Тема 1.2. Экономические структуры ранних цивилизаций

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ.

СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Модуль 1. Введение в дисциплину «Экономическая история». Экономическое развитие государств в эпоху Древнего мира и Средневековья

Тема 1.1. Введение в дисциплину «Экономическая история»

I. Задания для самостоятельной работы [1]

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): формация, цивилизация, школа «Анналов», клиометрика, миросистемный анализ.

3*. Подготовить сообщение на одну из тем: «Особенности миросистемного подхода Иммануила Валлерстайна», «Основные идеи лауреатов Нобелевской премии по экономике за 1993 г. Д. Норта, Р. Фогеля», «Исследования в области экономической истории в современной России: центры, ученые, тематика», «Международные конгрессы по экономической истории».

II. Рекомендации по выполнению заданий

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку указанных терминов (понятий).

Изучение данной темы следует начать с уяснения предмета дисциплины «Экономическая история». Далее рассмотрите этапы институционализации экономической истории. Особое внимание уделите роли школы Анналов в развитии данной дисциплины, идеям представителей миросистемного анализа (Иммануила Валлерстайна, Андре Гундер Франка, Джованни Арриги).

Изучая главу 1 книги Р. Камерона, подробно проработайте проблемы «Рост, развитие, прогресс», «Детерминанты экономического развития». В заключение охарактеризуйте современное состояние науки «экономическая история» (особенности развития в США, Европе, России, деятельность Международной ассоциации экономической истории, тематику Международного конгресса по экономической истории в Утрехте 2009 г.).

III. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 1.

Дополнительная литература

1. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм. 15-18 вв. В 3-х томах. М: «Прогресс», 1986-1992.

2. Бродель Ф. Динамика капитализма. Смоленск, 1993.

3. Кагарлицкий Б. От империй – к империализму. Государство и возникновение буржуазной цивилизации. М., 2010.

4. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001.

5. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

Что является предметом изучения экономической истории?

2. Какие подходы к периодизации экономической истории Вам известны? Дайте краткую характеристику.

Назовите представителей миросистемного анализа.

4. Чем миры-экономики отличаются от миров-империй в миросистемном анализе И. Валлерстайна?

Тема 1.2. Экономические структуры ранних цивилизаций

I. Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу по указанной проблематике.

2. Дать определение следующим терминам (понятиям): «неолитическая революция», «плодородный полумесяц», азиатский способ производства, города-государства, храмовые города, ирригационное земледелие, полис, трапезиты, «золотой век» Афин, реформы Диоклетиана, латифундии, виллы, эргастерии, колонат, караванная торговля, «Великий шелковый путь».

3. Провести сравнительный анализ речных цивилизаций (в терминологии русско-французского географа и социолога Л.И. Мечникова), а именно шумерской, египетской, индийской, китайской.

4*. Прочесть и сделать краткий конспект текстов из хрестоматии по экономической истории (см. список литературы): Гуляев В.И. Становой хребет месопотамской цивилизации (С.23-27); Дьяконов И.М. Имперская древность (С.28-38).

5. Подготовить реферат на тему: «Происхождение и эволюция монетных денег».

II. План семинарского занятия 1

(форма обучения: очная)

1. Экономическое развитие Двуречья (Междуречья): Шумер, Вавилон, Ассирия.

2. Экономическое развитие Древнего Египта.

3. Особенности экономического развития Финикии, Карфагена.

План семинарского занятия 2

(форма обучения: очная, заочная на базе среднего образования)

1. Основные черты экономического развития Древней Греции. Эволюция земельной собственности и рабовладения в греческих полисах.

2. Развитие экономики Древнего Рима. Хозяйство Римской империи. Замена рабства наемным трудом.

3. Особенности экономического строя Восточной Римской империи. Константинополь как центр евразийской торговли.

III. Рекомендации по выполнению заданий и

подготовке к семинарскому занятию

Изучение темы следует начать с общей характеристики хозяйства первобытного общества. Особое внимание уделите проработке понятия «неолитическая революция», выделите основные признаки цивилизации.

Первое семинарское занятие посвящено изучению развития экономики стран Древнего Востока. Необходимо выявить общие закономерности экономического развития древневосточных государств. В этой связи особое внимание следует уделить проработке понятия «азиатский способ производства». Для уяснения особенностей экономического развития стран Древнего Востока целесообразно заполнить таблицу 1 в письменной форме (задание № 3).

Таблица 1.

Сравнительный анализ речных цивилизаций

Название цивилизации Особенности экономического развития Особенности политического развития Достижения
Междуречье (Шумер)      
Египет      
Китай      
Индия      

 

Большая роль при освоении данного курса отводится проработке текстов, содержащихся в хрестоматии по экономической истории, изданной НИУ-ВШЭ. При изучении данной темы необходимо сделать краткий конспект указанных статей (задание 4).

При подготовке первого вопроса первого семинарского занятия последовательно разберите особенности экономического развития Шумера, Вавилона, Ассирии. Подумайте, какие элементы «азиатского способа производства» проявлялись в экономике этих государств, где они были выражены более рельефно. Второй вопрос первого семинарского занятия посвящен экономическому развитию Древнего Египта. Шумер и Древний Египет – самые ранние очаги цивилизации на земле, самые ранние государственные образования. В экономическом развитии этих государств много общего. Основной причиной сходства было то обстоятельство, что земледелие здесь было почти невозможно без ирригации, зато при условии ирригации обеспечивало очень высокий прибавочный продукт, необходимый для возникновения цивилизации. Третий вопрос семинарского занятия посвящен особенностям экономического развития Финикии и Карфагена. Следует помнить, что именно финикийцы, а не греки выступают пионерами рыночной экономики в Средиземноморье, именно финикийцам принадлежит, по выражению Оскара Егера, «честь пересадки приобретений культуры восточного мира на Запад». Изучите структуру торговли Финикии и Карфагена.

Второе семинарское занятие по данной теме посвящено особенностям экономического развития античного мира – Древней Греции и Древнего Рима. Следует помнить, что развитие этих государств шло иным путем, отличным от развития стран Древнего Востока.

Первый вопрос семинарского занятия посвящен экономическому развитию Древней Греции. Необходимо охарактеризовать, выделить специфические особенности экономического развития в крито-микенский, гомеровский, архаический и классический периоды. Изучите устройство полисов, законы Драконта, реформы Солона, особенности афинского и спартанского социально-экономического развития, «Великую греческую колонизацию». Особое внимание при изучении классического периода древнегреческой истории следует уделить, во-первых, развитию ремесленного производства, торговли, кредитно-финансовых институтов, во-вторых, причинам и последствиям социально-экономического кризиса IV в. до н.э.

Второй вопрос семинарского занятия посвящен изучению экономики Древнего Рима. Историю Древнего Рима можно рассматривать как классический образец зарождения, расцвета и гибели рабовладельческого общества. Охарактеризуйте особенности экономического развития Древнего Рима в царский (VIII - VI вв. до н.э.), республиканский (510 – 27 гг. до н.э.) периоды и в период Римской империи (27 г. до н.э. – 476 г.). Уясните, когда патриархальное рабство превращается в классическое, когда начинается кризис рабовладения, каковы были его последствия. Особое внимание следует уделить развитию ремесла, сельского хозяйства, торговли, бюджету, денежному обращению.

Третий вопрос семинара посвящен особенностям экономического развития Византии в V - X вв. Поскольку значительное место в курсе отводится проблемам международной торговли, то акцент при изучении данного вопроса следует сделать на господствующее положение Константинополя в бассейне Средиземного моря.

IV. Рекомендуемые источники

Основная литература

1. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран. М., 2008. Гл.1.

2. Экономическая история: учебник /О.Д. Кузнецова, И.Н. Шапкин, А.С. Квасов, Л.И. Пермякова. М., 2011. Глава 1, 2.

Дополнительная литература

1. Камерон Р. Краткая экономическая история мира: от палеолита до наших дней. М., 2001. Гл.2, 4.

2. Пайда Г.В. Практикум по дисциплине «История экономики». Р-н-Д, 2007.

3. Филиппенко А.С. Экономическая глобализация: истоки и результаты. М., 2010.

4. Экономическая история мира. Европа/ РАН; Ин-т Европы/ Под общ. ред. М.В. Конотопова. М.,2004.

5. Экономическая история: учебник/ М.В. Конотопов, С.И. Сметанин.-9-е изд. доп. и перераб.-М.,2007.

6. Экономическая история [Текст]: хрестоматия. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2008. С.17-50.

V. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какие реки русский географ и социолог Л.И. Мечников называл «великими историческими реками»? Объясните почему.

2. Как происходила финикийская и греческая колонизация Средиземноморья (VIII-VI вв. до н.э.)? В чем состояло отличие финикийской колонизации от греческой?

3. Какие основные реформы провел Солон?

4. В чем заключается отличие экономического и политического развития Афин и Спарты?

5. Какое значение в экономике Афин играли Лаврионские рудники?

6. Каковы причины кризиса древнегреческого полиса?

7. Каковы особенности внутренней и внешней торговли в Древнем Риме?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: