Отнесение лесов к государственной собственности предполагает необходимость организации государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов. Целесообразно остановиться на двух наиболее актуальных для экологии аспектах управления — принципах государственного управления и статусе федерального органа управления лесным хозяйством.
Принципы государст-венного управления лесным фондом.
Государственное управление в облаcти использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов основывается на принципах:
1) устойчивого развития, т. е. сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды;
2) рационального, непрерывного, неистощительного использования лесного фонда в интересах Российской Федерации и ее субъектов;
3) несовместимости реализации функций государственного управления лесным фондом с осуществлением рубок главного пользования и переработки полученной при этом древесины.
|
|
Структура управления лесами определяется лесным законодательством, региональными условиями использования и воспроизводства лесных ресурсов. При этом структура органов управления лесами должна оставаться вертикальной, предусматривающей подчинение нижестоящих органов вышестоящим.
Высшим органом управления лесами и лесным хозяйством в РФ является Министерство природных ресурсов, которое осуществляет исполнительные, контрольные, разрешительные функции ведения лесного хозяйства.
На уровне субъектов РФ (краев, областей, республик) управление и воспроизводство лесов осуществляют Агентства лесного хозяйства и на низовом уровне осуществляют лесхозы, лесничества и т.д.
На федеральном уровне решаются следующие вопросы:
· Разработка и совершенствование лесного хозяйства;
· Нормативное обеспечение лесохозяйственной деятельности;
· Управление охраной и защитой лесов от вредителей;
· Лесное проектирование, лесоустройство, определение расчетных лесосек;
· Установление системы платежей за пользование лесными ресурсами;
· Установление регулирования системы финансирования;
· Организация и финансирование научных исследований, связанных с лесом;
· Организация международного сотрудничества по научным проблемам воспроизводства, охраны и защиты лесов;
· Организация и финансирование программы по подготовке и переподготовке кадров.
На уровне субъектов РФ:
· Предоставление материалов на федеральный уровень для утверждения нормативов лесопользования и других нормативных документов;
· Участив в разработке и совершенствование лесного законодательства;
|
|
· Организация ведения государственного лесного кадастра и государственного учета лесного фонда;
· Предоставление лесного фонда в долгосрочную аренду и определение прав и обязанностей арендодателей и лесопользователя;
· Организация и финансирование работ по выращиванию лесопосадочного материала;
· Осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов;
· Организация и финансирование научных исследований, подготовки и переподготовки кадров в области управления лесами;
· Утверждение по районам лимитов лесосечного фонда в пределах расчетной лесосеки.
На низовом уровне:
· Распределение утвержденного лимита лесосечного фонда по лесопользователям с выдачей соответствующих разрешительных документов;
· Предоставление лесных пользований в краткосрочное использование, аренду и учет лесного фонда;
· Приемка результатов лесохозяйственной деятельности с соответствующей их оплатой;
· Предупреждение, выявление и пресечение требований пожарной безопасности в лесах;
· Организация мероприятий по охране лесов от пожаров и защите их от вредителей и болезней;
· Выполнение работ по лесовосстановлению, лесовыращиванию, повышению продуктивности лесов, охране и защите их