Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта: понятие и виды. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК РФ)

Родовой объект данной группы преступлений - общественная безопасность и общественный порядок.

Видовой объект безопасность движения и эксплуатации любого вида транспорта.

Непосредственный объект — безопасность движения и эксплуа­тации конкретного вида транспорта

С объективной стороны преступления, посягающие на безопас­ность движения и эксплуатации транспорта, заключаются в нарушении установленных правил и требований, обеспечивающих безопасное функционирование транспорта. Диспозиции статей, содержащих от­ветственность за рассматриваемые преступления, являются бланкет­ными, т.е. отсылающими к другим законам или иным нормативным актам другой отрасли права. Так, бланкетная диспозиция ст. 264 УК РФ отсылает к Правилам дорожного движения.

Подавляющее большинство транспортных преступлений может быть совершено путем как действия, так и бездействия. Исключение составляют приведение в негодность транспортных средств или путей

сообщения (ст. 267 УК РФ), что может быть совершено лишь путем действия, и неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), осуществляемое путем бездействия.

Составы большинства преступлений, посягающих на безопас­ность движения и эксплуатации транспорта, сконструированы законо­дателем как материальные составы (исключение составляют ст. 270 и 271 УК РФ), что предполагает наличие общественно опасных послед­ствий. Во всех этих преступлениях такими последствиями является причинение смерти, тяжкого вреда здоровью личности или в некото­рых случаях крупного материального ущерба.

Нарушения правил, повлекшие легкий вред здоровью или незна­чительный материальный ущерб, рассматриваются в административ­ном, дисциплинарном или гражданско-правовом порядке.

Субъектом преступлений может быть физическое вменяемое ли­цо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ. В некоторых случаях предусмотрен специальный субъект (напри­мер, ст. 263,264, 266 УК РФ и др.).

Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта - это общественно опасные деяния (действия или бездей­ствие), посягающие на безопасное функционирование транспорта, в результате чего наступают указанные в законе последствия.

Посягательства на безопасное функционирование транспорта при отсутствии указанных в уголовном законе последствий могут влечь за собой административную, дисциплинарную или материаль­ную ответственность.

Транспортные преступления подразделяют на две группы: 1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, что предполагает непосредственно их вождение и эксплуатацию (ст. 263, 263.1, 264, 271 УК РФ); 2) иные преступления в сфере функционирования транспорта (ст. 266, 267, 268,269, 270 УК РФ).

Основной непосредственный объект нарушения правил дорожно­го движения и эксплуатации транспортных средств — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — жизнь, здоровье людей. В соответствии с ФЗ от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безо­пасности дорожного движения» дорожное движение — это совокуп­ность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без та­ковых в пределах дорог.

Безопасность дорожного движения — это состояние процесса до­рожного движения, отражающее степень защищенности участников от дорожно-транспортных происшествий.

Предмет преступления:

— автомобиль (легковой и грузовой; для перевозки грузов и пасса­жиров (в том числе автобусы), автомобиль специального назначения (например, пожарные, санитарные, гоночные);

— трамвай, представляющий собой рельсовый городской электро­транспорт, предназначенный в основном для перевозки пассажиров;

— другое механическое транспортное средство.

В соответствии с примечанием к ст. 264 УК РФ под другими транспортными средствами понимаются:

— троллейбусы — т.е. городской безрельсовый транспорт с элек­трической тягой;

— тракторы;

— иные самоходные машины, т.е. специальные механизмы, пред­назначенные для выполнения различных работ (строительных, дорож­ных, погрузочных и пр.) и оборудованные автономным двигателем, что позволяет им самостоятельно передвигаться (например, экскава­тор, грейдер, автокран, автопогрузчик и т.д.);

— мотоциклы, представляющие собой двух- или трехколесное транспортное средство с двигателем внутреннего сгорания (с объемом двигателя свыше 49,8 куб. см);

— иные механические транспортные средства.

В примечании к ст. 264 УК РФ не дается исчерпывающий пере­чень механических транспортных средств, но в силу п. 1.2 Правил до­рожного движения РФ к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более SO куб. см и имею­щие максимальную конструктивную скорость не более SO километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками. Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транс­портных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по ч. 1, 2 или ч. 3 ст. 268 УК РФ.

Под признаки ст. 264 УК РФ не подпадает нарушение Правил до­рожного движения при управлении боевыми, специальными или транспортными машинами, например, Министерства обороны РФ, МВД России. Нарушение правил вождения этих машин военнослужа­щими рассматривается как преступление против военной службы и квалифицируется по ст. 350 УК РФ.

Объективная сторона преступления характеризуется следую­щими признаками:

1) нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств;

2) наступление общественно опасных последствий - причинение тяжкого вреда здоровью человека;

3) причинная связь между допущенным нарушением и наступив­шими последствиями.

Нарушение правил дорожного движения может заключаться в превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил об­гона и разъезда, нарушении правил остановки и стоянки, проезда пе­рекрестков, железнодорожных переездов, неправильном маневрирова­нии на дороге.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных транспортных средств, в нарушении правил перевозки людей, грузов.

Рассматриваемое преступление может быть совершено путем как действия, так и бездействия.

Состав материальный. Преступление окончено с момента на­ступления тяжкого вреда здоровью человека.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью по­терпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части УК РФ о преступлениях против личности.

Не является преступлением такое нарушение правил безопасности функционирования транспорта, при котором лицо, управляющее транспортным средством, не должно н не могло предвидеть наступление указанных в ст. 264 УК РФ последствий. Здесь имеет место неви­новное причинение вреда (казус).

Субъектом данного преступления является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим меха­ническим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управ­ления указанным видом транспортного средства и получивший соот­ветствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный до­кумент был изъят в установленном законом порядке за ранее допу­щенное нарушение пунктов Правил дорожного движения РФ, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учеб­ном транспортном средстве с двойным управлением.

Части 2-6 ст. 264 УК РФ содержат следующие квалифицирующие признаки:

ч. 2 - то же деяние, совершенное лицом, находящимся в состоя­нии опьянения;

ч. 3 - деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть человека;

ч. 4 — деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть человека;

ч. 5 - деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц;

ч. 6 - деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 264 УК РФ, совершенное лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосто­рожности смерть двух или более лиц.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в ст. 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил до­рожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при по­грузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне доро­ги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших послед­ствий и формы вины по соответствующим статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

 

Транспортные преступления, не связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК РФ)

Родовой объект — общественная безопасность.

Видовой объект — безопасность движения и эксплуатации транс­порта как разновидность общественной безопасности.

Основной непосредственный объект — общественные отноше­ния, обеспечивающие безопасное функционирование различных видов транспорта.

Дополнительный объект - жизнь, здоровье людей, отношения собственности.

Предмет преступления:

- любые транспортные средства;

- пути сообщения (автотранспортные, железнодорожные, воз­душные, водные);

- средства сигнализации или связи;

- транспортное оборудование, к которому относятся мосты, тон­нели и т.д.;

- транспортные коммуникации.

Транспортные коммуникации — это те же средства сигнализации, средства связи и иное техническое устройство, обеспечивающее безо­пасность функционирования любого вида транспорта, а также автома­гистрали, водные и другие пути, даже в той части, где они не оборудо­ваны техническими устройствами.

Объективная сторона преступления характеризуется следую­щими признаками:

1) деяние — выраженное:

- в разрушении, повреждении или приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспорт­ного оборудования

— блокировании транспортных коммуникаций;

2) общественно опасные последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека либо причинения крупного ущерба (ущерб, сумма которого превышает 1 млн рублей);

3) причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Под разрушением подразумевается приведение в состояние пол­ной негодности технического средства или транспортного оборудова­ния, полный распад системы с потерей способности функционировать по своему назначению и не подлежащий восстановлению.

Повреждение - это приведение в состояние частичной непригод­ности транспортного средства либо изменение функциональных свойств транспортной коммуникации, в силу чего они полностью или частично теряют свои функциональные способности, но могут быть восстановлены.

Иные способы приведения в негодное состояние различны, это поджог транспортного средства, механическое воздействие на средст­во сигнализации или связи, подкладывание на рельсы, посадочную полосу посторонних предметов (бревен, камней) и т.п. действия.

Приведение в негодное для эксплуатации состояние предполагает невозможность их использования по назначению.

Блокирование транспортных коммуникаций заключается в созда­нии препятствий для свободного передвижения любого конкретного вида транспорта (например, преграждение взлетной или посадочной полосы аэропорта стволами деревьев или автомагистрали арматурой). Блокирование дороги может осуществляться и непосредственно людь­ми, выдвигающими определенные требования.

Состав материальный. Преступление окончено с момента на­ступления тяжкого вреда здоровью человека или причинения крупного ущерба.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект - физическое, вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 ст. 267 УК РФ предусматривает квалифицирующий при­знак: то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Часть 3 ст. 267 УК РФ предусматривает особо квалифицирующий признак: деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 267 УК РФ, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: