый диапазон удовлетворительной оценки – «зачтено» – 55 баллов и более.

При определении итогового рейтинга преподаватель может добавить студенту от 1 до 10 баллов к окончательной рейтинговой оценке, что позволяет учесть активность студента.

Для проведения промежуточной рейтинго-модульной оценки знаний студентов (2 раза в семестр) разработаны контрольные вопросы и база тестирования по дисциплине. Данная база подлежит ежегодному обновлению в соответствии с изменениями, вносимыми в Рабочую программу дисциплины.

 


Примерный перечень тестовых вопросов
для контроля знаний

 

1. Статус малого предприятия определяется …

2. Свободная конкуренция ведет …

3. К экономическим условиям формирования предпринимательства относятся …

4. К правовым условиям функционирования предпринимательства относятся …

5. К ресурсам на входе относятся …

6. К ресурсам на выходе относятся …

7. Результат материального производства …

8. Более низкий уровень себестоимости продукции обеспечивается следующим типом производственной структуры промышленного предприятия: …

9. Материальные затраты включают …

10. Трудоемкость единицы продукции – это отношение …

11. Основными критериями оценки хозяйственной деятельности предприятия являются …

12. Фондоемкость продукции – это отношение …

13. К промышленно-производственному персоналу относятся …

14. Условиями применения сдельной оплаты труда являются …

15. Из всего многообразия форм оплаты труда наиболее эффективна …

16. Тарифная ставка – это …

17. Основные производственные фонды при зачислении их на баланс предприятия в результате приобретения, строительства оцениваются …

18. Период оборота оборотных средств характеризует …

19. Эффективность использования оборотных средств характеризуют …

20. В состав оборотных фондов входят …

21. Эффективность использования оборотных средств характеризуют показатели …

22. Годовая сумма амортизационных отчислений находится в прямой зависимости от …

23. К пассивной части ОПФ относятся …

24. Коэффициент загрузки оборотных средств – это отношение средних остатков оборотных средств …

25. В состав нормируемых оборотных средств входят …

26. В состав имущества предприятия входят …

27. Объем чистой продукции включает экономические элементы …

28. Принцип пропорциональности в организации производства – это …

29. Какие затраты не относятся к прямым? …

30. Какие элементы затрат не включаются в цеховые расходы? …

31. Какая статья себестоимости не включается в цеховую себестоимость? …

32. Какова цель группировки затрат по экономическим элементам? …

33. Какова цель группировки по калькуляционным статьям? …

34. Какой показатель себестоимости отражает реальную прибыль или участие в ее образовании? …

35. Если долгосрочные средние затраты (издержки) производства единицы продукции по мере увеличения объема производства снижаются …

36. Фирма произвела модернизацию производствам, уменьшила затраты (издержки) на единицу продукции на 2 долл., а также увеличила выпуск продукции с 2 000 до 3000 ед. в месяц, что привело к снижению цены на 3 долл. В результате прибыль …

37. Сравнение различных инвестиционных проектов и выбор лучшего из них рекомендуется проводить по показателям …

38. Если чистый дисконтированный доход (интегральный эффект) при заданной норме дисконта больше нуля, то …

39. Если внутренняя норма доходности меньше уровня нормы дисконта, требуемой инвестором, то …

40. Оптимальный размер производства определяется …

41. Уровень кооперирования определяется …

42. Уровень специализации определяется …

43. К показателям качества относятся …

44. Под понятием «доход от продаж» подразумевается …

45. Сумма прибыли до налогообложения складывается как …

46. Рентабельность производства …

47. Если в смете затрат велика доля амортизации, то такое производство относится …

48. Сумма прибыли до налогообложения (налогооблагаемая прибыль) включает …

49. Главное условие успешной неценовой конкуренции …

50. Количественная скидка с цены товара возможна …

51. Коэффициент срочной ликвидности …

52. Соотношение заемных и собственных средств …

53. Коэффициент оборачиваемости собственного капитала …

54. Коэффициент ликвидности при мобилизации средств …

55. Рентабельность реализованной продукции …

56. Арендатор имеет право выкупить арендованное имущество

57. Лизинг – это …

58. Достоинство франчайзинга для малых предприятий (франчайзи) …

59. Главная цель предпринимательского бизнеса …

60. Движущая сила рыночных отношений …

61. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: …

62. Государственная поддержка малого бизнеса предполагает …

63. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность необходимо …

64. Монополия ведет …

65. Предприниматель – это …

66. Рыночная экономика способна …

67. Экономика предприятия – это …

68. Рентабельная работа предполагает …

69. К внешним условиям хозяйствования относятся …

70. В стремлении максимизировать прибыль предприятие обладает

71. К ресурсам на выходе относятся …

72. К внутренним условиям хозяйствования относятся …

73. Производство считается рентабельным, если …

74. На уровень прибыли прямопропорционально влияют …

75. К производственным подразделениям предприятия относятся …

76. К вспомогательным цехам относятся …

77. К типам производственной структуры относятся …

78. Производство отливок, поковок, штамповок осуществляется в цехах …

79. Производство уникального оборудования обеспечивается следующим типом организации производства: …

80. Важнейшие показатели экономической эффективности общественного производства …

81. Показателями производительности труда являются: …

82. В практике производственно-хозяйственной деятельности производительность труда определяется отношением …

83. Разделение работников на основных и вспомогательных …

84. При расчете производительности труда объем производства продукции может быть представлен …

85. Условиями применения повременной оплаты труда являются …

86. Текучесть кадров на предприятии определяется …

87. При выпуске разнородной продукции в расчетах производительности труда используются …

88. Непосредственно создают материальные ценности …

89. Технологическая трудоемкость – это …

90. Экстенсивное использование основных производственных фондов характеризуют …

91. Интенсивное использование основных производственных фондов характеризуют …

92. Амортизация основных производственных фондов – это …

93. В состав оборотных производственных фондов предприятия входят материально-вещественные элементы: …

94. К фондам обращения относятся: …

95. Первоначальная стоимость ОПФ – это …

96. Расширенное воспроизводство ОПФ осуществляется путем …

97. Фондоотдача – это соотношение годового объема производства продукции к стоимости …

98. Норма амортизации от амортизационного срока службы конкретного вида ОПФ находится …

99. Чем выше уровень коэффициента использования …

100. Оборотные фонды относятся …

101. Основные показатели плана капитальных вложений …

102. Программа предпринимательских действий при разработке бизнес-плана включает …

103. Главная цель рекламы …

104. Производство – это …

105. Производственное потребление – это …

106. Маркетинг – это система, ориентированная …

107. Инструментами маркетинга являются …

108. Какой фактор и источник не относится к внутрипроизводственным резервам снижения себестоимости? …

109. Какой технико-экономический фактор не относится к факторам повышения технического уровня производства? …

110. Какой технико-экономический фактор не относится к факторам совершенствования организации производства? …

111. Если по мере роста объема производства фирмы ее средние переменные затраты (издержки) сокращаются, то …

112. Инвестиции в производстве предполагают …

113. Удельные капиталовложения – это …

114. Стандартизация и унификация – это предпосылки …

115. Производственное кооперирование является следствием …

116. Рациональное использование сырья при комбинировании обусловлено …

117. Для предприятий с высоким уровнем концентрации характерны …

118. Под кооперированием понимают …

119. Система управления качеством продукции включает этапы …

120. Главная задача стандартизации …

121. Сертификацию продукции производят …

122. Технологическая подготовка производства – это …

123. Уровень технологической подготовки производства зависит от факторов: …

124. Под стандартизацией и унификацией технологической подготовки производства следует понимать …

125. Норма – это …

126. Качественными показателями плана являются …

127. Базой для составления производственной программы является план производства продукции …

128. Объем реализованной продукции (в сравнении с объемом товарной продукции) …

129. Название классификации затрат по экономическим элементам …

130. Прибыль от продаж (реализации) формируется как …

131. К постоянным расходам относятся …

132. Чистая прибыль – это …

133. Смета затрат на производство включает …

134. Снижение уровня материальных затрат в себестоимости продукции достигается за счет факторов …

135. Если индекс заработной платы превышает индекс производительности труда, то уровень себестоимости …

136. Налоги и сборы, уплачиваемые в законодательном порядке за счет финансовых результатов, входят в состав …

137. Главные условия успешной ценовой конкуренции …

138. Предприятие реализует свою продукцию …

139. Затратный метод ценообразования основан …

140. Повышение объема предложения ведет …

141. При формировании прибыли предприятия от продажи продукции …

142. Франчайзинг – это форма взаимовыгодных партнерских отношений …

143. Хозрасчетный доход при аренде имущества является …

144. Объектами управления являются …

145. Механическая структура управления характеризуется …

146. Основные цели управления …

147. Управление предприятием представляет собой …

148. Эффективность управления определяется главным образом …

149. Важнейшие функции управления …

150. Фундамент квалифицированного управления …

 

 

1.2. Цель и задачи контрольной работы

 

Главная цель контрольной работы состоит в выработке у студентов умений и навыков самостоятельного углубленного изучения и ясного изложения конкретных экономических проблем и их решений.

Контрольная работа должна закрепить теоретические знания по дисциплине «Экономика предприятия» и дать практические навыки в проведении экономических расчетов, так как, производя расчеты и оценку представленных вариантов решения задач, студенты сталкиваются с ситуациями, с которыми приходится иметь дело на практике.

Студенты выполняют контрольную работу в соответствии со своим вариантом задания и излагают результат своей самостоятельной работы в соответствии с указанными в данном пособии требованиями.

Выполненная работа сдается для проверки на кафедру экономической теории для рецензирования. После положительной ее оценки преподавателем, она должна быть защищена.

Защита контрольной работы осуществляется строго до начала экзаменационной сессии либо по согласованию с преподавателем – до проведения промежуточной аттестации (зачет).

 

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

 

Контрольные работы, с одной стороны, выступают как средство приобретения и углубления знаний студентом, а с другой – как форма самоконтроля, а также контроля учебы студента со стороны кафедры экономической теории.

 

2.1. Порядок выполнения и структура контрольной работы

 

2.1.1. Рекомендуемая структура контрольной работы

 

Контрольная работа должна включать введение (содержащее цели и задачи работы), заключение (отражающее выводы и результаты работы), список использованных информационных источников, а также содержательную часть расчетного характера.

В контрольной работе необходимо решить четыре задачи, которые отражают реальные ситуации на предприятии (фирме), для чего важно разобраться в сущности искомых показателей. Поэтому, приступая к расчетам и изложению решения, в первую очередь и как минимум, в рамках каждой задачи нужно привести определение и методику расчета каждого из показателей.

Решение задач должно быть лаконично, но экономически грамотно построено. При этом приводятся:

· условие задачи (желательно краткое) с условными обозначениями и единицами измерения используемых показателей;

· непосредственно решение задачи как аналитическое, так и (по возможности) графическое, отражающее методику расчета искомых величин;

· ответ на поставленный вопрос.

При решении задач следует привести все промежуточные расчеты с необходимыми пояснениями.

К выполнению контрольной работы следует подходить творчески. Качество работы оценивается, прежде всего, по тому, насколько самостоятельно и правильно решены все задачи.

 

2.1.2. Оформление контрольной работы

 

Контрольная работа оформляется в соответствии с общепринятыми требованиями, предъявляемыми к контрольным, курсовым, дипломным и научным работам. Рекомендуется:

· формат бумаги А4;

· текст печатается шрифтом «Times New Roman» размером 14 через 1,5 интервала;

· размеры полей: левого 30 мм, правого, верхнего и нижнего – 20 мм;

· нумерация страниц – сквозная от титульного до последнего листа. Номер страницы ставят в верхнем правом углу и не обводят рамкой. Страницы, занятые таблицами и иллюстрациями, включают в сквозную нумерацию. На титульном листе, который является первой страницей, номер страницы не ставится; на второй странице размещается «Содержание», где отражены наименования разделов (глав, параграфов) с указанием страниц, с которых они начинаются;

· разделы нумеруют арабскими цифрами в пределах всей работы. Наименования разделов должны быть краткими и выделяться на фоне текста в виде заголовка. Переносы слов в заголовке не допускаются, в конце заголовков точку не ставят;

· цифровой материал необходимо оформить в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь номер (над правым верхним углом) и тематическое название;

· в список использованных источников включаются книги, брошюры, статьи, научные отчеты, законодательные акты, сайты Internet и другие источники, задействованные при выполнении работы. Литературные источники располагаются по мере встречаемости или по алфавиту. Каждая книга заносится в список в следующем порядке: порядковый номер; ФИО автора; заглавие книги; место издания; название издательства; год выпуска

Титульный лист оформляется по установленной единой форме. На титульном листе работы указываются: министерство; наименования вуза, факультета, кафедры, дисциплины, работы; вариант задания; фамилия, имя, отчество студента; факультет; форма обучения; курс; направление (специальность); номер группы; номер зачетной книжки; дата и место выполнения. За титульным листом помещается «Содержание», против каждого пункта которого с правой стороны указываются начальные страницы пункта.

Все листы контрольной работы должны быть сброшюрованы либо переплетены иным способом, исключающим их произвольное выпадение.

2.1.3. Сроки и порядок представления работы

 

Контрольная работа выполняется в сроки, установленные учебным планом, и представляется на кафедру экономической теории за 20 дней до начала сессии.

Вариант контрольной работы определен последней цифрой номера зачетной книжки студента. Например: № зач. книжки – 602543, следовательно, вариант соответствует № 3.

В результате проверки контрольной работы преподаватель кафедры дает общую оценку работы по трем вариантам:

· «зачтено» (если нет замечаний преподавателя);

· «на доработку» (в этом случае преподаватель указывает замечания по контрольной работе, студент в соответствии с замечаниями вносит незначительные исправления и сдает работу повторно);

· «не зачтено» (в этом случае студент согласно замечаниям преподавателя основательно дорабатывает свой вариант и сдает контрольную работу на повторную проверку на кафедру).

Студенты, не выполнившие контрольную работу или не получившие зачета по ней, к итоговой аттестации по дисциплине (зачет) не допускаются.

В процессе самостоятельного изучения курса и выполнения контрольных работ студенты могут получить консультации преподавателей кафедры экономической теории СПбГЛТУ в соответствии с графиком проведения консультаций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: