Понятие и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Субъект этих преступлений

Преступления против государственной власти, интересов госу­дарственной службы и службы в органах местного самоуправления -это виновно совершенные, общественно опасные деяния, запрещенные Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания и посягающие на нор­мальное функционирование государственной власти, интересы государ­ственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Родовым объектом является нормальное функционирование го­сударственной власти.

Видовой объект - нормальное функционирование государствен­ной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.

Непосредственным объектом выступает нормальное функцио­нирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.

Дополнительный непосредственный объект - права и законные интересы граждан, организаций, общества или государства.

Государственная служба Российской Федерации (далее - государ­ственная служба) — профессиональная служебная деятельность ­федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее—федеральные государственные органы); субъектов РФ;

органов государственной власти субъектов РФ, иных государст­венных органов субъектов РФ (далее — государственные органы субъектов РФ);

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения пол­номочий федеральных государственных органов (далее — лица, заме­щающие государственные должности Российской Федерации) (ст. 1 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государст­венной службы Российской Федерации»).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (да­лее - гражданская служба) — вид государственной службы, представ­ляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государст­венной гражданской службы Российской Федерации (далее — должно­сти гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Россий­ской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие слу­чаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую служ­бу (далее - федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов РФ (далее — гражданская служба субъектов РФ) (ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «0 государственной гражданской службе Российской Федерации»).

Государственная гражданская служба — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную дея­тельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных госу­дарственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Федеральная государственная гражданская служба — профессио­нальная служебная деятельность граждан на должностях федеральной государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов и лиц, замещаю­щих государственные должности Российской Федерации.

Государственная гражданская служба субъекта РФ - профессио­нальная служебная деятельность граждан на должностях государст­венной гражданской службы субъекта РФ по обеспечению исполне­ния полномочий субъекта РФ, а также полномочий государственных органов субъекта РФ и лиц, замещающих государственные должно­сти субъекта РФ (ст. 5 Федерального закона от 27 мая 2003 г. Ns 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»1).

Военная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооружен­ных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формирова­ниях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Таким гражданам присваиваются воинские звания (ст. 6 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О сис­теме государственной службы Российской Федерации»2).

Правоохранительная служба — вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную дея­тельность граждан на должностях правоохранительной службы в госу­дарственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и граж­данина. Таким гражданам присваиваются специальные звания и класс­ные чины (ст. 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»).

Муниципальная служба — профессиональная деятельность граж­дан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях му­ниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового дого­вора (контракта) (ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).

Предмет преступления — бюджетные средства (ст. 285-1 УК РФ), информация (документы, материалы) (ст. 287 УК), деньги, ценные бумаги.

Объективная сторона выражается в деянии в форме действия и бездействия. Только в форме действия могут совершаться нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285-1 УК РФ), нецелевое расхо­дование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285-2 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ), присвое­ние полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ), незаконное уча­стие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291-1 УК РФ) и служебный подлог (ст. 292 УК РФ). Такие преступления, как злоупотребление должностными полно­мочиями (ст. 285 УК РФ), отказ в предоставлении информации Феде­ральному Собранию РФ или Счетной палате РФ (ст. 287 УК РФ) и ха­латность (ст. 293 УК РФ), могут быть совершены и бездействием.

Основные составы преступлений, предусмотренных ст. 285-1, 285-2, 287, 289-292 УК РФ, сконструированы по типу формальных, поэтому такие преступления являются оконченными в момент совер­шения указанных в законе деяний вне зависимости от фактического наступления последствий. Составы остальных должностных преступ­лений материальные, т.е. они предусматривают в качестве обязатель­ного признака общественно опасные последствия в виде существенно­го нарушения прав и охраняемых законом интересов личности, обще­ства или государства. Некоторые составы преступлений сконструиро­ваны по типу материальных — состав халатности (ст. 293 УК РФ) тре­бует причинения крупного ущерба; неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа предусматривает в качестве последствий су­щественный вред правам и законным интересам граждан или органи­заций либо охраняемым законом интересам общества или государства (ст. 286-1 УК РФ). Соответственно, обязательным признаком этих пре­ступлений является причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Субъективная сторона должностных преступлений, кроме ха­латности, характеризуются умышленной формой вины. Преступле­ния, предусмотренные ст. 285, 292 УК, в виде обязательного при­знака предусматривают также мотивы — корыстная или иная личная заинтересованность.

Субъект может быть: 1) общим субъектом (ст. 291 УК РФ); 2) го­сударственными служащими или служащими органов местного само­управления (публичными служащими), которые не являются должно­стными лицами (ст. 288 УК РФ); 3) должностными лицами (ст. 285-287, 289, 290, 293 УК РФ); 4) как должностными лицами, так и пуб­личными служащими, которые не являются должностными лицами (ст. 292, 292-1 УК РФ).

Государственные должности Российской Федерации и государст­венные должности субъектов РФ (далее — государственные должно­сти) — должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федераль­ных государственных органов, и должности, устанавливаемые консти­туциями (уставами), законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»1).

Должности государственной службы подразделяются на:

— должности федеральной государственной гражданской службы;

— должности государственной гражданской службы субъекта РФ;

— воинские должности;

— должности правоохранительной службы (ст. 8 Федерального за­кона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»2).

Федеральный государственный служащий — гражданин, осущест­вляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное со­держание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О си­стеме государственной службы Российской Федерации»).

Государственный гражданский служащий субъекта РФ - гражда­нин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной гражданской службы субъекта РФ и полу­чающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюд­жета соответствующего субъекта РФ. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъ­екта РФ может получать денежное содержание (вознаграждение) так­же за счет средств федерального бюджета (ст. 10 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Рос­сийской Федерации»).

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязан­ности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ст. 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Рос­сийской Федерации»).

Согласно примечанию ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, админи­стративно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учрежде­ниях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Выполнение перечисленных функций по специальному полномо­чию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложен­ные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должност­ным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение опреде­ленного времени или одноразово либо совмещаться с основной рабо­той (народные и присяжные заседатели и др.) (п.1 Постановления Пле­нума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»).

Представителем власти признается должностное лицо правоохра­нительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядитель­ными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в слу­жебной зависимости (примечание к ст. 318 УК РФ).

К представителям власти следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также ра­ботников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для ис­полнения гражданами, а также организациями независимо от их ве­домственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов РФ, члены Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями ра­ботники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД РФ и ФСБ РФ, состоящие на государственной службе аудиторы, госу­дарственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выпол­нении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномо­чиями) (п. 2 Постановления).

Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисцип­лины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взы­сканий (п. 3 Постановления).

К административно-хозяйственным функциям могут быть, в част­ности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуще­ством и денежными средствами, находящимися на балансе и банков­ских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразде­лений, а также совершение иных действий: принятие решений о на­числении заработной платы, премий, осуществление контроля за дви­жением материальных ценностей, определение порядка их хранения и

т.п. (п. 3 Постановления).

Под лицами, занимающими государственные должности Россий­ской Федерации, в статьях настоящей главы и других статьях настоя­щего Кодекса понимаются лица, занимающие должности, устанавли­ваемые Конституцией РФ, федеральными конституционными закона­ми и федеральными законами для непосредственного исполнения пол­номочий государственных органов.

Под лицами, занимающими государственные должности субъек­тов РФ, в статьях настоящей главы и других статьях настоящего Ко­декса понимаются лица, занимающие должности, устанавливаемые конституциями или уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов.

Государственные служащие и служащие органов местного само­управления, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголов­ную ответственность по статьям настоящей главы в случаях, специ­ально предусмотренных соответствующими статьями.

Под иностранным должностным лицом понимается любое назна­чаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-

либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должно­стным лицом публичной международной организации понимается ме­ждународный гражданский служащий или любое лицо, которое упол­номочено такой организацией действовать от ее имени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: