Злоупотребление должностными полномочиями. Его отличие от превышения должностных полномочий. Неисполнение сотрудником органа внутренних дел приказа

Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ)

Родовым объектом является нормальное функционирование го­сударственной власти.

Видовой объект - нормальное функционирование государствен­ной власти, интересов государственной службы и службы в ОМСУ.

Непосредственным объектом выступает нормальное функцио­нирование конкретного государственного органа, учреждения или предприятия либо органа местного самоуправления.

Дополнительный непосредственный объект — права и законные интересы граждан, организаций, общества или государства.

Объективная сторона выражается в трех обязательных призна­ках: деяние в форме действия (бездействия) — использование служеб­ных полномочий вопреки интересам службы; последствия в виде су­щественного нарушения прав и законных интересов граждан или орга­низаций либо охраняемых законом интересов общества или государст­ва и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.

Под использованием должностным лицом своих служебных пол­номочий вопреки интересам службы следует понимать совершение таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуще­ствлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственно­му аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями. В частно­сти, как злоупотребление должностными полномочиями должны ква­лифицироваться действия должностного лица, которое из корыстной или иной личной заинтересованности совершает входящие в круг его должностных полномочий действия при отсутствии обязательных ус­ловий или оснований для их совершения (например, выдача водитель­ского удостоверения лицам, не сдавшим обязательный экзамен; прием на работу лиц, которые фактически трудовые обязанности не испол­няют; освобождение командирами (начальниками) подчиненных от исполнения возложенных на них должностных обязанностей с направ­лением для работы в коммерческие организации либо обустройства личного домовладения должностного лица) (п. 15 Постановления Пле­нума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»).

Как использование должностным лицом своих служебных полно­мочий вопреки интересам службы следует рассматривать протекцио­низм, под которым понимается незаконное оказание содействия в тру­доустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, а также иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19).

Под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями следует ^Ьч понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами между- ш народного права, Конституцией РФ (например, права на уважение чес- Щ ти и достоинства личности, Личной и семейной жизни граждан, права на неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных пере- ^7 говоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также права на судебную защиту и доступ к правосудию, в том числе права на эффек­тивное средство правовой защиты в государственном органе и компен­сацию ущерба, причиненного преступлением, и др.)- При оценке суще­ственности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число по­терпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, мораль­ного или имущественного вреда и т.п. Под нарушением законных ин­тересов граждан или организаций в результате злоупотребления долж­ностными полномочиями следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных зако­ном случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества) (п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. №19').

Состав по конструкции материальный и считается оконченным с момента наступления последствий.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины и выражается в прямом виде умысла.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность.

Корыстная заинтересованность — стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с неза­конным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имуще­ства, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т.п.); иная лич­ная заинтересованность — стремление должностного лица извлечь, вы­году неимущественного характера, обусловленное такими побужде­ниями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить дейст­вительное положение, получить взаимную услугу, заручиться под­держкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетент­ность и т.п. (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. К» 192).

Субъект - должностное лицо.

Квалифицированный вид ч. 2 ст. 285 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за злоупотребление должностными пол­номочиями, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления.

Особо квалифицированный вид ч. 3 ст. 285 УК РФ предусматри­вает уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями (ч. 1 и ч. 2), повлекшее тяжкие последствия.

Под тяжкими последствиями следует понимать последствия со­вершения преступления в виде крупных аварий и длительной останов­ки транспорта или производственного процесса, иного нарушения дея­тельности организации, причинение значительного материального ущерба, причинение смерти по неосторожности, самоубийство или

Статья 285 УК РФ Статья 286 УК РФ
Объективная сторона вы­ражается в трех обязательных признаках: деянии в форме дейст­вия (бездействия) - использова­ние служебных полномочий вопреки интересам службы, последствия в виде существенного нарушения прав и законных интере­сов граждан или организаций ли- бо охраняемых законом интересов общества или государства и при­чинная связь между деянием и наступившими последствиями. Объективная сторона вы­ражается в трех обязательных признаках: деяние в форме дейст­вия — совершение действий, явно выходящих за пределы его пол­номочий, последствия в виде су­щественного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и причинная связь между деянием и наступившими последствиями.
Субъективная сторона ха­рактеризуется умышленной фор­мой вины и выражается в прямом виде умысла. Обязательным при­знаком выступает мотив - коры­стная или иная личная заинтере­сованность. Субъективная сторона ха­рактеризуется умышленной фор­мой вины и выражается в прямом или косвенном виде умысла.

покушение на самоубийство потерпевшего и т.п.

Отличие злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий:

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: